MForum.ru
04.07.2005, MForum.ru
Форум "Мир мобильного контента", проходил 23-24 июня 2005 года. MForum предлагает статью "по мотивам" презентации, сделанной Оксаной Мусановой, специалистом по маркетингу компании "Восточный Ветер": методы предоставления контента в России; проблемы и последствия некачественной организации VAS - взгляд абонента; схемы предоставления контента за рубежом; преимущества и недостатки; опыт оператора; перспективные методы взаимодействия с абонентами.
Оксана Мусатова |
Разработчикам программного обеспечения часто приходится сталкиваться с тем, что каждая компания-оператор по-своему организует одни и те же процессы. Поэтому ПО постоянно претерпевает какие-то изменения и в итоге отражает все многообразие требований клиентов. Преобразований не избегают и контент-платформы. При создании систем управления контентом приходится довольно часто вносить дополнения в функционал. Этому способствует экстремально быстрое развитие рынка VAS, и как следствие, возникающие диспропорции между схемами предоставления контента в различных компаниях.
Примерами подобных расхождений являются различные методы доставки, тарификации VAS и схемы взаимодействия между операторами связи и поставщиками контента. С одной стороны, ничего катастрофического в этом нет, это естественно для развивающихся структур и в конечном итоге ведет к созданию некой единой и наиболее эффективной концепции предоставления мобильных услуг. Но с другой стороны, ситуация такова, что пока отсутствуют подобный унифицированный метод, все участники процесса предоставления контента терпят значительные издержки. Об этих издержках и причинах, их вызывающих, и пойдет речь в данной статье.
"Восточный ветер" |
Методы доставки контента
Первая группа проблем, которая влияет на снижение эффективности контент-бизнеса – это проблемы, связанные с доставкой контента. При заказе услуг абоненты обычно пользуются такими каналами, как IVR, SMS, USSD, WAP, Web или E-mail. Все они позволяют сформировать вызов контента и получить его на свой мобильный терминал. Что касается SMS, USSD, IVR и E-mail, то у абонентов не возникает неудобств, при пользовании данным транспортом. Процесс создания запроса или получения услуги через эти каналы является стандартным и общепринятым. Наверное, именно поэтому на сегодняшний день главной тенденцией современного рынка является интенсивный рост выручки от SMS, MMS, USSD-услуг, IVR-based игр и информационных сервисов. Так рост трафика SMS составляет 155% в год, а доходы от этого сервиса еще в 2004 году превысили $430 млн.
Проблемы доставки контента чаще всего возникают при работе с WAP или Web ресурсами. Наиболее часто встречающимися являются:
• Сложность работы со ссылками.
1) Когда контент-провайдер присылает на терминал абонента URL, то может возникнуть проблема распознавания данного адреса телефоном. Имеется в виду ситуация, когда приходит HTTP-ссылка, с которой умеют работать далеко не все терминалы. Конечно, эта проблема относится скорее к создателям мобильных устройств, а не к операторам или контент-провайдерам. Тем не менее, она существует. И поставщики мобильных услуг, на самом деле, могут частично решить ее, учитывая возможности телефона заказчика при отправке URL.
2) Второй тип проблем, возникающий при работе с адресами, это сложность настроек WAP или GPRS для закачки контента. Подобные ограничения ведут к тому, что данными каналами пользуется малое число абонентов, как правило, технически довольно грамотных. Поэтому все чаще раздается мнение о недалеком пределе в развитии WAP сервисов. Решить эту проблему могла бы автоматическая настройка каналов передачи данных, при отправке абонентом специального сервисного SMS или USSD сообщения. Но, как и в предыдущем случае, это зависит от возможностей мобильного терминала. Поэтому пока остается только развести руками и ждать, когда разработчики телефонов сделают возможным автоматическую настройку WAP и GPRS для всех телефонов.
• Медленная связь
Это в первую очередь касается GPRS. Если с CSD изначально понятно, что «быстро» не получится – как никак звонок на номер модемного пула сотового оператора, где скорость - в районе 9,6 Кбит/с, то при введении GPRS все ожидают высоких скоростей. Теоретически, пропускная способность GPRS-канала может достигать 114 Кб/с. На практике же оказывается, что чаще встречается скорость в районе 10 Кбит/с, а иногда сети бывают настолько перегружены, что нормально пользоваться WAP через GPRS можно лишь поздним вечером.
• Нестабильность связи
Довольно часто слышны жалобы на то, что временами скорость трафика падает практически до нуля. В итоге приложения, которые должны быть в on-line, переходят в off-line. Примером может служить мобильное ICQ, которое постоянно «выпадает» по причине нестабильности GPRS соединения.
Тарификация VAS
Теперь перейдем к тем схемам тарификации контента, которые служат весомой причиной снижения лояльности абонентов и являются весьма распространенными не только в России, но и за рубежом.
• Тарификация запроса, а не доставки
Пример прост и всем известен: абонент заказывает контент, но происходит сбой в режиме работы транспортной системы и ресурс не доставляется. Тем не менее, большинство операторов списывают с абонента деньги за данную услугу, несмотря на то, что подобная тарификация снижает доверие пользователей к сотовой компании.
• Дорогие тарифы
Обратимся опять к GPRS. Казалось бы – вот стандарт, который благодаря тарификации за трафик, а не за время (как через WAP), позволит сделать процесс закачки контента быстрым и недорогим. Особенно если учесть, что картинки и мелодии для сотовых весят, как правило, всего лишь несколько сотен килобайт. Но на самом деле все не так благополучно.
1) Во-первых, у многих операторов стоимость трафика оценивается по мегабайту. В России это 7-10 рублей. Возникает резонный вопрос: зачем абоненту платить за целый мегабайт, если реально загруженная картинка весит не больше 200 килобайт? Самое удивительное то, что данный парадокс наблюдается даже у зарубежных операторов. К примеру, такие Европейские гиганты, как MmO2, Vodafone, Orange и T-Mobile, тоже тарифицируют данные по мегабайту. А вот в Корее пошли по другому пути – там трафик оценивается пакетами по полкилобайта, таким образом, корейские абоненты знают, за что они платят.
2) Во-вторых, при закачке контента через GPRS и его тарификации нет разделения на внутригородской и внешний трафик. Это все равно, что предоставлять междугородние и международные звонки по одной цене. Решение состоит в дифференцированном биллинге услуг GPRS. Оно реализовано у некоторых европейских операторов, но в России о подобных прецедентах пока информация отсутствует. Эксперты утверждают, что пока нигде не внедрен дифференцированный биллинг GPRS.
• Тарификация трафика помимо стоимости самого контента
Операторы часто взимают с абонентов не только рекламируемую стоимость услуги, но и сумму трафика. Понятно, что на лояльности абонента это скажется отрицательно. Но эта проблема устранима при правильном взаимодействия VAS-платформы с биллинговыми и prepaid-платформами оператора, когда реализуются схемы предотвращения двойной тарификации.
Схемы взаимодействия между операторами и провайдерами
Ну и, наконец, последняя группа препятствий эффективного развития контент-бизнеса в России – это различные и не всегда оправданные схемы разделения доходов между партнерами.
Для компенсации затрат, связанных с предоставлением неголосовых услуг, некоторые операторы вводят плату за подключение номеров, абонентскую плату за исходящий контент и плату за входящий трафик. Кроме того, в большинстве случаев, операторы распределяют доходы в свою пользу, хотя затраты на создание, продвижение сервисов и отчисления правообладателям ложатся целиком на контент-провайдеров. В противовес этому, на Западе наблюдается тенденция увеличения доли отчислений контент-провайдерам. При этом дополнительные средства реинвестируются провайдерами в развитие и популяризацию новых сервисов, что усиливает рост рынка и позитивно отражается на состоянии доходов, как операторов связи, так и самих поставщиков контента.
Таким образом, видно, что при всей оптимистичности прогнозов по развитию контент-рынка в России, не стоит упускать из вида растущие при этом проблемы. Их должны принимать во внимание все участники процесса предоставления VAS – от правообладателей ресурсов, провайдеров, операторов и разработчиков ПО, до конечных пользователей. Каждый должен стремиться к созданию взаимовыгодного долгосрочного союза, и основу этому необходимо закладывать уже сейчас. Часть проблем должны решать непосредственно операторы и контент-провайдеры. Только они могут выбрать наиболее продуктивные методы взаимодействия и реализовать максимально удобную для абонентов работу с VAS. Часть задач ложится на разработчиков ПО, так как они способны аккумулировать различные требования сторон данного процесса и предлагать эффективные решения. И, конечно же, часть проблем предоставления VAS придется на абонентов – они, как независимые эксперты, будут участвовать в выборе самых достойных представителей контент-рынка.
На этом стоит поставить точку. Большинство моментов, которые были освещены, хорошо известны. Тем не менее, обзор всех проблем в совокупности необходим. Он позволяет показать многообразие существующих проблем, выявить несовершенство методов предоставления контента в России и указать на значимость преобразований в данной области, что, несомненно, будет полезно как самим операторам и провайдерам при выборе стратегии развития своего контент-бизнеса, так и разработчикам VAS-платформ.
© Оксана Мусанова, «Восточный Ветер» для "Мобильного форума"
Подборка материалов MForum.ru
по бизнес-форуму "Мир Мобильного Контента 2005"
Блиц-интервью:
Городецкий Илья, PlayFon
Карпачев Геннадий, "Информ-мобил"
Коваленко Юлия, BrandMobile
Кочугов Сергей, Forte-IT
Кузьмин Михаил, HeroCraft
Панкратова Оксана, iKS-Consulting
Петров Кирилл, i-Free
Скрипкин Иван, "Никита"
Таболкин Максим, "Альт-Лан"/MobiCont
Шрамко Кирилл, INFON / "Агрегатор"
Публикации на основе пресс-релизов компаний
"Восточный ветер"
Статьи:
Мусанова Оксана, специалист по маркетингу EastWind, "Подводные камни рынка VAS"
Попов Виктор, менеджер по новым продуктам, "Беркут", "Экспансия - путь прогрессивного контент-провайдера"
Презентации:
Городецкий Илья, руководитель отдела информации PlayFon, "Новые техологии и сервисы на рынке мобильного контента: от 2G к 3G"
Коваленко Юлия, директор по маркетингу BrandMobile, "Как работает мобильный маркетинг и что из этого получается: практические результаты и организационные выводы"
Мусанова Оксана, специалист по маркетингу EastWind, "Подводные камни рынка VAS"
Панкратова Оксана, старший консультант iKS-Consulting, "Российский рынок контент-услуг: особенности и перспективы""
Попов Виктор, менеджер по новым продуктам, "Беркут", "Экспансия - путь прогрессивного контент-провайдера"
Шрамко Кирилл, генеральный директор ЗАО "Рустар Холдинг" (INFON/"Агрегатор"), "Развитие рынка мобильного контента - катализаторы и сдерживающие факторы"Рекламные материалы:
"Мобильное казино": Page1
ГК "Мобильный игорный дом", "Концептуальная схема интеграции систем": Page1,
PlayFon, "О компании": Page1, Page2, Page3, Page4
PlayFon, "Бизнес решения": Page1, Page2
"Беркут", "Услуга интеллектуальной сети Управление мелодиями вызова (ringback tone)": Page1, Page2
MobiCont, "Технологическая платформа для контент- и сервис-провайдеров": Page1, Page2
Next Media Entertainment, "3 в 1": Page1, Page2
Next Media Entertainment, "Мульт-ТВ Охотницы за разумом": Page1, Page2
"Агрегатор", "B2B направление услуг": Page1
© "Мобильный форум"
Контактные данные участников рынка контента - в каталоге MForum - здесь
25.11. [Новинки] Анонсы: Представлен Vivo Y300 5G с 50-мегапиксельной основной камерой / MForum.ru
25.11. [Новинки] Слухи: Moto G 5G (2025) замечен на рендерах / MForum.ru
22.11. [Новинки] Слухи: Google отменила Pixel Tablet 2, а не Pixel Tablet 3 / MForum.ru
22.11. [Новинки] Анонсы: Nubia Z70 Ultra дебютирвал с SD 8 Elite и 35-миллиметровой основной камерой с переменной апертурой / MForum.ru
21.11. [Новинки] Анонсы: Oppo Find X8 и X8 Pro выходят на глобальный рынок / MForum.ru
21.11. [Новинки] Слухи: Google отменяет Pixel Tablet 3 / MForum.ru
20.11. [Новинки] Слухи: Reno 13 и Reno 13 Pro замечены в Geekbench / MForum.ru
20.11. [Новинки] Слухи: Nubia Z70 Ultra с впечатляющей камерой представят 21 ноября / MForum.ru
19.11. [Новинки] Анонсы: Представлен ZTE Blade V70 с основной камерой 108 МП и аналогом Dynamic Island / MForum.ru
19.11. [Новинки] Слухи: HMD Icon Flip 1 готовится к анонсу / MForum.ru
18.11. [Новинки] Слухи: Samsung Galaxy A36 получит улучшенную фронтальную камеру / MForum.ru
18.11. [Новинки] Слухи: Vivo Y300 5G появился на «живых» фото / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Стали известные некоторые спецификации Realme C75 / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Realme Narzo 70 Curve готовится к анонсу / MForum.ru
14.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nubia Red Magix 10 Pro и 10 Pro+ с SD 8 Elite и огромными батареями / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Vivo X200 и X200 Pro готовятся к глобальному релизу / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Стали известны основные характеристики и особенности серии iQOO Neo10 / MForum.ru
12.11. [Новинки] Анонсы: Red Magic 10 позирует на рендерах / MForum.ru
11.11. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad 11.5 (2024) представлен официально / MForum.ru
11.11. [Новинки] Слухи: Samsung выпустит Galaxy S25 Slim в 2025 апреле года / MForum.ru