Сегодня для любого потребителя марка Nokia является синонимом знака качества. Всем известно, что финская компания является крупнейшим производителем цифровой техники. Безусловно, многим будет интересно узнать: с чего начиналась история успеха данного бренда?
В далёком 1865 году в юго-западной части Финляндии была построена небольшая фабрика по выпуску древесины. Располагалась она у реки Нокия, в честь чего и получила своё название. Талантливый инженер Фредерик Идестэм сумел предугадать, что в связи с бурным ростом промышленности, потребность в картоне и бумаге будет расти. И он не ошибся. Очень скоро небольшая фабрика превратилась в деревообрабатывающий комбинат, которому потребовалось гораздо больше рабочих. Так вокруг предприятия вырос город, который назвали по имени реки, на которой он располагался, - Nokia. Вместе с городом росло и предприятие. Финская продукция стала выходить на мировой рынок. Бумага Nokia стала поставляться в Россию, позже в Англию, Францию и даже в далёкий Китай. В феврале 1871 года фирма получила официальное название – Nokia Corporation.
В конце XIX века в Финляндии стали появляться товары из резины: дождевики, калоши, резиновые сапоги и автомобильные шины. Эту продукцию выпускала компания FRW – Finnish Rubber Works. К тому времени компания Nokia стала терять свои лидирующие позиции, бизнес находился под угрозой. Неизвестно, что стало бы дальше, если бы FRW не приняло решение переместить своё производство из Хельсинки, где оно располагалось ранее, на территорию реки Nokia, являющейся источником дешёвой электроэнергии.
В 1912 году в Хельсинки появилась Finnish Cable Works (FCW). Данное предприятие выпускало телефонные и телеграфные кабели. Все три фирмы, - Nokia Corporation, Finnish Rubber Works И Finnish Cable Works – смогли договориться и в 1920 году объединились в Nokia Group. Название Nokia стало общим для каждой из трёх групп. Данное объединение помогло фирме успешно существовать и в трудные времена. Если даже продажи какого-нибудь сектора падали, то другие направления обеспечивали устойчивость бизнеса. Компания Nokia сумела без тяжёлых экономических последствий пережить и неспокойные двадцатые, и Великую депрессию, и мировые войны. Таким образом рост прибыли компенсировал Nokia потерю корпоративной автономии.
В 60-х годах XX века в корпорации появляется новый отдел – электроники. Сюда были привлечены лучшие сотрудники колледжей и университетов. Все усилия были брошены на разработку перспективных в будущем электронных приборов, о которых пока только мечтали.
В 1963 году появился первый радиотелефон, а в 1965 – модем для передачи данных,. Коммуникационные устройства были в то время электромеханическими, никто и не помышлял о «цифровизации» оборудования. Nokia берётся за разработку цифрового коммутатора и в 1969 году появляется первое РСМ – оборудование, соответствующее международному стандарту CCITT (консультационный комитет по телеграфу и телефону).
Переход на цифровой телекоммуникационный стандарт помог в начале семидесятых выпустить коммутатор DX 200. Он оказался настолько удачным, что компания и сейчас использует заложенные в него идеи. Данный коммутатор был изготовлен на основе микропроцессора Intel.
Таким образом, в конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого столетия промышленная коалиция Nokia работала по 4 основным направлениям: лесная и резиновая промышленности, производство кабелей и электронная техника.
В 1966-1967 годах слияние трёх предприятий , начавшееся в 1920 году, было окончательно закреплено созданием - OY Nokia AB.
В это же время финская компания начинает свою деятельность в Советском Союзе. Знаменитые резиновые сапоги Nokia разных цветов и для разных возрастов, произвели такой же фурор, как в своё время калоши. Пока советские жители радовались модной обуви и прекрасной финской бумаге, Nokia продолжала заниматься электроникой. В 1975 году был анонсирован компьютер MikriMikki 3. В 1977 году генеральным директором Nokia назначается Kari H. Kairamo. Новый харизматичный руководитель решает превратить возглавляемою им компанию в гиганта электроники. Ситуация для этого была весьма благоприятной. Новое финское законодательство, беря пример с Швеции, разрешило устанавливать в машине мобильные телефоны и подключать их к общей сети. Nokia отозвалась на это созданием в 1981 году сотовой сети под названием NMT (Nordic Mobile Telephony). В начале данная сеть охватывала Финляндию и Швецию, затем другие страны Европы и далее за её пределы.NMT стала первым общераспространенным стандартом сотовой связи и подтолкнуло развитие мобильных телефонов.
Первые мобильные телефоны Nokia появились в 1979 году. Были они громоздкими и тяжёлыми. Только в 1987 году Nokia выпустила сравнительно лёгкий и вполне транспортабельный мобильный телефон, который вполне можно было поместить в карман. К этому времени рынок мобильных телефонов в Европе развился настолько, что назрела необходимость введения единого цифрового стандарта связи.
Операторами 13 стран подписывается соглашение о совместном строительстве и продвижении сети стандарта GSM.
В1988 году руководитель Nokia Kari H. Kairamo покончил жизнь самоубийством и оставил компанию не в лучшем состоянии.
Йорма Оллила был назначен возглавить отдел мобильных телефонов. Несмотря на некоторые сомнения в необходимости развития данной темы, он с энтузиазмом берётся за дело и приходит к заслуженному успеху. 1 июня 1991 года по телефону Nokia премьер министра Финляндии делает первый звонок через коммерческую сеть GSM. За достижение в проекте Йорма Оллила в 1992 году назначается советом директоров генеральным директором.
В 90-х годах Финляндию настигает глубокий спад производства. Хотя Nokia является одним из лучших европейских производителей телевизоров, а также по праву гордится выпускаемыми автомобильными покрышками высочайшего класса, Йорма Оллила принимает нелёгкое решение: сократить все отделения, кроме одного, - телекоммуникационного. Компания, не разбрасываясь, все лучшие научные кадры и производственные мощности сосредотачивает на цифровых технологиях связи. За очень короткое время компания добивается стабильного мирового успеха.
Слово «первый» всё чаще звучит рядом с названием Nokia.
1992 год – выпущен первый портативный телефон Nokia 101, работающий в сети стандарта GSM.
1994 год – компания Nokia становится первым европейским производителем, поставляющим телефоны в Японию.
1999 год – финны выпускают первую модель с поддержкой WAP – Nokia 7110
2000 год – первая модель телефона с цветным экраном – Nokia 9210
2002 Год – первый телефон на базе платформы Series 60 и со встроенной камерой – Nokia 7650. Первый звонок в сети третьего поколения на базе WCDMA.
Список можно продолжать бесконечно. Нами не ставится задача перечислить все заслуживающие внимания новинки фирмы Nokia. О них Вы можете прочесть на нашем сайте «MForum.ru» в отдельных обзорах. Данная статья будет интересна тем, кто хочет понять в чём секрет успеха финской компании?
Многие будут удивлены, что высокорентабельный современный телекоммуникационный бизнес вырос из небольшого «бумажно-колошного».
Может быть, дело в том, что всё, выпускаемое Nokia за почти полтора века, - начиная от бумаги и заканчивая электроникой, было высочайшего качества? Это позволило Nokia стать одной из самых покупаемых марок. Но важно не только завоевать лидирующие позиции, но и удержать их. Руководство компании это понимает и уделяет большое внимание инновациям, много средств вкладывается в технологические разработки. Например, сейчас Nokia выпустила свой первый смартфон с сенсорным экраном - Nokia 5800 XpressMusic.
Дизайн продукции тщательно разрабатывается, независимо от ценовой категории аппарата, - будь он бюджетным или премиум-класса.
Из года в год, вместе с ростом спроса, растёт рыночная доля Nokia. По данным прошлого года финский бренд был поставлен на пятое место в мире и оценён в 25 миллиардов евро. Компании Nokia принадлежит около 40% продаж мобильных телефонов. Скорее всего и нынешний год принесёт финнам высокие дивиденды. Увеличение прибыли, - самая важная задача, которая поставлена перед сотрудниками. «Если доход компании не растёт на 25% в год, - сказал Йорма Оллила, - то нужно менять продукт и стратегию производства. Ждать не имеет смысла». Такая жёсткая позиция в ключевых вопросах помогает Nokia оставаться лидером, ведь бизнес не любит слабых. В какой-то степени, своим успехом компания обязана агрессивному маркетингу, что не может не вызывать упрёки цивилизованного мира. Так, в начале этого года, закрылся завод в Германии, который производил модели среднего ценового диапазона. Финское руководство решило, что в Румынии рабочая сила дешевле. При этом были уволены 2300 немецких работников. Германское правительство потребовало вернуть деньги, вложенные им в корпорацию и пригрозило бойкотировать продукцию Nokia.
Упрекают финскую компанию и в сотрудничестве с диктатурой Туркменистана. Nokia не считает нужным оправдываться за «негуманность» своей политики и руководствуется наработанными принципами ведения бизнеса. На сегодняшний день финская компания – номер один среди ведущих игроков рынка телекоммуникаций. Останется ли она лидером в будущем, - покажет время. Пока нет никаких оснований сомневаться в этом. Ведь история оглушительного успеха Nokia похожа на сказку, а в сказках всегда счастливый конец.
мда... да и вообще нокия никогда не баловала прогрессивными решениями в среднем сегменте. Да есть удачные модели, но в среднем классе при близкой цене и позиционировании телефоны от нокия всегда проигрывали конкурентам технически... но выигрывали дизайном, удобство использования (хотя кому как, я сменив SE K500 на Nokia 6230i очень жалаел... сони эрик был ближе как-то), и в первую очередь брэндом.
Да ну, и дизайн у Нокии мрачноватый, имхо. Только в последнее время стали появляться более-менее симпатичные модельки. Хотя, конечно, на вкус и цвет, как известно... фломастеры разные
Что касается пресловутого удобства интерфейса нокии - это вообще похоже на истерию. Ну, нет там никакого удобства, просто отличающийся от остальных фирм интерфейс. И это, кстати, тоже - повод задуматься, а почему остальные фирмы не используют подобную менюху? Может потому что она нелогична? Твои слова этому только подтверждение И бренд-то из ничего, если разобраться. Это навязывание мнения, что Нокия - это круто и т.п. уже начинает раздражать... Откройте глаза, люди! По-моему, в большинстве случаев при одинаковой цене, Нокии будут проигрывать по всем статьям Сонериками ;)
DRAKON08 24.11.2008 15:53:
ну и чо читал статью и не чего особенного!
Во1 почему все тогда берут Нокиа а не мотики?
и функционалто кстати совсем другой!
Конечно, ничего особенного. Просто показывает, какими путями данная компания добивалась лидерства, не говоря уже о том, какой с неё "лидер" в дизайне телефонов.
Да Бог с ними, с мотиками-то. Я о том, что как правило можно подобрать похожую по функционалу модельку другой фирмы, и при этом она будет ничем не хуже и дешевле девайсов от Нокии. Но если нравится переплачивать за бренд, который сделан из ничего - вперёд. А почему берут именно Нокии? В первую очередь - из-за хорошей маркетинговой (да, этого у них не отнять) и очень агрессивной рекламной политики. Тебе попросту навязывают мнение, что Нокия - во всём лучше всех, хотя на самом деле, это вовсе не так.
И по поводу последнего предложения - о каком функционале идёт речь?