MForum.ru
15.06.2012,
Сегодня "Билайн" представил две новости в области роуминга. Одна из них - запуск тарифной опции "Море интернета" для тех, кто хотел бы пользоваться мобильной передачей данных в отпуске, в международном роуминге. Об этом читайте в разделе Новинки. А здесь конспект выступления Евгения Рябова, также по теме изменений в сегменте международного роуминга в компании Vimpelcom и дочерних компаниях. Если вы прочтете или проскроллите текст вниз, то найдете мою оценку нового шага компании.
Мероприятие проходило в формате видеомоста Москва-Амстердам. Штаб-квартиру Vimpelcom в Нидерландах представлял Евгений Рябов, генеральный директор компании Vimpelcom International Services, роумингового хаба компании на уровне Vimpelcom Ltd.
Евгений рассказал журналистам о недавно созданной компании, о поставленных перед ней целях и задачах, которые предстоит решать.
Конспект.
Многие компании в мире уже прошли тот путь, которым сейчас намеревается пойти "ВымпелКом". Многим известен опыт таких компаний, как Vodafone, Telefonica и T-Mobile, которые в свое время централизовали роуминговые функции на базе своих штаб-квартир. Самый известный, это, вероятно, пример Vodafone, который централизовал все функции в Люксембурге в 2009 году. Есть центры роуминговой компетенции у Telefonica и T-Mobile. Другие группы, например, TeliaSonera, Telenor, концентрируются на централизации групповых межоператорских договоров.
Зачем это делают зарубежные операторы, почему мы хотим повторить их опыт?
Среди преимуществ централизации в области роуминга можно выделить 5 основных:
Улучшение переговорных возможностей. Так мы приходим к другим операторам не от имени "ВымпелКом" (Россия), не от Beeline (Камбоджа), а от имени объединенной структуры. И договариваемся о единых ценах на межоператорском уровне.
Также оптимизируется использование ресурсов компании. Сейчас в любой крупной группе - десятки операторов. В каждом операторе группа сотрудников занимается вопросами организации роуминга. При этом каждая группа выполняет зачастую схожие, повторяющиеся, по сути, стандартные операции: взаимодействие с партенрами, обсчет, выставление счетов друг-другу и т.п. То есть сейчас, очевидно, есть дублирование. В нашем случае - 18 компаний. Централизация позволит оптимизировать то, как используются эти трудовые ресурсы, ускорить процессы.
Глобальные и региональные маркетинговые инициативы. Не секрет, что обладая покрытием в различных частях света, при том, что компании входят в одну группу, мы можем добавить хорошее маркетинговое предложение для конечных пользователей.
Развитие роуминга и технологические платформы. Роуминг - это сложное взаимодействие между сетями операторов, требующее серьезной технической поддержки. Каждая компания нашей группы имеет несколько платформ и соответствующее ПО, которое помогает делать роуминг таким, каким он сейчас является. Но при этом, у многих компаний свой опыт построения роуминга, как технологического процесса, свои решения, полученные от различных вендоров. Это не очень удобно для Вымпелкома, как для группы компаний. Мы видим здесь опеределенные возможности для улучшения бизнеса и считаем, что координация технологического развития обеспечит нам выигрыш.
Хорошие и лучшие практики. Несмотря на то, что в ГК "ВымпелКом" 18 операторов, отсутствие правильного взаимодействия приводит к тому, что многие ошибки могут быть повторены и не раз. А лучшие практики могут не выйти за пределы той компании, которая нашла, например, какое-то интересное решение - технологическое или маркетинговое. В обмене лучшими практиками мы видим дополнительную синергию.
В централизации мы видим возможность объединения усилий многих операторов, как больших, так и маленьких. Особенно маленьких, которым действительно сложно работать с гигантами мирового телекома, такими, как Telefonica, Vodafone, T-Mobile, Orange. Когда мы выступаем перед такими партнерами, как нечто единое и большое, с объединенными возможностями 18-ти компаний, мы уверены, что можем добиваться лучших ценовых условий. Особенно выигрыш будет заметен для маленьких операционных компаний.
Как я отмечал выше, в каждой из 18 компаний, есть роуминговое подразделение, которое ведет множество договоров. Сейчас их количество немногим меньше 5000. А с учетом различных дополнений к договорам, например, 3G-роуминг, роуминг передачи данных, CAMEL-роуминг, количество договоров, требующих поддержки, весьма велико. За счет централизации этой деятельности, мы сможем существенно сократить объем бумажной и административной работы. В этом поможет и централизация технологических средств управления и контроля, усовершенствование процессов.
Получим ускорение при одновременном улучшении контроля за предоставлением роуминга. Можно будет сократить время вывода на рынок новых предложений. Может быть это не будет столь заметно снаружи компании, но процесс очень важный для ее внутреннего эффективного функционирования.
Глобальные и региональные маркетинговые инициативы. На картинке несколько удачных примеров, реализованных крупными международными группами операторов. Наиболее известная инициатива - это Vodafone passport. В рамках этой услуги абонентам Vodafone в роуминге в других странах предоставляются, если и не "домашние" цены, то близкие к ним. Известен пример Telenor с ее Home away home - "домашние тарифы" между Сербией и Черногорией. Свои аналоги есть у Telefonica, Orange и T-Mobile.
Мы также надеемся в будущем начать предложения особых, хороших условий абонентам группы компаний "ВымпелКом" в сетях нашей компании в разных странах.
Развитие роуминга и технологические платформы. Важным здесь является открытие новых направлений роуминга, в частности, 3G-роуминга, Camel-роуминга и других. Это особенно актуально для маленьких операторов которыми сегодня подчас бывает сложно открыть роуминг с большими компаниями, особенно, если у большой компании уже открыто 1-2 роуминговых направления по стране, где действует небольшой оператор. Бывают случаи, что с ними просто отказываются обсуждать условия. Иное дело - группа операторов с едиными условиями.
Развитие технологических платформ, маршрутеризация вызовов, мониторинг и контроль... Как я уже отметил выше, это внутренние процессы, важные, но не заметные наружному пользователю.
Очень важны отношения с поставщиками - клиринговыми домами, signalling, различные провайдеры. До настоящего времени они имели возможность заходить в любую из компаний, что создает на выходе "зоопарк" технологических решений. Экономически интереснее выглядит покупка единого централизованного решения. Здесь мы видим большие возможности для оптимизации.
Лучшие практики. Их много. Их очень много. Наше маркетинговое подразделение сейчас разрабатывает целую "настольную книгу", обобщая лучшие роуминговые практики. Есть уникальные примеры. У "ВымпелКом" (Россия) есть прекрасный пример маркетинговой кампании, направленной на гостевых роумеров - Mile & more и Travelling Connect. Такого опыта в группе больше нигде нет. А у Вымпелком (Россия) есть реальный бизнес-кейс, который может быть распространен на другие страны, где действует группа. Есть интересная практика предложения для религиозных туристов, апробированная в Алжире. Есть интересный опыт маркетинговых предложений в роуминге, основанных на CRM-профиле абонентов, который получен в Италии.
Будем тиражировать успешный опыт, доводить его до всех компаний группы.
* * Конец конспекта * *
Мое мнение относительно происходящих изменений.
Дело, скорее, хорошее. Если подойти правильно, если удачно провести интеграцию, то, безусловно, можно будет получать более льготные условия для всех компаний. Для этого придется осуществить, как технологическую интеграцию (опять деньги!), так и оптимизировать численность роуминговых отделов, изменить оргструктуру, переориентировать людей на решение иных задач, нежели то, чем они заняты сейчас. Оцениваю потребности во времени, примерно, в полгода или более.
Соответственно, раньше 2013 года вряд ли можно ожидать существенных сдвигов по части организации роуминга и каких-то существенных выигрышей в условиях. Но, если все будет сделано хотя бы "на четверочку", думаю, что и абоненты смогут заметить изменения. Особенно, конечно, выигрыш будет ощутим там, где компания представлена сравнительно небольшими бизнесами, с небольшой долей рынка. Но и в целом, возможно, скажется, например, за счет тиражирования успешных находок с других рынков, за счет особых льготных условий для "своих" абонентов.
Червячок сомнения, однако, гложет. Насколько хорошо хорошее дело...
Все же рынки разные, и если какое-то решение годится для одного рынка, то не факт, что оно годится и для другого. Например, известная любовь Vimpelcom к Amdocs подчас оборачивается задержками с вводом каких-то необычных, новых и т.п. фич. Которые легко могли бы быть введены, если бы оператор группы продолжал использовать решение, приобретенное у локального поставщика, которое зачастую более гибко в плане изменений, учитывает особенности местного регулирования, а его вендор, скажем, из-за намного меньшего числа клиентов, более внимателен к их пожеланиям, быстрее внедряет необходимые изменения.
Опять же, если говорить о маркетинге, то зачастую на каком-то конкретном рынке требуется быстро реагировать, например, на действия конкурентов и то, что теперь компании придется "увязывать" свою реакцию у "главных по роумингу" в далеком Амстердаме, или вовсе ждать от них ценных указаний, что же делать, - также может оказывать негативное влияние.
В общем, как это часто бывает в ситуации, когда что-то новое делается, есть аргументы "за" и есть аргументы "против". Надеюсь, что изменения будут все же в большей степени к лучшему, что сработает эффект синергии, что новая структура не станет бюрократическим паразитом, замедляющим и усложняющим жизнь отдельных бизнесов, входящих в группу. Так это будет или нет, покажет время.
А что вы думаете?
Публикации по теме:
25.05. [Новости компаний] Кадры: Очередные назначения в Билайн - компания готовится к новому этапу работы / MForum.ru
15.05. [Новости компаний] Tele2 Россия / MForum.ru
25.04. [Новости компаний] Реструктуризация: "Вымпелком" создает дирекцию по развитию бизнеса / MForum.ru
16.09. [Новости компаний] Реструктуризация: «Билайн» дошел до интернета / "Ведомости"
08.09. [Новости компаний] Реструктуризация: По примеру конкурента / "Ведомости"
22.11. [Новинки] Слухи: Google отменила Pixel Tablet 2, а не Pixel Tablet 3 / MForum.ru
22.11. [Новинки] Анонсы: Nubia Z70 Ultra дебютирвал с SD 8 Elite и 35-миллиметровой основной камерой с переменной апертурой / MForum.ru
21.11. [Новинки] Анонсы: Oppo Find X8 и X8 Pro выходят на глобальный рынок / MForum.ru
21.11. [Новинки] Слухи: Google отменяет Pixel Tablet 3 / MForum.ru
20.11. [Новинки] Слухи: Reno 13 и Reno 13 Pro замечены в Geekbench / MForum.ru
20.11. [Новинки] Слухи: Nubia Z70 Ultra с впечатляющей камерой представят 21 ноября / MForum.ru
19.11. [Новинки] Анонсы: Представлен ZTE Blade V70 с основной камерой 108 МП и аналогом Dynamic Island / MForum.ru
19.11. [Новинки] Слухи: HMD Icon Flip 1 готовится к анонсу / MForum.ru
18.11. [Новинки] Слухи: Samsung Galaxy A36 получит улучшенную фронтальную камеру / MForum.ru
18.11. [Новинки] Слухи: Vivo Y300 5G появился на «живых» фото / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Стали известные некоторые спецификации Realme C75 / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Realme Narzo 70 Curve готовится к анонсу / MForum.ru
14.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nubia Red Magix 10 Pro и 10 Pro+ с SD 8 Elite и огромными батареями / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Vivo X200 и X200 Pro готовятся к глобальному релизу / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Стали известны основные характеристики и особенности серии iQOO Neo10 / MForum.ru
12.11. [Новинки] Анонсы: Red Magic 10 позирует на рендерах / MForum.ru
11.11. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad 11.5 (2024) представлен официально / MForum.ru
11.11. [Новинки] Слухи: Samsung выпустит Galaxy S25 Slim в 2025 апреле года / MForum.ru
08.11. [Новинки] Анонсы: Samsung W25 – эксклюзивный складной смартфон для китайского рынка / MForum.ru
08.11. [Новинки] Анонсы: Представлен Samsung W25 Flip. Galaxy Z Fold 6 становится золотым? / MForum.ru