В рамках пресс-завтрака 11 ноября 2010 года, генеральный директор компании Yota Денис Свердлов и Игорь Торгов - исполнительный директор Yota в России рассказали об итогах работы компании в первые девять месяцев 2010 года. Часть вопросов журналистов касалась темы LTE. Представляю соответствующие фрагменты расшифровки беседы.
Абонентские устройства LTE
Первые устройства, которые Yota планирует для сети LTE – это LTE USB-модем и мобильный LTE-WiFi роутер. По габаритам эти устройства будут чуть больше, чем устройства WiMAX, что связано с тем, что в них будут установлены новые чипсеты, которые пока что обладают большим энергопотреблением и тепловыделением. Планируется, что устройства будут LTE-only, т.е. без поддержки работы в сетях 3G/HSPA+ или 2G/GPRS/EDGE. R&D, как и в случае с WiMAX новинками – от Yota, производить устройства будет Quanta Computer Inc., чип GCT GDM7240.
Продаваться устройства LTE будут по ценам чуть выше, чем WiMAX устройства, ориентировочно USB-модем может стоить порядка $150 (4500 рублей), это дешевле чем в Европе. Продавать их начнут не раньше, чем получится сертифицировать, а сколько времени на это может уйти, учитывая, что у нас пока LTE "вне закона" не ясно.
Где Yota ведет монтаж оборудования LTE
В Казани продолжается монтаж LTE-оборудования Huawei, поставленного в рамках первой партии из 200 базовых станций. Сеть по-прежнему выключена.
Также продолжается монтаж базовых станций LTE в Новосибирске и в Самаре.
Игорь Торгов - исполнительный директор Yota в России
Ситуация с частотами LTE
Денис Свердлов: «В моем понимании, регулятор должен в ближайшее время принять решение относительно судьбы стандарта LTE в России. Должен появиться национальный стандарт. Когда именно это произойдет, я сказать не могу, так как правильнее этот вопрос адресовать регулятору. В моем понимании технически все для этого готово».
Как идет процесс досудебного урегулирования спора относительно частот
Это вопрос юристов. Там в значительной степени вопрос интерпретации, задача юристов объяснить спорные моменты. Процесс идет.
Какие возможны сценарии, в зависимости от разрешения спора? Например, что будет делать Yota, если частоты вернуть не получится
«Это означает фактически больший объем инвестиций в оборудование. По той причине, что для того, чтобы создать емкость у нас есть два варианта – либо добавлять частотные номиналы, либо задействовать больше базовых станций. Экономически оправданы оба варианта. Бизнес-план компании был просчитан, исходя из первоначальных частотных присвоений. Идея получения новых частот была основана на желании сэкономить на оборудовании. Частотная пара 2x10 МГц есть у Yota в каждом регионе. При стоимости LTE-оборудования, соизмеримой со стоимостью WiMAX-оборудования, при этом, при более высокой спектральной эффективности LTE, получается бизнес-кейс вполне положительный по доходности.
Может ли оператор с полосой 2x10 МГц конкурировать с оператором с полосой 2x20 МГц?
Это возможно. Нет ясности, например, по вопросу – что на практике выгоднее оператору, иметь два номинала 2х10 МГц или один номинал 2х20 МГц. Во втором случае сеть может быть постоянно недозагруженной. Как сегодня в сети WiMAX Yota есть недозагруженные базовые станции. 351 кбит/с – средняя загрузка сектора по сети. В силу того, что многие пользуются WiMAX от Yota в дороге, ЧНН в сети сглажен, он почти не просматривается. Только ночью ощущается спад трафика – примерно в 1.5 раза к дневному.
Денис Свердлов, генеральный директор Yota ("Скартел")
Какова ситуация с голосом в LTE?
Денис Свердлов. Все гораздо лучше, чем многие себе представляют. У VoLTE вышел второй релиз, на него ориентируются практически все производители оборудования. Другое дело, что для основной массы операторов в мире, которые занимаются и GSM, и 4G, важно протекционировать голос, чтобы он оставался в том же режиме. Не ощущается какой-то воли или спешки, чтобы переход к VoLTE произошел быстро. Более того, все еще обсуждается проект VoLGA, согласно которому голос остается в качестве generic access. Verizon пока что рассматривает CS Fallback, когда устройство переключается в 2G-сеть для голосовой сессии, производит звонок, а когда он завершается, возвращается в сеть LTE. Работает ли в полной мере VoLTE ? Работает, и работает хорошо.
Для нас самая главная задача – сделать так, чтобы голос стал частью данных. Для Yota чем больше пользователь в сети передачи данных компании, и бесплатно разговаривает «по голосу», тем лучше. Вот такая простая логика. В целом возникает вопрос – а будет ли Yota продавать голос как услугу или это войдет в подписку на передачу данных. Компания пока не анонсирует свое решение по данному вопросу.
Как быстро может быть запущена поддержка голосовых услуг в LTE-сети Yota?
В зависимости от позиции регулятора, услуга может быть запущена в 2011 году. Также срок запуска зависит от того, насколько быстрыми будет производители чипсетов в решении вопроса о снижении энергопотребления. То есть от того, как быстро появятся приемлемые по качеству абонентские устройства. У Yota, как известно, есть собственный номерной ресурс в коде DEF и лицензия на подвижную голосовую связь.
По-мнению Дениса Свердлова «в парадигме будущего сотовой связи, телефонного номера вообще быть не должно, поскольку телефонный номер не является инструментом идентификации абонента. На сегодняшний день Facebook Connect является большим инструментом идентификации и более стабильным, чем номер абонента в сети мобильной связи. В IP-мире нужно ли наличие «телефонного номера»? В моем понимании – нет».
Будет ли Yota разрабатывать какое-либо свое предложение для оказания услуг передачи голоса?
Делать еще одну инвестицию в разработку еще одного приложения типа Skype? В большей степени просматривается необходимость сосредоточиться в области user experience. Приложение Skype для Android – хороший пример реализации «голоса». В Yota не планируют создавать какого-то конкурентна приложению Skype, а ставят задачу сделать пользование VoIP на мобильном телефоне и других подключенных к интернету устройствах очень удобным.
Какие планы в отношении тарифов на LTE?
Пока рано об этом говорить. В Yota стараются действовать в режиме, когда сначала что-то делается, а затем об этом компания рассказывает. «Здесь очень много аспектов, которые нужно потестировать, в частности, модели потребления. Мы можем предполагать, что угодно, строить бизнес-планы, но... обратите внимание, вся наша бизнес-модель, в ней никогда не было доходов от голоса, на них компания никогда не рассчитывала. Это не означает, что мы не собираемся их иметь. Мы просто говорим о том, что неважно, будут у нас доходы от голоса или нет, наша бизнес-модель работает. Будут доходы от голоса – хорошо, наша бизнес-модель станет лучше. Что касается голоса, я еще раз повторюсь – не хочется быть еще одним оператором, двадцатым в списке, который предложит еще одну ту же самую голосовую услугу. Это не то, что мы пытаемся сделать».
Если говорить не о голосе, в частности, а о тарифах на услуги сети LTE в целом? «С ходу трудно на этот вопрос ответить. Я не исключаю того, что тарифы на LTE будут дороже, чем на WiMAX. Особенно на первом этапе», - отвечает Денис Свердлов, - «это связано с тем, что абонент получит дополнительную ценность, кроме того, нам нужен дифференциатор на то, достаточно длительное время пока сети LTE будут сосуществовать с сетями WiMAX». Простая идея – если услуга лучше, она должна стоить дороже.
Было ли какое-то взаимодействие с Tele2 о возможностях совместной деятельности в области LTE?
Денис Свердлов: Я не готов сейчас комментировать какое-то взаимодействие с Tele2, в большей степени хотелось бы поговорить об общем представлении. Если мы имеем в виду, что делаем какое-то плотное и комфортное покрытие в городе, то мы не считаем, что сценарий переключения в сеть 2G или в сеть 3G является правильным, особенно, если эта сеть чья-то, не наша. Возникает огромное число бизнес-проблем. Например, тариф, в котором могут работать в рамках нашей сети, его вряд ли смогут воплотить в партнерской сети. В связи с этим возникает какой-то странный сценарий: сейчас я говорю по одной сети, а через пять минут по другой... Поэтому в городах, где мы присутствуем, мы пытаемся обслужить клиента в рамках той сети, которой располагаем. Что происходит с теми людьми, которые уезжают в другие города? Происходит то, что сегодня есть у Tele2, которая также не везде есть в России. Люди приезжают в другие города с симкой Tele2, им там доступен роуминг в сети другого оператора. То же будет с нашим абонентом, например, за границей – будут работать роуминговые соглашения. Новые телефоны будут поддерживать не только LTE, но и 2G/3G. Поэтому без смены SIM-карты ими можно будет пользоваться за границей. Единственный вопрос – что делать в городах, где мы есть.
Игорь Торгов - исполнительный директор Yota в России - демонстрирует Игорю Агапову, "Маркер" данные о среднесуточном потреблении трафика на сети Yota в Екатеринбурге
Есть ли какие-то договоренности с западными операторами о стоимостях роуминга? Будет ли роуминг передачи данных? Да, будет роуминг передачи данных. Но эта область требует немалых идеологических изменений, на сегодняшний день цены на data roaming – заградительные. Есть решение, как это обойти.
Также на пресс-завтраке обсуждалась тема Yota и WiMAX - репортаж здесь >>