MForum.ru
28.11.2005, MForum.ru
Маркетинговый обзор рынка мобильного контента Индии подготовлен аналитическим отделом агентства MForum.
Индию пока что можно отнести к тем рынкам, где бурное развитие сотовой связи еще только предстоит, хотя уже в 2005 году рынок вырос более, чем вдвое, что позволяет ставить Индию на второе место в мире по темпам роста рынка мобильной связи. Тем не менее, из общего числа жителей, составляющего около 1,15 млрд, пока что только 65 млн считаются абонентами мобильной связи (проникновение около 6%). Темп прироста - около 3 млн абонентов в месяц.
Среди причин низкого проникновения мобильной связи: кастовое расслоение общества, 17 официальных языков и крайне низкие цены, в том числе, на мобильную связь (вплоть до 2-3 центов за минуту), что стимулирует рост подключений к сети, но затрудняет возврат инвестиций операторами связи. Отметим, что и на контент устанавливаются относительно низкие цены, например, типичная цена рингтона - около 20 центов.
Тем не менее, различные специалисты относят рынок контента страны к числу перспективных, ссылаясь на быстрый рост среднего класса, а, как следствие, на рост числа абонентов сотовой связи и потенциальных покупателей мобильного контента. В среднем в Индии ежедневно загружают около 1 млн единиц контента. Согласно данным опроса, проведенного компанией Synovate в ноябре 2004 года, 20% опрошенных в Индии абонентов мобильной связи на протяжении последнего месяца пользовались контент-услугами.
В настоящее время, как и в России, на рынке доминируют местные провайдеры контента и дополнительных услуг, однако собственные предложения продвигают и практически все крупные местные операторы.
Основные контент-провайдеры Индии |
Крупнейшие сети сотовой связи Индии |
|
|
Это обусловлено не только малой доходностью рынка, которая до сих пор сдерживала активную экспансию крупных мировых брендов, но и особенностями местной культуры, сложностями языковой адаптации.
На рынке представлены практически все основные виды мобильного контента: рингбектоны, видеотоны, караоке, игры, обои, контент для MMS, видеоролики и т.п.
Основные виды мобильного контента на рынке
Брендированный контент и персонализация
По-прежнему, основной источник доходов на рынке контента.
Одним из крупнейших источников контента и идей для его создания в Индии является местная киноиндустрия - Bollywood. На основе продукции киногиганта с доходом $3.45 млрд, выпускающего около 800 кинокартин в год, производится едва ли не основная масса рингтонов, картинок и даже видео для мобильных телефонов. О том, насколько популярно это направление, говорит хотя бы тот факт, что компания Hungama приняла решение о демонстрации одной из киноновинок, прежде всего, в "телефонном формате" еще до выхода фильма на большой экран.
Портал Hungama IndiaFM обеспечивает более 8 млн посещений ежемесячно. Компания предлагает рингтоны, заставки и игры, основанные более, чем на 500 кинофильмах, вышедших за последние 5 лет. Также следует отметить соглашение между Hungama и музыкальным издательством T-Series, которому принадлежат права на более 35.000 аудио и 2.000 видео произведений. По некоторым оценкам, продукция, основанная на кино обеспечивает около 45% доходов рынка контента Индии.
Индусы активно потребляют рингтоны на хинди и местных диалектах. Также весьма популярен "спортивный контент", особенно тема крикета (рисунки, MMS, видеоклипы, игры).
По мнению Arun Gupta, соучредителя контент-провайдера Mauj Telecom, перспективным является направление видеорингтонов, продвигаемых, в частности, компанией Mauj. Видеорингтон - это рингтон на основе видео- или анимационного эффекта, "привязанный" к телефонному номеру вызывающего (если он есть в списке контактов). Выбор видеорингтона уже сегодня может осуществляться из различных категорий: абстракции, животные, модели, мода, транспорт и пр.
Службы знакомства
Доходный сегмент рынка контента представляют службы знакомств на основе мобильных услуг. Базой для этого являются религиозные и социальные традиции индусов, которые до определенной степени затрудняют личные знакомства одиноких молодых людей. Услуги мобильного знакомства упрощают поиск потенциального партнера и активно востребованы на рынке.
Мобильные игры
Согласно отчету In-Stat/MDR, объем рынка мобильных игр в Индии будет расти с $26 млн в 2004 году до $336 млн в 2009 году. Screen Digest дает оценку $350 млн к 2009 году (из общемирового объема $6.4 млрд).
Цены на загрузку игр колеблются от $1 до $2.75. Число покупок в среднем - около 600.000 игр в месяц.
Говоря о мобильных играх, можно также опираться на данные исследования, проведенного в Индии компанией Pyramid Research. В ходе опроса было установлено, что 32% из 355 индийских респондентов, которые постоянно пользуются дополнительными услугами, как минимум раз в месяц играют в мобильные игры, что намного превышает показатели других рынков (включая Китай и Россию), например, в США он равен 15%.
Ведущий аналитик Pyramid Research Ник Холлэнд (Nick Holland) уверен, что на данном этапе развитие мобильных игр в Индии сдерживается недостатком современных и производительных моделей телефонов. Кроме того, 94% сотовых телефонов работают либо в стандарте GSM, либо в CDMA, а оба этих стандарта отличаются существенно ограниченными возможностями передачи данных. Поэтому Холлэнд уверен, что к 2010, когда в стране появятся новые модели телефонов и сети следующего поколения, рынок мобильных игр вырастет на 700%. Тем не менее, рост проникновения на рынок телефонов, поддерживающих современные услуги сетей сотовой связи создало тренд к переходу абонентов от загрузки рингтонов и обоев к загрузке игр.
Индусы предпочитают достаточно простые и легкие игры, это, например, классические аркады, которые пользовались успехом на Западе в начале развития этого рынка.
Еще одной отличительной чертой индийцев, по мнению Ника Холлэнда, является то, что они гораздо сильнее увлекаются играми, чем жители других стран. Так в ходе опроса выяснилось, что число тех, кто играл в мобильные игры всего один раз в Бразилии, России и Китае варьировалось от 8 до 20 процентов, в Индии же их число не превысило 3,9%. Из этого делается вывод, что абоненты сотовой связи в Индии "гораздо сильнее увлекаются компьютерными играми, чем жители других стран, и у них гораздо чаще возникает «зависимость» от игр". Другие аналитики убеждены, что это свидетельствует всего лишь о совсем небольшом пласте активных пользователей.
Важно отметить, что велик интерес индусов к спортивным играм, в особенности к крикету, также немалую популярность имеют игры с национальным колоритом, в частности "мобильное караоке".
Производители Java-игр Индии охотно лицензируют продажи своих игр в различных странах мира. В частности, игры из Индии предлагает в России компания smsplay.
По мнению Arun Gupta, соучредителя контент провайдера Mauj Telecom, блестящие перспективы ожидают мультиплеерные Blutooth-игры реального времени, продвигаемые, например, компанией Mauj.
По мнению Вишала Гондала, президента и CEO компании Indiagames, основные факторы, определяющие дальнейшее развитие рынка мобильных игр в Индии, - это качество связи (требует значительного улучшения), наличие GPRS у мобильных телефонов (многие просто не активируют эту функцию), слабые контент, маркетинг и игровая культура, отсутствие промышленной ассоциации и защиты кода.
Замечена тенденция отказа операторов от продвижения большого числа игр, снижения их предложения с 200 до 20, что по-мнению операторов позволит гарантировать качество игр. В настоящее время ряд операторов предоставляют возможность загрузки игр на условиях подписки, но задумываются о переходе к оплате за каждую загрузку.
Основной потребитель игр - возрастная группа от 15 до 26 лет, проживающая в провинциях Индии.
В условиях высокой ценовой чувствительности рынка, наибольшее число игр продается по цене $0.67, хотя существует и рынок дорогих игр.
Некоторые перспективные виды услуг
Мобильная коммерция
На рынке представлены и такие передовые высокотехнологичные услуги, как m-банкинг, наример, госбанк Индии в ноябре объявил в о запуске кредитной карты Visa, позволяющей клиентам переводить средства с карт-счета при помощи мобильного телефона. При этом карточки "mChq" позволяют производить оплату не только приобретений товаров и услуг, но и перенос средств на счета любого другого пользователя системы. Первое время подобные услуги будут доступны только клиентам сотового оператора Airtel в студенческом городке Бомбея, впоследствии, система возможно будет расширена на другие студенческие городки.
Еще одна система может быть отнесена к m-commerce: Компания "Валиста" (Valista), созданная в 2003 г. в результате объединения ирландской Network365 и американской iPIN, продвигает микро- и макро-платежные системы для операторов мобильной и фиксированной связи. В конце сентября 2004 года запущен продукт TopupPlus Streetseller, обеспечивающий операции с авансовыми платежами абонентов мобильной сети, которые оплачивают эфирное время без участия банка, наличными. Этот продукт проходит тестирование в Индии (оператор мобильной связи "Аэртел").Новостные услуги, тизеры и push-контент
Услуга, основанная на idle-screen знакома многим российским абонентам "ВымпелКом" под названием "Хамелеон". Суть услуги - заголовки (так называемые тизеры) различных информационных каналов (новости, слухи, прогноз погоды, предложения загрузить контент, участвовать в викторинах и т. п.) появляются на экране в то время, когда телефон не используется. Если заголовок не заинтересовал абонента, он исчезает с экрана и сменяется другим. Если же тизер привлек внимание, абонент нажимает клавишу ОК, после чего открывается меню с различными вариантами - например, ссылка на WAP-сайт с видеорепортажем, MMS c мелодией звонка или картинкой, доставка SMS с полным текстом новости и т. д. Заголовки бесплатны, а вот за "полный" контент взимается оплата. В каждом сообщении указывается цена контента (без НДС). Часть контента обычно предоставляется бесплатно. Поставщик лицензированного решения - компания Celltick Technologies, в Индии сервис известен под брендом Hutch, им пользуется порядка 90% из 2,5 млн. абонентов оператора Hutchinson.
Согласно данным опроса проведенного компанией Synovate в конце 2004 года, велик интерес индусских потребителей к спортивным новостям, об этом заявили 82% опрошенных.
Мобильное TV
Ряд мобильных операторов Индии уже тестируют мобильное TV. Согласно опросам потребителей, мобильное телевидение является достаточно привлекательной возможностью для большинства из них, чтобы приобретать новые телефонные аппараты и платить ежемесячную абонентскую плату. При высокой популярности индийского ТВ и лавинообразном росте пользователей мобильной связи телевизор в сотовом телефоне вскоре может стать обыденной повседневностью. Стандартом телевещания для мобильных устройств станет, по всей видимости, DVB-H (digital video broadcast - handheld). Одним из немногих ограничений на развитие индийского бизнеса мобильного телевидения по нашему мнению является высокая стоимость обслуживания, устанавливаемая операторами связи. В Индии операторы сотовой связи намерены оставлять себе около 75% от стоимости услуги.
Подробности о некоторых игроках рынка
IndiaGames. Крупнейший в Индии производитель игр для мобильных телефонов (как правило, игр с национальным колоритом). Также фирма успешно получает лицензии на известные мировые бренды, например, отметим "Парк юрского периода" и Buffy, а среди местной продукции - King of Bollywood и Cricket One Day. Компания уже выпускает мультиплеерные игры и 3D-игры, а также провела глобальный мировой турнир по мобильным играм.
Компания выходит на мировые рынки, создав европейский офис и установив отношения с 20 операторами сотовой связи за пределами Индии.
Усилия компании не остались незамеченными инвесторами, китайский провайдер TOM Online приобрел в декабре 2004 года долю в компании на сумму $18 млн, а Cisco и Macromedia вложили в нее $4 млн.
http://www.indiagames.com
Mobile2Win. Компания успешно продвигает контент на базе продукции Bollywood, также ей принадлежат проект мобильной иллюстрированной камасутры, индийские рецепты и т.п. Компания активно рекламирует свою продукцию на ТВ, в частности, на канале MTV, как в Индии, так и на мировом рынке.
Адрес: 21С, Film Centre, Tardeo, Mumbai, 400034, India
Хиранандани Раджив, директор региона
rajiv@mobile2win.com
http://www.mobile2win.com
Mauj Telecom. Компания основана в 2003 году Анупамом Митталом (Anupam Mittal) и Аруном Гуптой (Arun Gupta). На рынок компания вышла, адаптировав для мобильных телефонов популярные индийские игры. Всего через месяц после запуска было зарегистрировано более 10 тыс. запросов на загрузку этих игр по цене около $3.
Компания продвигает мобильный контент (рингтоны, новости, знакомства, игры), мобильное ПО (включая SMS-шлюзы), решения мобильного маркетинга. Заключены контракты более, чем с 30 операторами по всему миру. Подписаны контракты с рядом кинокомпаний на продвижение брендированного контента. По состоянию на начало 2005 года в компании работало 85 разработчиков, портфель лицензий насчитывал право распространения 800 игр, в день обрабатывалось около 100.000 запросов на сумму от $0.03 каждый.
Среди новинок - мультиплеерные BT-игры, видеорингтоны.
Адрес: 1st floor plot 125 sher-e-punjab society andheri, Mumbai, 400093, India
Арун Гупта, исполнительный директор,
arun@mauj.com
http://www.mauj.com
Экспансия с Запада
Buongiorno Vitaminic присутствует на рынке Индии в рамках своего совместного предприятия Buongiorno Hong Kong Limited, доля в 51% акций которого принадлежит японской финансово-промышленной группе Mitsui & Co. СП создано в начале 2005 года.
Mobile 365, компания-агрегатор, сравнительно недавно основала офис в Индии, но уже получила от ряда операторов сотовой связи (например, от MSN) короткие номера. В частности номер 6365 будет использоваться компанией исключительно на рынке Индии для предоставления доступа к аудитории компаниям, работающим непосредственно с абонентами.
ActiveMedia (Великобритания) также намерена получить в Индии короткие номера для предоставления доступа к услугам таких своих партнеров, как MTV, Midday и IndiaFM.
Учитывая, что в странах, граничащих с Индией и в целом в Южной Азии проживает несколько десятков миллионов эмигрантов из Индии, некоторые компании, например, американская eMbience ориентируются на эту аудиторию, например, продвигая рингтоны на основе хип-хоп мелодий Bhangra или таких групп, как Karmacy и Junoon.
Экспансия из России
О своем выходе на рынок Индии в ноябре 2005 года сообщила компания i-Free. Первоначальные инвестиции в новый проект составили по словам генерального директора Кирилла Горыни $300 тысяч, планируется дальнейшее увеличение инвестиций примерно до $1-1.5 млн. В мае 2005 года открыт офис компании в Мумбае. В качестве задач представительства названы: продажи на потребительском рынке, локализация контента, заключение соглашений с местными правообладателями, реклама.
В качестве модели выхода на рынок выбрано сотрудничество с одним из крупных игроков - компанией Mauj. Благодаря этому уже на первом этапе i-Free получила возможность доступа к абонентам практически всех крупных операторов сотовой связи страны. В ноябре 2005 года индийским абонентам предложены игры, картинки и мелодии i-Free. До конца 2005 года планируется запустить сервис знакомств и общения Jamango.
Опыт продаж своих игр в Индию имеет также Hero Craft, входящий с 2005 года в альянс UFT.
Краткий вывод
Рынок Индии, по мнению MForum, представляется перспективным для крупных российских компаний, работающих на рынке контента. Несмотря на сравнительно небольшое проникновение и низкие цены, рынок позитивно относится к предложению контента и обладает значительным потенциалом роста. Активный выход на рынок Индии западных контент-компаний в 2004-2005 годах подтверждает эту оценку.
В условиях, когда конкуренция на рынке, как и набор услуг, пока что не столь велики, российские контент-провайдеры могут успеть получить свою долю рынка контент-услуг Индии. Оптимальным вариантом представляется работа на первом этапе через местных партнеров, уже обладающих пулом коротких номеров и развитыми контактами с местными операторами сотовой связи. В перспективе можно ориентироваться на выкуп доли партнера в совместном бизнесе. Самостоятельный выход на рынок может быть связан с значительными временными потерями. Среди рисков - высокая доля национального контента, проблемы с локализацией контента с учетом разнообразия местных языков и традиций.
© "Мобильный форум"
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru