MForum.ru
Денис Свердлов, генеральный директор, ООО "Скартел" (торговая марка Yota), "Ключевые показатели эффективности и опыт эксплуатации сетей Mobile WiMAX"
Денис Свердлов, генеральный директор, ООО "Скартел" (торговая марка Yota), "Ключевые показатели эффективности и опыт эксплуатации сетей Mobile WiMAX". Доклад на конференции "Мобильные широкополосные сети WiMAX в России. Первый опыт развертывания и эксплуатации". Организаторы ComNews Conferences. Видеозапись доклада и сессии вопросов и ответов
40 минут Аудиозапись выступления
Скачать презентацию в формате Adobe Acrobat, .pdf. Раскрывающиеся слайды презентации и конспект выступления Дениса Свердлова приведены ниже.
Компания создана в мае 2007 года, тогда в ней работало только два человека. Объем инвестиций до конца 2009 года - порядка USD470 млн, из них уже вложено более 400 млн. У компании в настоящее время 6 офисов в различных городах России, число сотрудников - более 910. Есть частотный ресурс, необходимый для развертывания сети в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и ряде других городов. Оператор является green-field - оператором, что позволяет всей команде сосредоточиться на основной задаче, построить сети мобильного WiMAX в России. Не нужно искать компромиссов со старой сетью, пути миграции, пути перевода абонентов на новую технологию. Идеология компании - не называть себя оператором. Команда, развивающая проект не является "фанатиками" той или иной технологии, мы готовы внедрять все, что поможет достичь успеха. WiMAX был выбран, в основном потому, что эту технологию поддерживает Intel, что означает, что модуль поддержки WiMAX будет встроен в каждый ноутбук, что назвается, "по умолчанию". А ключевым фактором успеха технологии является именно наличие абонентских устройств. Попытки операторов развивать 3G очевидно показывают, что использование интернета непосредственно с мобильного телефона с его небольшим экраном, не является доходным и массовым в связи с небольшой востребованностью такого рода услуги. В основном сети 3G используются для работы с ноутбуками и нетбуками, оснащенными USB-модемами (донглами). Отсюда и всплеск продаж донглов, который мы наблюдаем. При этом рынок остается в основном операторским, сами операторы заказывают у производителей такие донглы, сами их пытаются продвигать через торговые сети, прежде всего, свои собственные. Какой второй момент мы принимали во внимание? 10 Мбит/с на устройство - это кажется много, ведь сейчас современный интернет недостаточно быстрый. При пользовании интернетом через сеть Yota скорость чаще всего ограничена не возможностями радиоканала, а транспортными сетями самого интернета. Понимая это, мы посчитали, что будет разумно поддержать те возможности по скорости, которые мы предоставляем, предоставлением абонентам необходимого контента. Например, если кино для онлайн-просмотра будет находиться в нашем дата-центре, то только в этом случае мы сможем гарантировать клиенту и качество и QoS. Для того, чтобы обеспечить эту возможность, одновременно со строительством сети было запущено еще два проекта - создана компания-разработчик ПО "Yota-StarLab", где уже работает порядка 100 аналитиков, программистов и инженеров и "Море" - это контент-агрегатор. Эта компания занимается получением прав на контент - музыку, кино и т.п. Так что проект Yota - это не оператор связи, а интернет-компания, предоставляющая услуги и контент. Логотип Yota - перевернутый человечек. При строительстве сети мы быстро поняли, что ограничивающим фактором является не радиоинтерфейс, а транспортная сеть. Поскольку сотовая связь развивалась очень быстро и от операторов требовалось, прежде всего, обеспечить как можно более широкое покрытие, сформировался тип сети, основанной на массированном применении радиорелейных линий для подключения базовых станций. Сейчас появляются решения, которые позволяют даже по радиорелейной линии на небольших расстояниях обеспечивать достаточно высокие скорости. Но с каждым годом абоненты потребляют все больший трафик и эти решения все время выступают в качестве ограничивающего фактора. Нужны, по-настоящему, мощные транспортные сети. Стало очевидным, что от нас потребуются инвестиции не только в радиосеть, но и в собственную транспортную сеть. На сегодняшний день транспортная сеть Yota - это восемь оптоволоконных колец в Москве (два кольца агрегации DWDM с пиковой скоростью 108 Гбит/с с возможностью расширения до 720 Гбит/с) и в Санкт-Петербурге. Каждая базовая станция подключается оптоволокном с возможностью пропустить до 1 Гбит/с, но пока что выделяется на каждую базовую станцию 200 Мбит/с. Основная конфигурация базовой станции - 6-ти-секторная. Если говорить о радиусе действия сети, то вопрос indoor и outdoor-покрытия - очень простой. Это вопрос числа базовых станций. Если базовые станции ставить с радиусом действия в 800 метров, как мы делаем в центре Москвы, и с радиусом чуть более 1 км, как мы делаем в спальных районах, то покрытие получается надежным, качественным. Сигнал обеспечивается в режиме indoor, даже в помещениях с небольшими окнами, в полуподвальных помещениях. Безусловно, если бы частота была ниже, было бы лучше, но у Yota - 2.5 ГГц, которые выделяются под WiMAX. Цели компании строить сеть с показателем -75 дБ на улицах и -83-85 дБ внутри помещений, что достаточно для уверенной работы. 2 сентября 2008 года первые сегменты сети были запущены в тестовую эксплуатацию; Тарифы Yota известны: "Yota Мини" - 900 рублей в месяц подразумевает неограниченный интернет-доступ в течение месяца, включая доступ к музыкальному контенту компании. "Yota Max" - 500 рублей - для пользователей телефонов WiMAX (4G/WiMAX), и корпоративные тарифы.
Во всех тарифных планах предусматривается бесплатный федеральный роуминг! Идеология развития - единая сеть с едиными тарифами на всей территории страны. Как пример - Yota запустилась в Уфе в тестовую эксплуатацию и местный кабельный провайдер интернета немедленно снизил тарифы вдвое. И это при том, что Yota еще не начала платное оказание услуг, не продавала в Уфе устройства с поддержкой WiMAX. Важная особенность - применение на сети QoS (качества обслуживания). Это позволяет оператору эффективно делить абонентов по профилю пользования и даже по конкретным услугам. Например, на время пользования абонентом приложений, чувствительных к задержкам, например, IPTV или VoIP, мы ему повышаем QoS. Максимальный приоритет имеют спецслужбы, далее идут корпоративные клиенты, затем физические лица, а самый низкий QoS получают "сверхтяжелые" пользователи, которые выкачивают более 100 Гбайт за месяц. Это некая новая бизнес-модель, которую внедрила Yota на российском рынке. Компания платит своим партнерам - магистральным провайдерам интернета за пропускную способность (за Мбит/с), а не за трафик (Мбайты), как таковой. Соответственно, компании, в принципе, все равно, какой объем информации пройдет через ее сеть. Соответственно, если конкретной базовой станцией в данный момент никто другой не пользуется, пусть "тяжелый" качальщик ей пользуется. Такая ситуация очень часто случается ночью, утром. Даже если человек активно пользуется торрентами, это никак не мешает работе сети. Но если в соте появляются пользователи с более высоким приоритетом, то ресурсы, выделяемые "тяжелому" качальщику, уменьшаются. Еще одна особенность - к нашей сети можно подключить практически любой "сторонний" ноутбук, если в нем есть поддержка WiMAX. Это может сделать владелец ноутбука, процесс его превращения в абонента занимает около 5 минут. Сеть Yota открыта для всех ноутбуков на базе Intel, независимо от того, для какого рынка они были произведены. Важно понимать, что речь идет о всех устройствах, которые сертифицированы для сети Yota, поскольку, к сожалению, не все выпускаемые сегодня устройства WiMAX способны работать во всех сетях WiMAX. Intel сертификацию прошел и предположительно все устройства Intel работоспособны в сети Yota.
На сегодня 6 производителей поставляют в Россию свои ноутбуки с поддержкой WiMAX, эти ноутбуки также могут работать в сети Yota. В совокупности эти 6 производителей представляют 75% мирового рынка ноутбуков. Предпринимаются усилия в области расширения ассортимента мобильных телефонов. До конца 2009 года в продаже появится еще два мобильных телефона - бюджетный аппарат с поддержкой GSM/WiMAX, который можно будет использовать как модем и еще один смартфон. Мы хотим попробовать привлечь голосовых абонентов, тем более, что даже если все абоненты всех сотовых компаний в Москве перейдут в сеть Yota, это не создаст значимой дополнительной нагрузки. На 26 июня в сети Yota порядка 80 тысяч абонентов. Динамика подключения абонентов - порядка 10 тысяч в неделю.
Немного статистики. Мы наблюдаем изменение модели потребления. К нам приходят абоненты 3G, поскольку Yota одновременно быстрее и дешевле и к нам приходят абоненты кабельных сетей, поскольку им не нравится необходимость платить отдельно за интернет дома, на работе и в дороге. Рекордный трафик на одного абонента в апреле составил почти 2 Тб, что доказывает, что наша сеть ничем не хуже кабельной. Понятно, что для основной массы абонентов такие объемы не являются востребованными, для большинства абонентов, приходящих в Yota, скорость, обеспечиваемая сетью, является скоростью "выше ожидаемой". В мае через сеть Yota в Москве и С.Петербурге было передано 869 Тб информации. Все операторы "большой тройки" + "Скай Линк" по всей стране за этот период передали 500 Тб.
Около 40% пользователей используют сеть в зоне покрытия всего одной базовой станции, по сути речь идет о фиксированном использовании. Это очевидное подтверждение того факта, что сеть доступна в варианте indoor. Профиль пользования часто меняется следующим образом. Вначале пользователь работает из одного места, затем через неделю-другую число мест, где он работает вырастает до 2-3, затем возрастает еще более.
Среднее потребление на абонента без учета "тяжелых качальщиков" - 10 Гб/месяц. Это в 100 раз больше, чем среднее потребление в сетях GSM. Наш средний абонент пользуется интернетом от Yota ежедневно. От 10 Гбайт до 100 Гбайт потребляет 41% пользователей.
Говоря об услугах, мы подразумеваем, что базовая услуга Yota - это предоставление интернет-доступа. Кроме того, мы запустили web-портал с лицензионной музыкой. Поддерживается возможность закачки музыки в HTC WiMAX. Есть деск-топ клиент, который позволяет с удобством слушать музыку на компьютере. Есть видеозвонки, VoIP и интернет-платежи.
Сервисы делятся на группы "коммуникации" и "развлечения" - в них сейчас идут значительные инвестиции. В частности, подписаны соглашения с рядом мейджеров, включая Sony BMG и других, а также есть неплохой русский каталог, для создания которого пришлось создать специальную группу, занимающуюся прямыми контрактами с исполнителями. Их задача - подписать договоры с 400 российскими артистами.
Сеть сейчас строится в Уфе, Краснодаре и в Сочи. В Уфе сеть уже запущена в тестовую эксплуатацию, порядка 600 пользователей. Еще два проекта готовится к запуску за пределами России. (Прим ред., возможно, речь идет о Колумбии и, с меньшей вероятностью, о Венесуэле).
Отвечая на вопросы участников, Денис Свердлов сообщил: Выбирая поставщика, Yota ориентировалась на компанию-производителя, которая бы уже имела опыт создания коммерческой сети. Опытом работы с компанией Samsung в Yota удовлетворены. Основные каналы продвижения - это сотовые ритейлеры и сети электроники, а также киоски в торговых центрах. Обучено примерно 5000 продавцов в ритейловых сетях, но их уровень знаний остается низким. Основная масса продаж осуществляется через неспециализированные ритейловые сети. Ожидается изменение регулятором требований по предельно допустимой мощности базовых станций WiMAX в пользу увеличения разрешенной мощности. Проведена НИР, которая показала, что мощность можно поднимать вплоть до 40 Вт. Если решение будет принято, как мы того ожидаем, это упростит развертывание сети. Планы в отношении Подмосковья. Частоты есть на Московскую область. Есть специальная техническая команда, которая занимается исключительно вопросами развития сети в Московской области.
Инфокоммуникации. Энциклопедия MForum. Составитель А.Б.Бойко
|
Форумы по теме (открыть в отдельном окне)
|
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru
13.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о китайской версии Vivo Y300 5G / MForum.ru
12.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты полные спецификации Google Pixel 9a / MForum.ru
12.12. [Новинки] Это интересно: Vivo создаст новый суббренд в следующем году / MForum.ru
11.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Realme Neo7 с Dimensity 9300+, АКБ 7000 мАч и защитой от воды и пыли IP69 / MForum.ru
11.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты спецификации OnePlus Ace 5 и его отличия от OnePlus 13R / MForum.ru
10.12. [Новинки] Слухи: Amazon раскрыл характеристики, дизайн и дату запуска Lava Blaze Duo / MForum.ru
10.12. [Новинки] Слухи: iQOO, Redmi и OnePlus также представят смартфоны с АКБ 7000 мАч / MForum.ru
10.12. [Новинки] Слухи: OnePlus Ace 5 показали на фото / MForum.ru