MForum.ru
04.06.2010,
Выбор навигационной системы для автомобиля сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо прокладывания маршрута и ведения навигации, система должна обладать рядом качеств. Одним из наиболее важных является удобство использования – сюда относятся и интерфейс, который не должен быть перегружен обозначениями, мешающими сориентироваться в дорожной обстановке, и четкие подсказки, голосовые и визуальные, и возможность настройки в соответствии с предпочтениями водителя. В этом обзоре мы рассмотрим относительно новую навигационную систему "Прогород", в которой заявлены некоторые уникальные функции, облегчающие быстрое принятие решений во время движения.
Программа "Прогород" может быть установлена на многие модели автомобильных навигаторов под управлением ОС Windows CE. Официально комплектуются этой программой некоторые модели навигаторов Lexand, включая все новые модели, и одна модель от Mio – Mio Moov M300. То есть, эти устройства продаются в магазинах с уже установленной системой "Прогород". Также поддерживаются многие другие навигаторы - JJ Connect, Nexx, teXet, Global Navigation. Список конкретных моделей можно найти на официальном сайте программы (http://pro-gorod.ru). Еще одна версия программы предназначена для коммуникаторов под управлением ОС Windows Mobile (HTC, Acer, Asus, RoverPC, Samsung и др.) со встроенным или внешним GPS-приемником. Ожидается выход программы и для других устройств и платформ – Android, iPhone, обычных мобильных телефонов с поддержкой Java.
Хорошо обстоят дела с картографическим покрытием. Если говорить на языке цифр, то на момент написания обзора это 55 000 городов и населённых пунктов, до которых может быть проложен маршрут, 509 городов и населённых пунктов с детализацией «до дома» (т.е., с адресным планом), вся Россия в масштабе 1:1 000 000. Если проще, то при прокладке маршрута между крупными городами можно указывать конкретные дома и улицы, при поездке в села и деревни – только название населенного пункта. Обновления для карты выходят ежемесячно (т.е., чаще, чем у Навитела, TeleAtlas, Navteq), постоянно добавляются новые дороги и населенные пункты, повышается их детализация. Обновления можно скачивать вручную, либо с помощью специальной программы по расписанию. Также можно сообщать разработчикам об обнаруженных неточностях карты, ошибках прокладки маршрута, новых светофорах и лежачих полицейских. К информаторам из числа пользователей системы в компании относятся серьезно, каждому из них после проверки полученных данных присваивается уровень доверия, исправления вносятся в карты в течение нескольких дней, после чего выходят с очередным обновлением.
Демо-версию программы можно протестировать в течение месяца с момента установки и первого запуска на устройстве. Демо-версия является практически полнофункциональной. О необходимости покупки лицензии напоминают окна при запуске программы, периодические всплывающие окна во время движения, а также надпись «Демо» на экране во время движения. По окончании срока действия ознакомительной версии можно приобрести лицензию на сайте. Стоимость составляет 950 рублей, что включает в себя обновления программы в течение года. Приятной особенностью "Прогород"а является то, что в комплект программы входит карта дорог всей России. Также планируются некоторые сервисы (например, учет пробок и дорожной обстановки при прокладке маршрута), доступные только после покупки лицензии. Покупка осуществляется прямо на сайте, с текущего счета пользователя. Пополнить счет можно самыми разными способами, включая платежные системы (Яндекс.Деньги, WebMoney и другие), банковские карты, SMS, терминалы оплаты (Qiwi и другие) и не только.
При запуске программы мы сразу попадаем в режим карты, минуя меню. Карта занимает большую часть экрана, а по краям окна находятся кнопки и иконки управления. Наибольшее количество кнопок – в левой части экрана. Верхняя кнопка служит для переключения между режимом ориентации карты строго на север и ориентацией по ходу движения. На кнопке ниже отображается текущий масштаб карты, а при нажатии появляется еще ряд кнопок для изменения масштаба и наклона карты относительно горизонта. Третья кнопка – переход в окно информации о спутниках и текущих координатах. Четвертая – включение и отключение голосовых подсказок, а также щелчков при нажатиях на экран или на кнопки. Пятая кнопка – вызов быстрого меню. В него можно поместить до восьми действий для быстрого доступа, таких как изменение различных настроек, отображение маневров маршрута, запись трека, удаление маршрута.
Наконец, в левом нижнем углу находится кнопка для вызова основного меню программы. Оно содержит четыре вкладки: поиск, маршрут, настройки, личные. Мы рассмотрим содержимое этих пунктов по мере изучения возможностей программы. Выход из программы возможен только через главное меню, при помощи кнопки «Закрытие программы» в виде крестика в левом верхнем углу. В правом верхнем углу находятся кнопки для возврата в режим карты и для вызова встроенной справки.
Для того чтобы проложить маршрут необходимо задать желаемый пункт назначения. Самый быстрый способ – воспользоваться поиском объектов. Кнопка в виде лупы, предназначенная для быстрого поиска, находится в правом нижнем углу окна программы. На экране появляется клавиатура, при помощи которой можно ввести название улицы или какого-либо объекта. При этом по мере ввода на клавиатуре затеняются буквы, по которым нет совпадений в базе данных объектов. Также имеется подсказка о количестве найденных на текущий момент объектах. Результаты поиска отображаются без сортировки по расстоянию от текущего места, поэтому при запросе «Кофе Хауз» мы получаем список из 160 кафе с одинаковым наименованием, но расположенных в разных городах. Причем даже среди кафе в одном городе выбрать нужный – задача нетривиальная: в списке не указан конкретный адрес, есть только кнопка, при нажатии на которую выбранный объект будет показан на карте. Поэтому пользоваться быстрым поиском следует только для улиц, метро (здесь, напротив, подробно расписаны все выходы с указанием ближайших улиц) либо объектов с уникальным в пределах города названием (ресторан «Прага», например). После выбора улицы можно уточнить номер дома. При нажатии кнопки «Маршрут» осуществляется построение маршрута от текущего местоположения до выбранного объекта.
Для перехода к другим видам поиска служит кнопка в левом верхнем углу экрана при быстром поиске. Также можно воспользоваться меню программы; поиск находится на первой вкладке меню. Первый вариант – поиск по адресу. Здесь последовательно можно ввести регион, город, улицу и номер дома. Как и при быстром поиске, в дальнейшем можно посмотреть выбранный адрес на карте, либо проложить к нему маршрут из текущей точки. Еще один вариант поиска – по координатам, в этом случае вводятся широта и долгота объекта.
Наконец, есть поиск POI – различных объектов из базы. Здесь также имеется несколько вариантов – объекты рядом с текущим положением, рядом с курсором, рядом с введенным адресом, рядом с финишем маршрута, либо вдоль маршрута. Объекты делятся на следующие категории: автомобиль, ресторан, транспорт, гостиница, торговля, финансы, медицина, спорт, религия, культура/развлечения, ГИБДД, образование, объекты, дом быта, санаторий, ветеринар, озера, ТРЦ. В свою очередь могут присутствовать подкатегории. Найденные объекты сортируются по алфавиту, либо по удаленности от выбранной на предыдущем этапе точки. Конкретный объект можно выбрать из списка, либо снова воспользоваться поиском, вводя название на клавиатуре. Также имеются история поиска адресов и объектов и избранные точки.
Еще один вариант выбора точек для прокладки маршрута – непосредственно на карте. Сдвигаем карту до нужного места и нажимаем на точку, в результате справа на экране появляется меню. Выбранную точку можно назначить начальной, конечной или промежуточной точкой маршрута, добавить в избранное или посмотреть координаты точки и адрес ближайшего здания. Отметим, что промежуточные точки устанавливаются только на этом этапе. После нажатия кнопки «Маршрут» осуществляется планирование пути, и если в дальнейшем потребуется указать новые промежуточные точки, то первоначальный маршрут будет сброшен. Автоматического пересчета пути в этом случае не будет, нужно снова нажимать на кнопку «Маршрут». Все это требует большого количества нажатий, так что на ходу проделывать такую операцию не рекомендуется.
После нажатия на кнопку «Маршрут» будет рассчитан один из вариантов пути. Всего вариантов три: удобный, простой и короткий. Удобный – оптимальный вариант, учитывающий различные параметры: класс дороги, статистическая информация о средней скорости на каждом участке маршрута, наличие светофоров и железнодорожных переездов. Простой – содержит минимальное количество поворотов и маневров. Короткий маршрут рассчитывается по минимальному расстоянию между начальной и конечной точками. На практике часто эти варианты совпадают или отличаются незначительно. Первые два отдают предпочтения крупным магистралям, в то время как короткий маршрут может проходить по более мелким улицам, на которых часто встречаются светофоры и повороты. Также есть задел для четвертого варианта – без пробок, но пока соответствующая функциональность не реализована. При желании можно наглядно сравнить все три доступных варианта маршрутов: они отмечаются разными цветами на карте. Также отображается расстояние и приблизительное время в пути. Кнопка «Демо» служит для моделирования проезда по выбранному маршруту, а для реальной навигации нужно нажать кнопку «Поехали!» Есть возможность посмотреть в виде списка улицы, по которым предлагается ехать, список маневров. При желании можно вручную исключить какие-то улицы из маршрута, это пригодится, если известна какая-то информация о пробках или закрытии проезда. Маршрут будет пересчитан с учетом пожеланий водителя.
В режиме навигации на экране, помимо карты, отображается различная информация. В правом верхнем углу показаны стрелки, указывающие направление поворота. Более крупно показан ближайший поворот и расстояние до него, помельче – расстояние и направление следующего за ним поворота. При этом на стрелке горизонтальными засечками указано, на каком по счету повороте в ту или иную сторону нужно свернуть. Голосовые подсказки оповещают водителя о повороте за 800 и за 300 метров до маневра, а также сразу после поворота. В нижней части экрана отображается текущая скорость, расстояние до места назначения, расчетное время в пути, расчетное время прибытия, текущее время, улица, на которую мы попадем после следующего поворота. В правом нижнем углу имеется индикатор заряда аккумулятора, но он маленький, не очень хорошо различимый.
При приближении к повороту в верхней части экрана появляется изображение полос движения. По ним можно сориентироваться, нужно ли перестраиваться в другой ряд для поворота, и в какой именно.
Уникальная функция программы "Прогород" - отображение крупных развязок с указанием полос. В компании их называют фотореалистичными развязками. Изображения занимают почти весь экран; они основаны на реальных фотографиях развязок, дорисованных и чуть упрощенных дизайнером. По отзывам автомобилистов, эта функция действительно полезная, так как позволяет быстро сориентироваться, нужно ли перестраиваться или можно продолжить движение в том же ряду.
Ниже на фотографиях можно видеть, как соотносятся изображения развязок на экране навигатора и на реальной трассе. Часто на дороге еще не видно поворота, либо обзор закрывает впереди идущая машина, а следуя подсказкам программы, можно уже заранее перестроиться в нужный ряд.
Если проехать нужный поворот, то система через несколько секунд обнаружит это и пересчитает маршрут с учетом изменений. Пересчет занимает порядка десятка секунд, хотя при дальних поездках – в другой город, например, может потребоваться и большее время. При этом, можно не успеть и на следующий поворот, что потребует следующего пересчета и потери какого-то времени. Обратим внимание, что если при первоначальном выборе маршрута были рассчитаны два или три варианта, то система в процессе движения не выбирает между ними. В любом случае происходит пересчет в рамках выбранной модели – простого, удобного или короткого маршрута.
При движении система голосом оповещает водителя не только о предстоящих поворотах и перестроениях, но и о камерах слежения за скоростью, опасных участках дороги и тоннелях. В тоннелях, где связь со спутниками теряется, предполагается движение с постоянной скоростью. Внешний вид карты при движении настраивается в широких пределах. Можно выбрать масштаб карты (есть автоматическое масштабирование в указанных пределах в зависимости от скорости и пройденного расстояния), степень наклона по отношению к горизонту (есть не только вид сверху, но и еще четыре степени наклона). Цвета карты определяются выбранным стилем интерфейса (есть теплый и холодный стили), а также дневным или ночным режимами. Переключаться между последними двумя вариантами можно вручную, либо установить период действия ночного режима.
На карте отображаются точки интереса, категории объектов для показа можно выбрать в настройках. В отличие от других навигационных программ, строящих псевдообъемную карту, в "Прогороде" есть возможность включить трехмерные контуры зданий – с учетом их реальных размеров и высоты. Это также помогает ориентироваться на местности, определять примерную этажность строений. Тип курсора – автомобили различных расцветок, либо простые стрелочки, также задается в настройках. Наконец, можно выбрать мужской или женский голос для озвучивания, и язык интерфейса программы – русский или английский.
В главном меню, помимо вышеописанных, можно выполнить некоторые другие действия с маршрутами. В частности, сохранять и загружать маршруты для последующего использования. Также есть опция построения обратного маршрута. Еще одна функция – запись трека, то есть реального маршрута движения на основании информации со спутника. После записи можно посмотреть трек на карте. В разделе настроек «Личные» также есть несколько интересных опций. Здесь можно посмотреть историю поиска адресов, историю точек финиша, избранные точки, записанные треки и предупреждения. Предупреждения устанавливаются во время движения по маршруту путем нажатия на окошко с текущей скоростью. Таким образом можно оставить себе пометку об ограничении скорости на каком-либо участке маршрута.
Программа "Прогород" позволяет прокладывать маршруты движения как в пределах города, так и между населенными пунктами с учетом различных факторов, в том числе ручного указания дорог, которые следует объезжать. В процессе движения имеются голосовые и визуальные подсказки, причем последние являются уникальной особенностью этой программы – на экране показываются реалистичные изображения крупных развязок с указанием полос следования. Это позволяет быстро сориентироваться в процессе движения, не отвлекаясь на разглядывание карты. Точки для маршрута можно выбрать на карте, прямым заданием адреса, либо выбором объекта из базы POI, включающей в себя разные категории мест назначения.
Отметим хорошую зону картографического покрытия, включающую такие крупные города, как Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самару, Казань, Тверь и др., а также их областей. Другим преимуществом является регулярное обновление и дополнение карт, в том числе с участием самих пользователей. В компании гордятся наличием собственной картографической службы, которая не использует готовые карты сторонних фирм, а все разрабатывает и перепроверяет самостоятельно на основе спутниковых снимков высокого разрешения, верифицированных с помощью выездных съемок, выполняемых собственными полевыми бригадами.
Проверить достоверность и актуальность навигационной карты можно прямо на сайте "Прогород": www.pro-gorod.ru. Перед покупкой лицензии есть возможность протестировать полнофункциональную версию программы в течение месяца. Процесс оплаты и покупки лицензии не вызывает затруднений, так как поддерживается большое количество способов оплаты и платежных систем. Также отметим, что для связи с разработчиками можно использовать не только личную переписку, но и пользовательский форум.
Недавно прочитал в новостях
На днях появилась
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru