MForum.ru
19.12.2008,
Любой смартфон BlackBerry – это эффективный рабочий инструмент, но без специфических фирменных сервисов, предоставляемых операторами сотовой связи он превращается в простой, хотя и удобный в обращении, телефон. На примере услуг от МТС мы попробовали разобраться, что именно привлекает к этому устройству сотни крупных компаний по всему миру.
В первом материале, посвящённом канадской компании Research in Motion (RIM), мы вкратце уже касались темы специфических сервисов, доступных при работе со смартфонами BlackBerry. Подробный обзор модели 8700g, который мы сделали во втором материале, позволил оценить возможности фирменной операционной системы, понять, на что вообще способны классические модели аппаратов BlackBerry. Теперь настало время познакомиться с теми сервисами BlackBerry, которые предоставляют нам российские сотовые операторы. На тестировании у нас побывал смартфон, подключенный к услугам МТС.
Первым пунктом «ежевичного» меню считается конечно же мгновенный доступ к электронной почте. Признаемся честно, почтовый сервис – единственная услуга, к которой мы получили свободный доступ для тестирования. О ней мы постараемся рассказать поподробнее, а по остальным возможности дадим лишь краткие пояснения. Итак, напомним ещё раз – главная особенность BlackBerry заключается в возможности мгновенного обмена электронными письмами. Дополнительно установленный сервер BlackBerry постоянно следит за новой почтой на корпоративном почтовом сервере (Microsoft, IBM) и в случае их появления немедленно переправляет их конечному пользователю посредством GPRS. Таким образом, сотруднику компании не нужно настраивать почтовую программу телефона для периодического опроса почтового сервера, как это обычно делается в случае работы со стандартным протоколом POP3. С BlackBerry почта сама находит своего получателя.
Смартфон можно привязать лишь к одному серверу BlackBerry. Компания МТС подключила нас к своему серверу в тестовом режиме. Регистрация ящика проходит через соответствующий пункт меню ОС BlackBerry и занимает по утверждению оператора от 10 до 20 мин. В нашем случае регистрация заняла около получаса, поэтому активировать почтовый аккаунт стоит лишь в местах уверенного приёма.
Для тестирования работы сервиса мгновенной доставки электронной корреспонденции мы отсылали письма с двух известных почтовых серверов Mail.ru и Gmail.com. Забегая вперёд скажем, что время доставки писем и с одного, и с другого сервера оказалось примерно одинаковым. Периодически, и в одном, и в другом случаи были сбои – задержки. Чем именно они обусловлены сказать сложно, но скорее всего, причины следует искать в первую очередь в работе этих бесплатных сервисов.
Первоначально в телефон поступает лишь текст сообщения и информация о вложенных в него файлах, поэтому какого бы размера мы не отправляли письмо, к BlackBerry оно доходило всегда очень быстро - в среднем через 20 с после отправки (здесь необходимо учесть не самую быструю работу бесплатных почтовых серверов, с которыми мы работали). Если же вы желаете скачать вложенные файлы, то в этом случае придётся затратить ещё немного драгоценных секунд рабочего времени.
Для выяснения вопроса скорости скачивания вложенных файлов мы отправили на тестовый почтовый ящик письмо с десятью прикреплёнными текстовыми файлами общим объёмом 4,7 Мб, которые последовательно стали скачивать в память аппарата. Как выяснилось, файлы размером до 1 Мб телефон принимает в среднем за 20 с. Самый большой отправленный нами файл, размером 1,3 Мб, телефон принять не смог, сославшись на то, что «размер вложения превышает установленное сервером значение».
Работа с отправленным ZIP-архивом тех же файлов ничем существенным по скорости скачивания не отличается. Разница лишь в том, что перед загрузкой каждой файл разархивируется, но это занимает лишь пару секунд.
Небольшая проблема возникла с идентификацией русскоязычных имён файлов внутри архива, прочитать которые BlackBerry не смог. Между тем текстовое содержание файлов смартфон воспроизводит легко, независимо от того, написан ли представленный там текст кириллицей или латиницей.
Из приведённого выше примера работы можно предположить, что скорость доставки текстовых данных относительно больших объёмов достигает 400 Кбит/с, т.е. практически предела возможностей EDGE. На самом же деле скорость передачи ниже, просто файлы перед отправкой к пользователю сжимаются сервером с помощью фирменных алгоритмов. А вот файлы с изображениями сжать проблематично, но зато можно уменьшить их размер. Именно это и делает сервер BlackBerry при передаче файлов форматов JPG, JPEG, PNG, BMP или GIF. В качестве тестового файла для передачи была выбрана фотография в формате JPEG размером 852 Кб разрешением 2272х1704 точки. При передаче на смартфон файл был автоматически сжат до 9,5 Кб (в 90 раз), а его разрешение было изменено в соответствии с разрешением дисплея 8700g – до 320х240 точек.
Кроме того, любая передача данных в системе BlackBerry осуществляется в зашифрованном виде с использованием известных своей надёжностью криптоалгоритмов AES и Triple DES (симметричные алгоритмы шифрования), а потому данная услуга для многих компаний во всём мире стала особенно привлекательной. В случае централизованного использования BlackBerry внутрикорпоративные каналы связи больше не будут местом утечки важной коммерческой информации к конкурентам. Защита, безусловно, не является абсолютной, так как доступ к каналам передачи всегда могут получить государственные спецслужбы, но по сравнению с другими доступными средствами она оказывается достаточно эффективной.
Алгоритм блочного шифрования Advanced Encryption Standard является официальным стандартом шифрования в США. Это один
из самых популярных алгоритмов симметричного шифрования во всём мире.
Симметричный алгоритм шифрования Triple Data Encryption Standart является доработанным алгоритмом DES, разработанным
компанией IBM и принятым в качестве федерального стандарта шифрования в США ещё в 1977 г.
Хотя мы и не тестировали работу почтового сервиса за пределами Москвы и Московской области, данная услуга работает в сотовых сетях всего мира, предоставляющих GPRS-роуминг для МТС. При этом скорость доставки писем к пользователю снизиться не должна, а шифрование, также как и в домашней сети, защитит послания от нежелательного доступа к ним третьих лиц.
Другой важной услугой, предоставляемой компанией МТС своим корпоративным клиентам является возможность просмотра и синхронизации с рядом данных, предназначенных для корпоративного пользования. Это может быть адресная книга компании, календарь, заметки. Все эти данные пользователь сможет не только просматривать с телефона, но и синхронизировать со своим компьютером.
Как видите, не только деловая переписка, но даже информация из корпоративной адресной книги может храниться на смартфонах BlackBerry конечных пользователей. Потеря любого такого аппарата может означать разглашение профессиональной тайны, поэтому вместе со стандартным пакетом услуг МТС предлагает ещё и возможность удалённой очистки данных при потере или краже BlackBerry. Самостоятельно этого сделать, к сожалению, не удастся – придётся звонить сотрудникам службы поддержки МТС.
Ну и последней услугой, доступной всем владельцам BlackBerry, является поддержка карт BlackBerry Maps, позволяющих получить краткие сведения об интересующем вас городе, районе или даже точном адресе какого-либо учреждения в любой точке мира. К примеру, по имеющемуся адресу можно узнать название компании, род её деятельности, контактные телефоны и т.д. Естественно, эта компания (или, скажем, учебное заведение, крупный магазин, автостанция и т.д.) должна быть внесена в список BlackBerry Maps. Данную функцию можно сравнить с базой данных по различным объектам POI, которую можно встретить в приложении к любым векторным картам GPS-приёмников. Кстати, в моделях BlackBerry, оборудованных GPS (протестированный нами во второй части повествования смартфон 8700g к таковым, к сожалению, не относится), BlackBerry Maps позволяет ещё и ориентироваться на местности.
К сожалению, «ежевика» пока что остаётся ягодой не народной, а только корпоративной, хотя слухи о том, что сервисы BlackBerry скоро станут доступными простым пользователям и в России (как в других странах), ходят уже давно. Всех при этом интересует конечно же стоимость услуг, ведь корпоративные цены вряд ли можно назвать приемлемыми для народа – единовременная плата компании за организацию почтового сервера у МТС составляет 190 тыс. руб. Ещё 2,5 тыс. руб. стоит одна лицензия на аппарат. А вот абонентская плата за предоставляемые услуги BlackBerry в итоге получается невысокой – 590 руб. за каждого пользователя. При этом в абонентскую плату включён весь GPRS-трафик с корпоративной почтовой системы и на неё во внутрисетевом роуминге.
Поглядывая на ближайших соседей, т.е. на Украину, где BlackBerry появился на год раньше и уже доступен для всех желающих, можно оценить хотя бы порядок расходов частного владельца BlackBerry. Украинские абоненты МТС платят за услугу мгновенного доступа к электронной почте примерно $27 в месяц. В эту сумму уже включён неограниченный трафик при работе с электронной почтой и интернетом. При этом стоимость аппарата BlackBerry 8700g колеблется в диапазоне от $430 до $290 в зависимости от срока, на который заключён контракт обслуживания – от 0 до 24 месяцев. Частному владельцу не нужно иметь собственный почтовый сервер, как крупной компании. Достаточно просто завести себе почтовый ящик на одном из популярных бесплатных сервисов - к примеру, на тех же Mail.ru или Gmail.com.
Большинство сервисов BlackBerry сегодня уже нельзя назвать уникальными, но RIM стала первой компанией, которая их предложила. На данный момент BlackBerry оригинален тем, что предоставляет целостность решения – и программная, и аппаратная составляющая разработаны одной компанией, а значит обеспечивается наиболее слаженная и быстрая работа. Кроме того, шифрование данных при пересылке обеспечивает защиту коммерческой информации, что также можно назвать уникальным сервисом (хотя и с некоторыми оговорками для России). Нет ничего удивительного в том, что BlackBerry стал на Западе корпоративным стандартом.
Российский бизнес, хотя и имеет ряд «национальных» особенностей, тоже может извлечь пользу из сервисов BlackBerry. Они наверняка окажутся полезны крупным отечественным компаниям, ведь BlackBerry востребован везде, где сотрудники ведут активную деловую переписку. А вот для частных лиц канадский смартфон со всем своим набором функций является скорее игрушкой, чем эффективным инструментом. На Западе он проник в этот сектор лишь потому, что быть владельцем BlackBerry там стало престижно. У нас об этом канадском чуде (в хорошем смысле этого слова) вообще мало кто слышал – пройдет немало времени, прежде чем смартфон начнут узнавать. Да и растолкать в этом секторе рынка другие полюбившиеся отечественному пользователю бренды будет весьма непросто. Кроме того, наш пользователь привык менять телефон раз в год, а то и чаще, а модельный ряд консервативной RIM сильно ограничен. Единственным выходом в данной ситуации могут стать последние модели BlackBerry, предоставляющие полный набор мультимедийных возможностей. В частности, речь идёт о конкуренте Apple iPhone, смартфоне Storm. Несмотря на высокую стоимость, этот аппарат действительно может открыть BlackBerry дорогу к российскому частному пользователю.
© Виталий Крылов,
Публикации по теме:
06.07. [Новинки] О смартфонах и не только #13: Meizu MX5, Huawei Honor 7, проект ZUK и зарплаты стажеров Apple / MForum.ru
25.06. [ПО] Анонсы: BlackBerry+Android: официальная позиция / MForum.ru
22.06. [Новинки] О смартфонах и не только #11: Sony XPERIA с QHD-дисплеем, BlackBerry c Android, сканеры отпечатка пальца и смертельные iPhone / MForum.ru
18.06. [Новинки] Мобильные ОС: BlackBerry, Android и Samsung – слухов все больше / MForum.ru
15.06. [Новинки] О смартфонах и не только #10: рекордсмены Gionee, подробности о Samsung Galaxy Note 5 и LG G4 Pro, самая безопасная мобильная ОС и рост продаж смартфонов с Windows / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru