MForum.ru
17.12.2008,
С 1999 г. смартфоны канадской компании Research in Motion (RIM) ценят и уважают во всём “цивилизованном” мире. Ими пользуются ведущие политики и бизнесмены, многие знаменитости и большинство корпоративных служащих. В чём секрет успеха BlackBerry – единственного продукта компании, в одночасье ставшей одним из мировых лидеров на рынке сотовой связи?
Этой статьёй мы открываем небольшую подборку материалов о детище компании RIM – линейке смартфонов BlackBerry. На Западе это имя давно уже стало нарицательным. Владелец BlackBerry ассоциируется там с деловым человеком, который ценит своё время и деньги. У нас же о “ежевике” знают лишь единицы – в основном это энтузиасты-любители, почитывающие материалы о новинках сотовой связи. Но ситуация потихоньку начинает меняться к лучшему. О причинах изменений, а также о секретах мирового успеха BlackBerry мы сегодня и поговорим.
Головной офис компании Research in Motion
Основанная в 1984 г. Майком Лазаридисом и его друзьями компания Research in Motion сразу сделала ставку на разработку устройств, работающих с электронной почтой. Начав с простого пейджера, принимающего электронную корреспонденцию, за 15 лет своего становления и развития RIM накопила достаточный опыт, реализованный в первом своём аппарате с QWERTY-клавиатурой. Компания сразу делает ставку на корпоративный сектор, а технический дизайн и возможности нового бренда BlackBerry заточены исключительно для делового использования. До нынешнего года консервативная RIM не желала ни выпускать модели в других форм-факторах, ни даже оснащать свои новинки сенсорным дисплеем, что на фоне остальных производителей выглядит смело и необычно. Так, практически с началом нового тысячелетия, устройства связи от RIM становятся идеалом для всего делового человечества.
Президент компании Майк Лазаридис
Но корпоративная эргономика сама по себе не смогла бы принести такой ошеломляющий успех компании, которым она может сегодня похвастаться. Ведь RIM со своим BlackBerry на сегодняшний день является лидером корпоративного сегмента мирового рынка смартфонов, а во всех сегментах этого рынка в целом компания занимает третью позицию, уступая лишь Nokia и конкурируя с Apple.
Секрет кроется в уникальном фирменном программном обеспечении, как и внешний дизайн, до мелочей заточенном на корпоративное использование. Главной особенностью собственной операционной системы BlackBerry является работа c электронной почтой в режиме on-line. Аппарат получает новые письма автоматически, без необходимости запуска почтового клиента – также, как и SMS. Письмо, прежде чем попасть к пользователю, проходит через сервер BlackBerry, дополнительно развёрнутый, как правило, у компании-клиента. Этот сервер постоянно следит за новой корреспонденцией и мгновенно пересылает её к конечному пользователю при поступлении. Пересылка осуществляется с защитой рядом криптоалгоритмов, поэтому сотруднику (пользователю BlackBerry) и его работодателю нет нужды волноваться за то, что корпоративную переписку будут читать третьи лица. Подобное централизованное управление почтой не только повышает скорость работы, но и снижает до минимума риски атаки вредоносным ПО. Именно защита данных и оперативность работы с ними легли в основу сегодняшнего успеха BlackBerry.
Другим важным фактором карьерного роста этого смартфона стала поддержка большинства популярных офисных форматов файлов. Несмотря на использование собственной операционной системы (о которой мы подробно поговорим во второй части нашего рассказа о BlackBerry), канадский смартфон работает с вложенными файлами MS Office, просматривает PDF-документы и HTML-страницы, выводит на экран рисунки и фотографии во всех популярных графических форматах, открывает заархивированные файлы.
Как это ни странно, но все прочие акулы рынка мобильной связи поняли, что упустили огромный сегмент, когда было уже слишком поздно. Догонять принялись разными способами. К примеру, смартфоны от Nokia, Palm, Sony Ericsson, HTC стали оснащаться программным обеспечением BlackBerry Connect, предоставляющим возможность использования главной особенности BlackBerry – мгновенного доступа к электронной почте.
Все коммуникаторы на базе операционной системы Windows Mobile, начиная с версии 5.0, получили возможность работать со службой Push-email, не менее быстро доставляющей электронную почту, благодаря технологии Microsoft Exchange. Принцип тот же – посредником между пользователем и отправителем почты служит Exchange-сервер, который пересылает новые письма на коммуникатор по мере их поступления, а также служит для хранения и синхронизации различных персональных данных, вроде контактов, информации о встречах и т.п. Но к тому времени в западных странах BlackBerry уже стал внегласным корпоративным стандартом, так что все остальные производители оказались в рядах отстающих.
Какими бы удобными и замечательными в работе не были смартфоны Blackberry, до сих пор они остаются “широко известными в узких кругах”. Это вовсе не означает, что канадские аппараты продаются в узком кругу стран. Нет, рынков сбыта немало – более сотни. Но ошеломляющий успех, какой был достигнут в США, Канаде и странах Западной Европы, пока что недостижим в других регионах. В страны Восточной Европы RIM вышла ещё в 2005 г., а с прошлого года осваивает рынок Украины. Но вот массового бума, связанного с покупками BlackBerry, там замечено не было.
Россия с её огромным рынком сбыта представляет интерес для любой западной компании, в том числе и для RIM. Но косность наших законов до недавнего времени активно мешала вводу в эксплуатацию защищённых почтовых серверов. Дело в том, что по действующему законодательству правоохранительные органы имеют право на прослушивание разговоров своих сограждан, на чтение их электронной почты и на много чего ещё. Нравственные и политические аспекты этого мы сейчас обсуждать не будем. Для нас куда важнее то, что вплоть до нынешнего года ведущие операторы сотовой связи не могли получить сертификат ФСБ на работу с устройствами, шифрующими информацию. Решение в итоге найдено было, но вряд ли оно удовлетворит все 100% желающих вести переписку с помощью BlackBerry. Спецслужбы смогут получить доступ к платформе BlackBerry, размещенной у сотового оператора, в то время как сервер данных может быть расположен и непосредственно у клиента. В этом случае безусловно теряется если и не единственная, то, по крайней мере, одна из важных особенностей концепции BlackBerry – защита информации. Но закон есть закон.
Таким образом, BlackBerry в России можно приобрести уже совершенно официально, но пока что работа будет вестись лишь с корпоративными пользователями – установка одного только почтового сервера обойдётся клиентам в несколько тысяч долларов, что для рядового пользователя абсолютно неприемлемо.
Пока в России пытаются привлечь к BlackBerry крупный и средний бизнес, планы самой компании RIM по освоению новых рынков ширятся и пополняются. Мы уже говорили, что RIM – консервативный игрок с одним продуктом для бизнеса. Тем не менее, в своём сегменте этот игрок сумел обставить абсолютно всех, а на рынке в целом вошёл в тройку лидеров. Неизменными составляющими смартфонов BlackBerry всегда были QWERTY-клавиатура, собственная ОС с возможностью мгновенного получения электронной поты, а также отсутствие сенсорного дисплея и прочих мультимедийных особенностей. Последнее слабо сочетается с тем ярким образом рядового пользователя, который активно раскручивают компании-разработчики мобильных устройств во всём мире. Вполне возможно, RIM ещё долго бы не обращала внимания на этот сегмент рынка, если бы не Apple со своей новинкой iPhone 3G. Последний начал приобретать всё большую популярность среди корпоративных пользователей, чем наверняка и заставил RIM всерьёз задуматься над расширением своей аудитории.
“Ответный удар” поступил осенью этого года, когда RIM представила два новых смартфона с совершенно необычными для “ежевики” особенностями. Первый, BlackBerry Pearl Flip 8220, представляет собой первую “раскладушку” от RIM, а второй, BlackBerry Storm – практически прямой конкурент Apple iPhone.
Смартфон BlackBerry Pearl Flip 8220
Storm имеет большой сенсорный дисплей с диагональю 3,26”, встроенную камеру, GPS-приёмник и ряд мультимедийных возможностей, таких как, например, поддержка Bluetooth-стереонаушников. Интересно, что даже стоимость Storm ожидается такой же, как и у iPhone 3G, поэтому многие издания его уже окрестили очередным “убийцей” iPhone. Впрочем, как бы там ни было, RIM сделала первые попытки привлечь новую целевую аудиторию (внештатных сотрудников, фрилансеров) ещё в 2004 г. с открытием нового интернет-сервиса BIS (BlackBerry Internet Service). Ну а уже с выходом новой мультимедийной линейки смартфонов Pearl канадский производитель уверенно шагнул в новый сегмент рынка, “в народ”!
Нужно отметить, что в компании до сих пор считают самой перспективно развивающейся технологией именно мобильную почту. RIM даже и не помышляет об отказе от своего главного козыря – технологии мгновенного получения электронной почты.
Как видите, секрет успеха канадского бренда на мировом рынке теоретически прост – компания вовремя распознала пустующую нишу для своего, на тот момент, ещё только зарождающегося продукта. Но вот увидеть из середины 80-х – начала 90-х годов перспективность развития именно мобильной почты, кроме RIM не сумел никто. Лишь один снайперский выстрел вывел нового канадского игрока на ведущие позиции мирового рынка продаж смартфонов. И вряд ли этот выстрел случайный…
В следующем материале, посвящённом RIM и его детищу BlackBerry, мы познакомим вас со смартфоном BlackBerry 8700g, оценим удобство его использования и возможности новой, пока незнакомой нам операционной системы.
© Виталий Крылов,
Публикации по теме:
06.07. [Новинки] О смартфонах и не только #13: Meizu MX5, Huawei Honor 7, проект ZUK и зарплаты стажеров Apple / MForum.ru
25.06. [ПО] Анонсы: BlackBerry+Android: официальная позиция / MForum.ru
22.06. [Новинки] О смартфонах и не только #11: Sony XPERIA с QHD-дисплеем, BlackBerry c Android, сканеры отпечатка пальца и смертельные iPhone / MForum.ru
18.06. [Новинки] Мобильные ОС: BlackBerry, Android и Samsung – слухов все больше / MForum.ru
15.06. [Новинки] О смартфонах и не только #10: рекордсмены Gionee, подробности о Samsung Galaxy Note 5 и LG G4 Pro, самая безопасная мобильная ОС и рост продаж смартфонов с Windows / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru
13.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о китайской версии Vivo Y300 5G / MForum.ru
12.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты полные спецификации Google Pixel 9a / MForum.ru
12.12. [Новинки] Это интересно: Vivo создаст новый суббренд в следующем году / MForum.ru