MForum.ru
19.09.2005, "Эксперт"
Такеши Нацуно, старший вице-президент NTT Docomo и легендарный основатель бизнес-модели i-mode, дал эксклюзивное интервью "Эксперту".
- Господин Нацуно, чем, на ваш взгляд, различаются сотовые рынки Японии, Европы и России?
- На первый взгляд кажется, что основное различие этих рынков лежит в области культуры. Мол, японцы помешаны на технологиях, европейцы жадны и удавятся за пару центов, а русская душа и вовсе потемки. На самом деле все куда сложнее. Ведь внутри каждой страны сосуществуют сразу несколько поколений, и культурный разрыв между двадцатилетними и пятидесятилетними в любой из них ничуть не меньше, чем между Японией и Россией, например.
Поэтому мы различаем рынки с точки зрения бизнес-модели. Европа славится тем, что там правят бал поставщики телефонов и технологий. Многие из них не заботятся о том, использует ли человек доступные ему технологии и сервисы. Часто абоненты их не используют, а порой и вообще мало о них знают. В Японии иная ситуация: здесь роль проводника новых технологий взяли на себя операторы. Для нас главная задача - предложить абоненту такие технологии и такие услуги, которые будут ему реально полезны. Поэтому мы продвигаем простоту и удобство. Россия в потенциале находится где-то посередине между этими полюсами: с одной стороны, на рынке царит некоторый хаос - вендоры завалили вашу страну десятками моделей телефонов, сотни компаний занимаются дистрибуцией, но с другой - у вас есть три сильных оператора, способных эффективно продвигать новые решения.
- Удивительный факт: в маленькой Японии уже 45 миллионов пользователей i-mode, в то время как во всей Европе едва насчитали пять миллионов. С чем это связано?
- Ответ очень прост: мы в Японии запустили i-mode еще до того, как началось активное продвижение WAP. Поэтому у нас люди привыкли думать: интернет в телефоне? - это же здорово, удобно! А в Европе сначала отбушевала WАР-лихорадка, поэтому европейцы, когда слышат "интернет в телефоне", резонно замечают: это очередная глупость, должно быть, такая же сложная, неудобная и неинтересная, как WAP. Пять миллионов пользователей в Европе - это и правда немного, но при таком уровне недоверия и скепсиса это неплохой результат.
- Каковы условия успешного внедрения i-mode?
- Во-первых, это мотивация оператора. Развитие дополнительных услуг действительно должно стать частью его стратегии. Для этого рынок должен приблизиться к насыщению, а доходы оператора перестать расти. Второе - это ориентация на обычного пользователя. Маркетинг i-mode должен быть нацелен на обывателя, который ничего не смыслит в новых технологиях. Не на сумасшедшего инженера, фаната всяких новых штучек, не на следящего за модой нувориша, а на совсем простого человека. В Японии некоторые наши абоненты даже не знают, что у них в телефоне зашита технология выхода в интернет: они все называют одним словом - i-mode. Наконец, необходимо построить правильную экосистему всех игроков рынка. С одной стороны, нужна поддержка ИТ-отрасли. С другой - не обойтись и без продвинутых локальных контент-провайдеров. Локальные игроки, как показывает наш опыт, часто лучше понимают своих потребителей и предлагают им более интересный контент,
- Президент вашей компании как-то обмолвился, что в будущем абонентами NTT Docomo станут домашние животные и бытовая техника... А каково ваше видение будущего сотовой связи?
- Ну, начнем с того, что он у нас больше не работает... (Смеется.) А вообще, мне не очень понятна здесь бизнес-выгода. Судите сами, даже если я подключу к сотовой связи всех кошек своего двора, возникает вопрос: как много денег они смогут потратить? Сможет ли кошка создавать такой же ARPU, как человек, сможет ли пользоваться услугами i-mode? Если нет, зачем мне такие абоненты? Куда больший потенциал заложен в наших новых телефонах-бумажниках, представленных в прошлом году. Вот этой услуге еще предстоит покорить мир. И я бы очень хотел привезти ее со временем в Россию.
© "Эксперт"
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru
13.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о китайской версии Vivo Y300 5G / MForum.ru
12.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты полные спецификации Google Pixel 9a / MForum.ru
12.12. [Новинки] Это интересно: Vivo создаст новый суббренд в следующем году / MForum.ru
11.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Realme Neo7 с Dimensity 9300+, АКБ 7000 мАч и защитой от воды и пыли IP69 / MForum.ru
11.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты спецификации OnePlus Ace 5 и его отличия от OnePlus 13R / MForum.ru
10.12. [Новинки] Слухи: Amazon раскрыл характеристики, дизайн и дату запуска Lava Blaze Duo / MForum.ru
10.12. [Новинки] Слухи: iQOO, Redmi и OnePlus также представят смартфоны с АКБ 7000 мАч / MForum.ru