MForum.ru
07.06.2010,
Конспект выступления "Стратегия региональных операторов в развертывании мобильных сетей следующего поколения" г-на С.В.Семенова, технического директора Северо-Западного филиала "МегаФон" во время конференции международного бизнес-форума «Эволюция сетей мобильной связи – LTE Russia & CIS 2010».
Технологии не самоцель, а средство для оператора повысить ценность своих услуг для абонентов. Есть опыт, полученный при развертывании сетей 3G/HSPA, который будет полезен и в дальнейшем. Общая идея - действовать в согласии со стратегией ухода от модели "битовой трубы". Не все знают как этого добиться. В "МегаФон" ищут такие решения.
Известный принцип 20 х 80 характерен и для безлимитных планов "Мегафон". 20% пользователей безлимитного тарифного плана создали 85% всего пакетного трафика сети, тогда как 85% пользователей "помегобайтных" тарифных планов генерируют всего 15% общего пакетного трафика.
"МегаФон" (Северо-Западный ФО, апрель 2010, данные компании)Естественный вопрос - а стоит ли делать тарифные модели, которые позволяют трафику так распределяться? В компании уверены, что да, стоило, несмотря на то, что это заставило оператора вкладываться в расширение сети, решать транспортные проблемы, включая даже расходы на аренду каналов.
Почему было нужно? Потому что помегабайтные предложения начали стагнировать, выручка от них не росла. В итоге были запущены безлимитные тарифы и сегодня эти абоненты обеспечивают для оператора до 48% всех доходов. Это серьезный вклад, пренебрегать которым оператор не может.
Возникает очевидная диспропорция - для абонентов помегабайтных тарифов средняя цена трафика составляет 0.9 МБ/рубль, тогда как для пользователя безлимитного тарифа стоимость трафика равна 0.15 МБ/рубль.
В "МегаФон" хотят побольше продавать трафика помегабайтно (дороже), поэтому хотят для пользователей дифференцировать услуги. Тот, кто платит больше (за мегабайт), должен получать услуги более качественные, а тот, кто платит меньше (за мегабайт), должен получать услуги менее качественные - вот такая идея сейчас доминирует в "МегаФон" (Северо-Западный ФО). Но не новая идея, в Европе она известна, как "дифференцируемый QoS". Этот подход предусматривает такие этапы работы с абонентами безлимитного ШПД:
- дифференциация пользователей по доступу к ШПД. Основная цель - установить контроль за "тяжелыми" пользователями и оградить от них свою сеть (торренты, выкачивание больших файлов, что мешает другим пользователям)
- дифференцировать по пользователям и приложениями с целью повышения доходов за счет персонализации сервисов. Достигать роста доходов оператора (расходов абонента) предполагается за счет: а) диффиренциации стоимости в зависимости от направления; б) дифференцировать QoS в зависимости от приложения и тарифного плана.
Как конкретно это сделать?
"Классическая" схема - "безлимитный" тариф, в котором есть ограничения по скорости, связанные с исчерпанием клиентом некоего объема информации. Модель показана в верхней части картинки.В "МегаФоне" хотели бы от этой модели уйти, предоставив клиентам варианты выбора:
1. Абонент может продлить действие своего безлимитного тарифа, сняв ограничение, наложенное на скорость, за дополнительную оплату. Такой тариф в "МегаФон" (Северо-Запад) уже запущен недавно.
2. Недавно запущенный тариф, совершенно новый для рынка - никаких ограничений по объемам трафика, который можно выкачать за месяц, но совершенно без гарантий качества. Абоненты, которые им пользуются, должны понимать - есть ресурс в сети, он им предоставляется, нет в данный момент ресурса, услуга им предоставляется с меньшим качеством.
Этот тариф отвечает потребностям группы, для которой не так важно качество услуги, но для которой принципиальным моментом является отсутствие ограничений по объемам, которые можно выкачивать из сети.
Это пока тот уровень сегментации рынка пользователей мобильным ШПД, который освоил "МегаФон". Возможно, далее компания пойдет вглубь, в сторону еще более детальной сегментации.
Этим меры "МегаФона" не ограничиваются, в сети действует еще один способ дифференцирования абонентов.
На картинке слева показано, как ресурс делится между пользователями с равным приоритетом. Это если выключен анализ трафика и нет приоритетов. Все получают ресурс поравну, хотя себестоимость трафика для всех различная.
Чтобы максимизировать свои доходы, оператор вводит распределение ресурса между пользователями с разными приоритетами. Максимум приоритета отдается "синему" цвету, т.е. абонентам WAP. Средний приоритет - у пользователей с помегабайтной оплатой за трафик. И минимальный приоритет получают пользователи "безлимитных" тарифных планов.
Такая модель, по мнению специалистов оператора, позволит повысить привлекательность WAP-модели пользования с ее гигантской стоимостью мегабайта трафика, а также помегобайтной оплаты перед "безлимитными" тарифами. Т.е. тот же ресурс сети можно будет продать абонентам дороже.
Такая система уже действует на сети "МегаФон" (Северо-Западный филиал).
Следующий, еще более глубокий этап дифференциации, основывается на основе анализа, какими именно приложениями пользуется абонент и назначение соответствующего QoS для каждого абонента. Т.е. в зависимости от типа приложения устанавливается класс обслуживания. Например, так:
- если PoC, то QoS = 1
- если P2P (например, торренты), то QoS = 2
- если Skype, то QoS = 3
На пакетной сети кроме пакетной коры добавляются еще платформы PCRF и DPI, с помощью которых вводится "окрашивание" трафика и вводятся различные QoS. Пока на сети "МегаФон" к Skype не относятся, как к killer application (массово востребованному приложению) и хотят бороться с ним на уровне собственного дополнительного сервиса "Мультифон": "Мы не душим скайп на нашей сети, но предлагаем абонентам свои продукты с гарантированным качеством, которые позволяют нам с ним конкурировать. Наш продукт вышел недавно, но мы уже видим тренд, согласно которому он становится популярным".
Выше упоминалась так называемая "окраска трафика". Картинка ниже с реальной сети - пример такой "окраски". Здесь не указаны объемы трафика, но процентные соотношения - истинные. Нетрудно заметить, что очень существенную долю трафика в сети "МегаФон" обеспечивает протокол bit-torrent (на графике это широкая зеленая полоса сверху). Ниже идет полоса светло-синего цвета - это дорогой http-трафик, приносящий оператору максимальный доход.
Из этого графика напрашивается два вывода.
Во-первых, предоставив преференции трафику http, можно ожидать, что абоненты будут с удовольствием пользоваться этим видом доступа в сеть, получая комфортную услугу. Для этого достаточно сделать этому виду трафика преференции за счет "паразитного" торрент-трафика.
Во-вторых, из графика видно, что потребление интернет-трафика с точки зрения его распределения в течение суток, повторяет типичное распределение голосового трафика, т.е. есть ЧНН и есть не ЧНН. В "МегаФон" пришли к выводу, что ЧНН можно "размазать" - это те тарифные планы с безлимитным трафиком с низким приоритетом. Полосу, которую стремится занять bit-torrent, можно зажимать в напряженное дневное время, снимая ограничения в ночное время. Комбинация PCRF и DPI обеспечивает возможность каждому пользователю обеспечивать разное качество услуги в зависимости от пользователей и от сервисов. Это может быть реализовано так - на всей сети торрент "душится", но есть пользователи, готовые платить за торрент-трафик, если они платят за него, такой пользователь получит возможность пропуска его торрент-трафика в обход общего ограничения. В "МегаФон" еще работают над этой идеей и планируют выпустить соответствующую линейку тарифных планов.
Чего удалось добиться?
До ограничения bitTorrent через DPI
и после такого ограничения:
Удалось задавить торрент-трафик до величины 15%, что позволило выделить под интернет-браузинг 50% полосы. Более того, снизилась общая полоса, занимаемая пакетным трафиком в сети "МегаФон".
Еще один интересный момент - как только на сети "МегаФон" включили DPI, трафик снизился, а выручка выросла. После того, как вновь выключили, трафик возрос, а выручка снизилась.
График показывает, что на 12-й неделе "МегаФон" включал DPI и это привело к снижению пакетного трафика и одновременному росту доходов.
При этом, очевидно, снизилась и общая полоса пакетного трафика - на 9%.
В "МегаФон" надеются, что о внедрении DPI задумаются и другие операторы в России. Резоны понятные - если один оператор вводит такие ограничения для своих абонентов, а другие нет, то может начаться миграция абонентов в сети конкурентов. Правда, переходить будут, прежде всего, самые тяжелые абоненты и такой переход может оказать весьма негативное влияние на сети, куда они перейдут. Выход видится в совместном введении подобных ограничений всеми операторами.
Есть и еще одна возможность, которую обеспечивает введение DPI на сети. Можно на сайте оператора предложить абоненту набор тарифных опций, где сам абонент будет выбирать градации максимальной скорости, которую он хочет получить в сети, а также пакет услуг, которые будут предоставляться с гарантированным качеством. (Прим. АБ: не факт, что массовый абонент готов пользоваться подобными интерфейсами и возможностями. Да и говорить о "гарантированном качестве" применительно к сети радиодоступа, на мой взгляд, не приходится). В "МегаФон" верят, что персонализированный подход к клиенту обязательно будет успешным.
© Алексей Бойко, ЖЖ, Buzz,
Публикации по теме:
22.12. [Новости компаний] Развитие сетей: МегаФон улучшил качество голосовых вызовов в мессенджерах / MForum.ru
20.05. [Новости компаний] Телеком: В Европе не поняли смысл американского бана Huawei / MForum.ru
10.04. [Новости компаний] Телеком: Закон об "огораживании" интернета рекомендовали ко второму чтению / MForum.ru
19.02. [Новости компаний] Телеком: Закон об огораживании интернета - мнения / MForum.ru
28.01. [Новинки] Слухи: Nokia 1 Plus замечен на рендерах / MForum.ru
Эту статью надо сохранить для истории. Пускай потомки увидят, что дармоеды некомпетентные руководили мегафоном. Слава богу, где я живу, мегафон никто не юзает.
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru
13.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о китайской версии Vivo Y300 5G / MForum.ru
12.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты полные спецификации Google Pixel 9a / MForum.ru
12.12. [Новинки] Это интересно: Vivo создаст новый суббренд в следующем году / MForum.ru
11.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Realme Neo7 с Dimensity 9300+, АКБ 7000 мАч и защитой от воды и пыли IP69 / MForum.ru
11.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты спецификации OnePlus Ace 5 и его отличия от OnePlus 13R / MForum.ru