MForum.ru
13.04.2006,
Гендиректор “Комстар-ОТС” Семен Рабовский намерен вложить в региональные приобретения почти $1 млрд.
Созданный два года назад оператор “Комстар — Объединенные телесистемы” разместил акции на Лондонской бирже и получил около $1 млрд, которые планирует вложить в региональную экспансию. В интервью “Ведомостям” гендиректор “Комстара” Семен Рабовский объяснил, почему его компания не планирует финансировать свою “дочку” МГТС и как намерена повышать свои доходы.
— Какова стратегия, миссия компании?
— Миссия — очень ответственная формулировка: она должна утверждаться советом директоров, собранием акционеров. Я буду говорить о том, как менеджмент видит компанию в будущем. Мы видим компанию как федерального мультисервисного оператора. А это технологическая инновационность, разработка новых услуг, региональное развитие путем как поглощения компаний, так и создания собственной федеральной мультисервисной сети. Бизнес из Москвы двинулся в регионы, поэтому наша региональная экспансия — это в том числе и способ сохранить своих нынешних клиентов.
Но ключевое для нас слово — “мультисервисный”. Один из наших постулатов — не просто следовать за потребностями рынка, а самим их формировать. Мы стремимся быть телекоммуникационным партнером наших клиентов, чтобы новые сервисы становились неотъемлемой частью их бизнеса. Чтобы клиент солидной компании понимал, что без тех или иных услуг и технологий он теряет определенные конкурентные преимущества.
В структуру группы компаний “Комстар-ОТС” входят МГТС, “МТУ-Интел”. И мы можем рассчитывать на положительную синергию, оптимизацию производственных процессов. Сейчас нет необходимости, как 10 лет назад, строить отдельную кабельную сеть для каждого вида услуг. Строительство единой технологической инфраструктуры — одна из наших ближайших целей.
— В Лондоне “Комстар” привлек около $970 млн. Как вы планируете использовать эти средства?
— Основное направление — региональное развитие, приобретения.
— Какие приобретения намечаются?
— В наших правилах не говорить о потенциальных сделках до их закрытия. Мы ведем переговоры с целым рядом операторов в интересующих нас регионах. Есть критерии, по которым мы оцениваем привлекательность той или иной компании. Это география бизнеса, размер и качество абонентской базы, качество сети, прозрачность ведения бизнеса, лицензионное поле. Оценивается все вплоть до политических рисков, если речь идет о приобретении за пределами России. Нам нужно, чтобы приобретаемые компании дотягивались до нашего технологического уровня, до наших принципов ведения бизнеса, становились неотъемлемой частью “Комстара”.
— Выход за пределы страны тоже входит в ваши планы?
— Мы внимательно следим за всеми приватизационными процессами, которые происходят или готовятся в странах СНГ, за состоянием альтернативных операторов в этих странах. Но при этом мы должны четко видеть возможность интеграции данной компании в бизнес “Комстара”.
— В прошлом году МГТС стала дочерней компанией “Комстара”. Планируете ли вы направить часть средств, привлеченных в Лондоне, на ее развитие?
— Нет. Ситуация в МГТС во многом изменилась: были повышены тарифы, найдены технологические решения, позволившие сократить себестоимость поддержания сети. Компания сумела рефинансировать старые долги на более выгодных условиях. Так что реконструкция и развитие МГТС будут производиться за счет ее собственных средств.
— Некоторые аналитики беспокоятся за доходы МГТС — новые допуслуги теперь будет развивать сам “Комстар”, а МГТС останется с 4 млн домашних пользователей…
— МГТС как раз и должна сосредоточиться на этих 4 млн абонентов. Это совсем немало: если каждый воспользуется дополнительными услугами на доллар, то получится $4 млн в месяц. По мере создания единой мультисервисной сети новые услуги, наоборот, будут приходить в МГТС. В первую очередь она станет использовать технологию ADSL (позволяет организовать высокоскоростную передачу данных по телефонной медной паре. — “Ведомости”). Уже сейчас эта технология доступна в каждой квартире независимо от качества и поколения телефонной станции.
— То есть абонент МГТС при желании сможет получать те же услуги, что и клиенты “Комстара”?
— Во-первых, к “Стриму” уже сейчас подключен в среднем каждый 14-й абонент МГТС. Что касается предоставления услуг “Комстар-ОТС” абонентам МГТС, то с этой целью в этом году начинается строительство единой сети нового поколения (NGN) как опорного ядра для нужд всех наших компаний. Реконструкция сети, переход к пакетной коммутации открывают дорогу для развития принципиально нового набора услуг. Это доступ в Интернет с той скоростью, которую определит себе сам абонент, все виды голосовой, речевой почты, мгновенных сообщений и т. п. Можно создавать свои собственные частные выделенные сети, объединяя квартиру, дачу, офис.
— Некоторые участники рынка подозревают, что МГТС предоставляет “Комстару” льготы при оплате трафика…
— Любая сделка по использованию ресурсов, присоединению и т. д., заключаемая между МГТС и “Комстаром”, проходит через советы директоров обеих компаний, которые заинтересованы в соблюдении конкурентных рыночных условий. Кроме того, эксперты “Связьинвеста” (владеет 28% голосующих акций МГТС. — “Ведомости”) в совете директоров МГТС жестко за этим следят.
— Недавно “Комстар” объявил вторую оферту по выкупу акций МГТС у миноритариев. Есть надежда, что “Связьинвест” продаcт свой пакет “Комстару”?
— Мы объявили оферту, чтобы исполнить закон. Имея свыше 30% акций, при каждом дополнительном приращении 5% нужно обращаться к миноритариям с предложением о выкупе. Решение принимать “Связьинвесту”. Но если исходить из размера дивидендов, которые сейчас получает “Связьинвест” в МГТС, то предложенная нами цена за его пакет — это 150 лет получения дивидендов. Согласитесь, неплохая сделка.
— Как вы относитесь к тому, что Россвязьнадзор включил “Комстар” в реестр операторов, занимающих существенное положение? Ведь теперь ваши тарифы для других операторов будет регулировать государство?
— Это случилось бы неизбежно. В законе [“О связи”] написано, что при определении операторов, занимающих существенное положение, должны учитываться их родственные связи с другими компаниями. А у нас МГТС — дочерняя компания. Мы должны представлять в Россвязьнадзор свои тарифы на пропуск трафика, рассчитанные в соответствии с действующей методикой. Но они точно будут рентабельны. Никто не может заставить нас работать в убыток.
— Капитализация вашего основного конкурента в секторе корпоративных клиентов — компании Golden Telecom стоит на месте: инвесторы не понимают, за счет чего бизнес-сегмент будет расти. У вас есть ответ на этот вопрос?
— Бизнес-сегмент будет расти по мере развития деятельности самих клиентов. Общероссийские факторы роста спроса в корпоративном сегменте — экономический рост, рост деловой активности, объемов строительства. Компании открывают филиалы, двигаются в регионы, связь нужна более качественная. Клиенту становится мало электронной почты и голосового общения, серьезные компании уже задумываются о резервных дата-центрах, создают закрытые сети.
— Значит, рынок корпоративных клиентов растет экстенсивно?
— Безусловно. И его рост составляет около 12% в год, что немало.
— А каковы планы “Комстара” в сегменте домашних пользователей?
— Прежде всего это запуск услуг triple play как “коробочного продукта” на массовом рынке Москвы. В дальнейшем будем использовать федеральную мультисервисную сеть, чтобы на базе [бренда] “Стрим” развить федеральный бренд продуктов.
— Какие услуги вы подразумеваете под triple play?
— Интернет, телевидение, цифровая телефония. С точки зрения пользователя, удобство в том, что у всех этих услуг один поставщик, который присылает один счет. Уже сегодня все эти услуги клиент может приобрести в группе наших компаний, но пока он получит счета от двух или трех операторов. Наша задача — совместить системы выставления счетов таким образом, чтобы была единая точка доступа, одно окно. Этому должен способствовать и запуск сквозного бренда в рамках “Система Телеком”.
— Как скоро бренд “Стрим” станет федеральным?
— Для начала в следующем году мы начнем предлагать услуги triple play в тюменском регионе — в таких городах, как Надым, Сургут, Нижневартовск. Это не бедные города с длинными сибирскими ночами — у людей как раз есть время и телевизор посмотреть, и в Интернете побродить.
— В Москве услуги triple play уже оказывает “Комкор-ТВ”, на этот рынок выходят “Корбина Телеком”, “Центральный телеграф”. Чем вы будете отличаться от конкурентов?
— Наше основное преимущество — интерактивность, возможность обслуживать абонентов в соответствии с их персональными пожеланиями. На базе пакета “Стрим ТВ” уже реализуется принцип персонального ТВ — вашего личного, для которого вы можете формировать программу сами.
Вторая важная часть — контент. Раскройте программу телевидения — в течение дня по федеральным каналам идет 36 сериалов! А мы формируем собственную программную политику — выпускаем программы на национальных языках, исторические, обучающие, познавательные. Человек может сам выбирать то, что ему интересно, назначать просмотр на удобное время, сформировать собственный пакет программ и не зависеть от воли телевизионного редактора или хозяина канала. Это другой уровень потребления. Чем больше будет клиентов у “Стрим ТВ”, тем больше у нас будет возможностей покупать права на трансляцию тех или иных передач, спортивных событий, эстрадных церемоний и т. д.
Раньше, чтобы воспользоваться услугами “Стрим ТВ”, абонент должен был подключиться к “Стрим”. Сейчас подключение услуг ТВ осуществляется без взимания абонплаты за домашний интернет-канал. Разделение услуг будет способствовать повышению интереса к платному ТВ и обеспечит приток новых абонентов.
БИОГРАФИЯ
Семен Рабовский родился в 1954 г. в городе Мозыре (Гомельская обл., Белоруссия). В 1977 г. закончил Московский электротехнический институт связи, в 1981 г. — Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. С 1977 г. работал инженером, затем — начальником цеха телефонного узла “Московской городской телефонной сети” (МГТС). С 1990 г. занимал должности в аппарате управления МГТС, с 1997 г. по ноябрь 2003 г. — первый заместитель гендиректора компании. В ноябре 2003 г. назначен гендиректором ЗАО “Комстар”, с мая 2004 г. — гендиректор ОАО “Комстар — Объединенные телесистемы”.
О КОМПАНИИ
ОАО “Комстар — Объединенные телесистемы” создано в мае 2004 г. путем слияния московских альтернативных операторов “Комстар”, “МТУ-Информ” и “Телмос”. Выручка за девять месяцев 2005 г. — $637 млн, OIBDA — $270 млн, чистая прибыль — $84 млн. Капитализация на 12 апреля — $3,09 млрд. Акционеры — АФК “Система” (51% акций) и МГТС (14%), 35% акций находятся в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже в виде GDR.
© Игорь Цуканов,
Публикации по теме:
07.08. [Новости компаний] Кадры-2007: Новое лицо “Акадо”. “Комкор-ТВ” возглавил Сергей Алимбеков / "Ведомости"
29.09. [Телевидение] Реструктуризация: “Комстар” увели от экрана. Развивать телевизионный бизнес “Системы” будет “Стрим-ТВ / "Ведомости"
28.07. [Бизнес] Кадры-2006: Глава “Комстара” уходит. Вместо Семена Рабовского компанию возглавит Эрик Франке / "Ведомости"
21.07. [Москва] "Войны акционеров": МГТС пригласили в суд. От компании требуют 10% прибыли / "Ведомости"
13.07. [С-Петербург] Активы: “Комстар-ОТС” купил аутсайдера / "Ведомости"
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru