Актуальное мнение: Остановит ли "Закон о рекламе" массовые SMS-рассылки российских операторов сотовой связи?

MForum.ru

Актуальное мнение: Остановит ли "Закон о рекламе" массовые SMS-рассылки российских операторов сотовой связи?

20.03.2006, MForum.ru

Участники рынка контента в последние дни бурно обсуждали в различных форумах и в личной переписке одну из статей нового федерального "Закона о Рекламе". MForum предоставил возможность желающим высказаться в рамках дискуссионного материала, посвященного этой теме.


Предыстория вопроса. По мнению участников рынка, принятый Госдумой РФ 22 февраля 2006 года федеральный закон "О рекламе" (текст закона) содержит формулировку статьи 18, допускающую различные толкования, что может оказывать влияние, существенное для рынка сотовой связи и дополнительных услуг.

Закон еще не вступил в действие, он станет обязательным для исполнения с 1 июля 2006 года, но в силу неоднозначности указанного пункта, редакция MForum постаралась собрать ряд мнений участников рынка о том, как его следует толковать и каких последствий для бизнеса можно будет ожидать. Предлагаем знакомиться с этими мнениями, но вначале напомним формулировку статьи 18 закона:

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Некоторые из участников рынка, ознакомившись с текстом п.1 и п.2 высказали опасения, связанные с тем, что такие формулировки закона могут помешать деятельности некоторых контент-провайдеров, в частности, развитию мобильного маркетинга, поскольку ставят заслон попыткам вступления в контакт с абонентами современными способами, основанными на использовании, например, SMS-рассылок или систем автоинформирования и автодозвона. Более того, Закон, вероятно, можно трактовать и как запрещающий операторам осуществлять массовые рассылки SMS своим абонентам - многим памятны рассылки SMS с рекламой "Ночного дозора" или распродаж товаров, SMS-приглашения на выборы. Даже посылка "информационных сообщений", извещающих о запуске новых тарифных планов оператора, вызывающая нарекания ряда абонентов, тоже, при известной доле воображения, может быть отнесена к способам "распространения рекламы", на которые должно распространяться ограничительное действие статьи 18.

Проведенный агентством MForum  опрос показал, что участники рынка не согласны с такой трактовкой текста закона, и в целом не видят в ст.18 серьезных угроз для своей бизнес-практики.

 

Комментирует "Информ-мобил", JMI.ru

Если рассматривать пункты 1 и 2 статьи 18 Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе» применимо к деятельности контент провайдеров и операторов сотовой связи, то, с одной стороны, она вводит определенные новшества, а с другой - констатирует или закрепляет на законодательном уровне определенную традицию, уже сложившуюся в договорных отношениях между контент провайдерами и операторами сотовой связи.

Условия договоров между операторами сотовой связи и контент провайдерами уже на протяжении более двух лет содержат в себе запрет на распространение контент-провайдерами рекламных рассылок без согласия оператора сотовой связи с использованием его технических ресурсов и без согласия абонентов как пользователей сети соответствующего оператора сотовой связи.

Новшеством является то, что операторы сотовой связи теперь не могут производить данные рекламные рассылки, не заручившись согласием абонента, и то, что законодатели возлагают на рекламораспространителей (в данном случае это могут быть и операторы сотовой связи, и контент провайдеры) бремя доказывания получения согласия абонента на соответствующую рекламную рассылку. При этом операторы сотовой связи и контент провайдеры должны получать согласие абонента в каждом отдельном случае.

Сразу возникает вопрос о том, что же может являться фактом надлежащего получения согласия? Возможно, всё зависит от непосредственного способа рекламной рассылки. Например, это будет:

  • согласие Абонента, выраженное в виде запроса по сервисному номеру оператора сотовой связи для доступа к рекламной услуге,

  • соответствующие условия предоставления данной услуги, размещенные на web-сайтах операторов сотовой связи и контент провайдеров,

  • приложение к абонентскому договору, содержащее информацию об услугах по информированию абонентов о возможных тарифных планах или дополнительных услугах операторов сотовой связи или контент провайдеров при подключении к сети соответствующего оператора сотовой связи.

В любом случае, данные варианты применимы к определенному конкретному случаю, учитывая особенности рекламной рассылки и ее логики.

Безусловным новшеством является запрет осуществления автоматических рассылок (автоматического дозванивания), благодаря которым большая часть абонентов получает информацию о дополнительных услугах контент провайдеров и операторов сотовой связи. При этом законодатели четко определяют понятие автоматических рассылок (автоматического дозванивания) и указываю, что под данное понятие подпадает «реклама с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека». Таким образом, законодатели еще раз подчеркивают необходимость получения согласия человека, то есть непосредственного участия абонента или его волеизъявление на получение рекламных рассылок.

Комментирует i-Free

Елена Ершова, менеджер департамента партнерских программ:

"По нашему мнению, новый Закон о рекламе существенным образом не повлияет на развитие мобильного маркетинга, поскольку он фактически отражает ту ситуацию, которая уже сложилась в отрасли: по договорам с сотовыми операторами, сервис-провайдер не может рассылать никакие сообщения абонентам без их предварительного согласия. Согласием на получение информации является инициирующее SMS-сообщение абонента.

Кроме того, организаторы акции часто просят абонента заполнить анкету и, таким образом, имеют дополнительное письменное подтверждение его согласия получать информацию на мобильный телефон.

Возможно, такие требования и являются некоторым ограничивающим барьером для развития мобильного маркетинга, но, с другой стороны, мы понимаем, что они необходимы для того, чтобы уберечь абонентов от спама, который как раз и может дискредитировать мобильный маркетинг в глазах потребителей.

Поэтому мы всегда работали, строго соблюдая договоренности с операторами, и это никак не мешало нам активно развивать мобильный маркетинг: только за последний год мы реализовали несколько десятков проектов в этой сфере и уверены, что у этого направления и сегодня есть все возможности для дальнейшего роста."

 

Комментирует SMS Media Solutions

Дмитрий Павлюченков, директор по маркетингу

"Закон о рекламе гласит, что это информация направленная на неопределенный круг лиц.
Клиенты же оператора – конкретные лица с именем и фамилией, имеющие договора с оператором. В рамках рассылки собственным клиентам операторы не рекламируют, а информируют определенный круг своих абонентов о новых возможностях. Абоненты, нежелающие получать рассылки операторов, уведомляют его об этом и не получают их.

Все рассылки формируются человеком. Он формирует параметры выборки, руководствуясь формальными критериями. И первый критерий – согласие абонента на получение рассылки.

Закон направлен против спамеров. Появился закон, с помощью которого можно будет защищать права граждан от спама. Вопрос в том, насколько он будет действенным.

К сожалению, положения ст.18 допускают возможность трактования, и в этом заложена определенная доля опасности. Надеюсь, на здравый смысл."

 

Комментирует пресс-служба компании "Вымпелком":

"На наш взгляд, рассылка оператором сообщений своим абонентам в рамках заключенного договора об услугах, тарифах в сети не попадает под определение рекламной рассылки.
Согласно ст. 2 нового закона "О Рекламе" он не распространяется на "информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом".
В соответствии со ст. 46 федерального закона "О связи" оператор обязан осуществлять бесплатное информационно-справочное обслуживание абонентов, в которое входит информирование о услугах, тарифах."

 

Итак, мнения высказаны. Остается подождать вступления закона в силу и практики его применения. К сожалению, мы не смогли дождаться комментариев от других операторов. Между тем, как раз сегодня на один из редакционных телефонов пришла очередная "информационная рассылка" одного из московских операторов: "Отправь BMW320 на номер **** и получи шанс выиграть автомобиль....".
Желающих принять участие в дискуссии, высказать свое мнение об указанной статье "Закона о рекламе" и ее влиянии на VAS-бизнес и бизнес сотовых операторов, приглашаем высказываться в форуме под статьей.

© "Мобильный форум"

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 3 ms, lookup=0 ms, find=3 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

02.10. [Новинки] Анонсы: Motorola ThinkPhone 25 – смартфон для корпоративных пользователей за 499 евро / MForum.ru

02.10. [Новинки] Анонсы: Бюджетный ZTE Blade A75 5G с 50 Мп камерой представлен официально / MForum.ru

01.10. [Новинки] Анонсы: Представлен Infinix Hot 50 4G с чипсетом Helio G100 и 6,78-дюймовым экраном FHD+ / MForum.ru

01.10. [Новинки] Анонсы: Motorola пообещала для Moto G75 5G обновлять ПО в течение 6 лет / MForum.ru

30.09. [Новинки] Анонсы: Zero Flip – первый складной смартфон Infinix / MForum.ru

27.09. [Новинки] Анонсы: Meizu Lucky 08 – смартфон со ставкой на AI по средней цене / MForum.ru

26.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Pop 9 5G – бюджетный смартфон для поколения «альфа» / MForum.ru

25.09. [Новинки] Анонсы: Представлен Redmi Watch 5 Lite с экраном AMOLED, вызовами по Bluetooth и GPS / MForum.ru

25.09. [Новинки] Анонсы: Vivo V40e с изогнутым дисплеем представлен официально / MForum.ru

24.09. [Новинки] Слухи: Раскрыты почти все подробности об iQOO 13 / MForum.ru

24.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Spark 30 Pro со 108 Мп камерой и AI представлен официально / MForum.ru

23.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Spark 30 с 64 Мп камерой представлен официально / MForum.ru

23.09. [Новинки] Слухи: iQOO Z9 Turbo+ получил 3 цветовых варианта / MForum.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad 12 X с экраном PaperMatte доступен на мировом рынке / MForum.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad Pro 12.2 представлен для глобального рынка / MForumr.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Vivo выпустила еще один V40 Lite / MForum.ru

19.09. [Новинки] Слухи: Redmi Note 14, Redmi Note 14 Pro и Redmi Note 14 Pro+ представят на следующей неделе / MForum.ru

18.09. [Новинки] Анонсы: Infinix Zero 40 5G со 108 Мп камерой представлен на индийском рынке / MForum.ru

18.09. [Новинки] Слухи: Появились подробности о смартфоне Vivo V40e / MForum.ru

17.09. [Новинки] Анонсы: Lava Blaze 3 5G с Dimensity 6300 представлен официально / MForum.ru