MForum.ru
27.01.2006, "Росбалт"
В декабре 2005 года министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман пообещал, что уже летом 2006 года каждый россиянин сможет сам выбирать, кому платить за междугородные или международные звонки. Если, конечно, есть доступ к телефонной связи. Раньше выбирать не приходилось, и платили, в общем-то, государству: либо ОАО «Ростелеком», либо ОАО «Связьинвест».
Теперь возможность выбора появилась. С 1 января 2006 года формально началась либерализация и демонополизация рынка дальней связи (т.е. услуг междугородной и международной телефонной связи) — официально в рамках действия ФЗ «О связи» вступили в силу новые «Правила оказания услуг телефонной связи», лишающие ОАО «Ростелеком» монополии на услуги дальней связи. Эта услуга с февраля 2005 года стала лицензируемой, теперь ее может оказывать любая компания, получившая в Россвязьнадзоре соответствующую лицензию и коды доступа своей сети связи. Правда, перед тем, как получить эти коды, компании придется построить сеть связи по всей стране (обязательное требование лицензии — организация точек доступа к сети во всех 89-ти субъектах Федерации, можно использовать как собственные сети, так и арендовать каналы у действующих магистральных операторов) и пройти госприемку этой сети в Россвязьнадзоре. Стоимость строительства такой сети «с нуля» экспертами оценивается в $50-60 млн, срок окупаемости — не менее 5 лет.
По состоянию на 21 января 2006 года, лицензии Россвязьнадзора на оказание услуг дальней связи выданы 18-ти компаниям: «Межрегиональный ТранзитТелеком», «Ростелеком», «Голден Телеком», «Инвестэлектросвязь», «Компания «ТрансТелеКом», «Онлайн-Телеком», «ЛанРусИнвест», «Центринфоком», «Эквант», «МирТелеКом», «Инфо-Плюс», «О.С.С.-Телеком», «Мобифон-2000», «Старт Телеком», «Арктел», «Вымпелком», «Зебра Телеком», «Международная компания связи». По оценкам экспертов, емкость рынка дальней связи составляет около $3 млрд.
Таким образом, получить лицензию на дальнюю связь — это пока самое простое и дешевое решение для компании, пожелавшей стать конкурентом «Ростелекома» ($40 тыс. и 75 дней на рассмотрение с момента подачи заявки). Однако необходимое техническое оснащение (построенные сети связи с охватом на всю Россию) есть далеко не у всех. А точнее, только три компании — сам «Ростелеком», ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и «Голден Телеком» — действительно технически готовы предоставлять услуги дальней связи населению.
Пока услуги дальней связи предоставляет, как и прежде, «Ростелеком», с 1 марта можно будет звонить через МТТ, а с лета 2006 года — и через «Голден Телеком». К концу 2006 года — началу 2007 года планируют достроить и сдать свои всероссийские сети ООО «Эквант», ЗАО «Зебра Телеком» и ЗАО «Компания «ТрансТелеКом». По мнению аналитика по телекоммуникациям из ИК «Финам» Ивана Кабулаева, после выхода конкурентов на рынок доля «Ростелекома» сократится на 10-15%.
Что же либерализация рынка дальней связи даст простому потребителю? По мнению аналитиков, в итоге конкуренция среди операторов в течение нескольких ближайших лет приведет к снижению стоимости международных переговоров на 35-50%, а междугородных — на 20-30%. Однако произойдет это не скоро. А до тех пор цены на дальнюю связь в лучшем случае останутся на уровне нынешних тарифов «Ростелекома», в худшем — возрастут на 10%. По мнению аналитика iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, фактическая либерализация рынка дальней связи наступит, когда появятся 5-7 игроков, т.е. не раньше, чем года через два. К концу 2006 года на рынке, в лучшем случае, будет 4 игрока — «Ростелеком», МТТ, «Голден Телеком» и ТрансТелеКом. Для трех последних это будет игра на незнакомом поле, и вряд ли они начнут демпинговать. К тому же с 1 января 2006 года операторы IP-телефонии официально не могут передавать голосовой трафик по своим сетям. Таким образом, эти операторы, предоставляющие абонентам услуги дальней связи по лицензиям на услуги телематических служб (передача данных), но зато по более низким (по сравнению с «Ростелекомом») тарифам, постепенно уйдут с рынка. В итоге, отмечает Толмачева, ценового давления на рынок не будет, поэтому снижения цен в ближайшее время ждать неоткуда. А Иван Кабулаев из ИК «Финам» считает, что снижение цен на дальнюю связь все-таки произойдет после выхода нескольких конкурентов на рынок, но «не будет глобальным — вопрос максимум нескольких десятков процентов». Пока же, прогнозирует Кабулаев, цены на дальнюю связь сильно не изменятся.
К резкому падению тарифов на дальнюю связь, по мнению Толмачевой, может привести выход на рынок дальней связи сотовых операторов «большой тройки». По мнению Оксаны Панкратовой из iKS-Consulting, это вполне вероятный ход событий: у сотовиков есть деньги на строительство сетей и раскрученные брэнды. К тому же сотовые компании хорошо знают, что такое маркетинг и реклама — в отличие от, скажем «Ростелекома». Последний уже начал рекламную кампанию в Москве и Санкт-Петербурге, но, по мнению экспертов, она «невнятная и неяркая, рассчитанная непонятно на что и на кого». Еще один довод в пользу выхода сотовиков на рынок дальней связи в том, что они практически исчерпали другие источников дохода.
Итак, с 1 января, чтобы позвонить в другой город или в другую страну, абонент, пользующийся услугами «Ростелекома», должен набирать 8 — 10 — код страны — код города — номер абонента (для международного вызова) или 8 — 55 — код города — номер абонента (для междугородного вызова). Чтобы воспользоваться услугами МТТ: 8 — 53 — код города — номер абонента (для междугородного вызова) и 8 — 58 — код страны — код города — номер абонента (для международного вызова). «Голден Телеком» и другие операторы дальней связи пока своих кодов доступа не имеют, однако в Россвязьнадзоре обещают, что процедуру эту затягивать не будут и коды всем выдадут (опять же при технической готовности). Все коды, предположительно, будут начинаться с «5».
Изменится также порядок расчетов операторов с потребителями. Ранее потребитель платил за междугородную и международную связь одной из межрегиональных компаний ОАО «Связьинвест». Теперь же деньги пойдут непосредственно оператору дальней связи, который, в свою очередь, будет рассчитываться с МРК за инициацию (передачу трафика от абонента оператору дальней связи) и терминацию (доставку абоненту входящего звонка) вызовов, а также выплачивать МРК компенсационную надбавку. Все эти платежи, естественно, будут заложены в тарифы операторов дальней связи. При этом если размер компенсационной надбавки уже определен для каждой МРК, то ставки межоператорских расчетов (за инициацию, терминацию вызовов и транзит трафика) — еще нет, их ожидают не ранее конца февраля-начала марта. Таким образом, теоретически операторы будут готовы рассчитываться друг с другом не раньше марта, а фактически — и того позже. Однако без этих тарифов операторы не готовы начать полноценные маркетинговые кампании по привлечению абонентов: в выигрыше пока только «Ростелеком», порядок расчета которого с операторами практически не изменился. Разве что «Ростелеком» теперь будет сам отвечать за достоверность расчетов с клиентами.
Компенсационная надбавка введена для возмещения операторам местной связи потери после того, как с 1 января 2006 года они перестанут оказывать услуги дальней связи от своего лица и будут выступать в качестве агентов операторов дальней связи («Ростелекома»). В конце декабря Федеральная служба по тарифам утвердила размер компенсационной надбавки для каждой МРК «Связьинвеста»: для ОАО «Северо-Западный Телеком» — 0,38 руб за минуту звонка, ОАО «Волгателеком» — 0,54 руб, ОАО «Центртелеком» — 0,62 руб, ОАО «ЮТК» — 0,64 руб, ОАО «Сибирьтелеком» — 0,65 руб, ОАО «Уралсвязьинформ» — 0,75 руб, ОАО «Дальсвязь» — 0,78 руб.
Новый порядок взимания платежей и взаиморасчетов может угрожать и конфиденциальности потребителя. Ведь и «Ростелеком», и МТТ, и «Голден Телеком» до сих пор делали упор на обслуживание крупных корпоративных клиентов (так, «Ростелеком» только в Москве общался со своими клиентами — физлицами напрямую). Теперь же им предстоит борьба за обслуживание частных лиц. Естественно, что ни сил, ни опыта ведения таких огромных баз данных у них нет, да и сами эти базы надо составлять. Однако любой из операторов дальней связи имеет право заключать договоры с местными операторами связи, например, с теми же МРК, на агентское обслуживание. Т.е. местный оператор, будучи агентом оператора дальней связи, будет выставлять счета и собирать платежи. Но для контроля за этим процессом агент должен будет предоставлять оператору дальней связи всю информацию о клиенте. И как тут не вспомнить шумные истории с поступлением в открытую продажу баз данных налоговых инспекций, сотовых операторов, органов внутренних дел, банковской информации:
Еще один интересный для потребителя момент: услуги того или иного оператора дальней связи становятся доступными абоненту только с момента заключения местным оператором соответствующего агентского договора с оператором дальней связи. Пока наибольшее число таких агентских договоров — у «Ростелекома». Например, у МТТ — всего 5 агентов: ЗАО «ПетерСтар» (Санкт-Петербург), ООО «Норильск Телеком» (Красноярский край), ЗАО «АТС» (Тверская область), ООО «Цифровые телефонные сети» (Ростовская область) и ОАО «Псковская ГТС» (Псковская область).
Другой вариант — потребитель сам идет к устраивающему его оператору дальней связи и заключает с ним договор на обслуживание. Все это требует, прежде всего, от операторов (и дальней связи, и местных) проведения целого комплекса организационных мер. А к этому пока ни те, ни другие не готовы. Потребителю же нужно проявить активность и инициативность: выбрать компанию, получить о ней информацию, заключить или переоформить договор на телефонное обслуживание: Много ли кто способен на такие подвиги?
Пока ситуация с либерализацией рынка дальней связи очень напоминает пенсионную реформу. Вроде и можно нам, простым гражданам, нести деньги в негосударственные пенсионные фонды, но этим правом пользуются очень немногие. То непонятно, куда нести, то когда нести, да и вообще зачем. Будем надеяться, что ситуация изменится.
© Ольга Дмитриева, "Росбалт"
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru