VAS, обзоры: Джинн из мобилки

MForum.ru

VAS, обзоры: Джинн из мобилки

15.08.2005, "Экономические известия"

В 2005 году эксперты прогнозируют рост рынка дополнительных услуг до $35-48 млн. Цифра эта пока невелика: для сравнения, «чистая» мобильная связь в прошлом году принесла операторам около $1,5 млрд. Тем не менее рынок этот растет без преувеличения «бешеными» темпами — за год он увеличится на 175-190% (в 2004 году на информационные, развлекательные и справочные сервисы абоненты мобильной связи потратили $20-25 млн.). Неудивительно, что операторы считают этот рынок очень перспективным и стремятся опередить друг друга в предоставлении новых услуг.


Сами операторы выделяют сегодня три направления контент-услуг: развлекательные, информационные и справочные. Заказать их можно как с помощью SMS, так и по обычной голосовой связи. Сегодня 70-80% дополнительных сервисов абоненты заказывают посредством SMS (правда, сообщения приносят контент-провайдерам всего 50% суммарных доходов); год назад доля голосовых услуг в доходах была в несколько раз меньше — в основном из-за отсутствия достойных голосовых услуг.

В группе развлекательных сервисов наиболее популярны «персонализации»: стильные картинки, рингтоны и т.п. «Большинство этих услуг заказывается посредством SMS»,— рассказал заместитель начальника департамента развития и управления продуктами UMC Сергей Самокрик. Его коллега из «Киевстар» Роман Саввин, начальник отдела развития m-коммерции и контента, заметил, что «внятные» голосовые услуги появились около года назад: «Они более удобны — абоненту не нужно запоминать код контента и номер короткого доступа — достаточно просто позвонить и сказать сотруднику звонкового центра провайдера, какую мелодию желаешь получить и для какой модели телефона. Своей простотой эти сервисы быстро завоевывают популярность». На втором месте у голосовых развлекательных услуг анекдоты и песни в подарок. «Популярны и SMS-голосования в различных программах на телеканалах и радиостанциях, и сервисы «для взрослых» (прослушивание эротических рассказов, «общение» по телефону, заказ эротических картинок. — Авт.)» — замечает г-н Савин. Аудитория этих развлекательных сервисов — молодежь (15-25 лет).

Информационные и справочные услуги нацелены на взрослую аудиторию (25 лет и выше). Среди них наиболее популярны универсальные справочные с информацией о компаниях, услугах, товарах и развлечениях. Пока они не получили должного развития, хотя потенциал у них есть — во время «помаранчевой революции» линия новостей «5 канала» была весьма востребована. Как правило, контент-услуги предлагают не сами операторы, а контент-провайдеры. О доходности их бизнеса «мобильщики» не говорят, хотя и не отрицают, что те работают с хорошей рентабельностью, несмотря на то что операторы забирают себе 30-60% дохода провайдеров. Конкуренция между провайдерами весьма условна — одну и ту же услугу предлагает всего 3-5 компаний, а ценовую политику диктуют операторы.

Для операторов контент-услуги — очень важное дополнение к традиционной мобильной связи. «Новые сервисные возможности в первую очередь направлены на увеличение ARPU (доход от одного абонента)», — откровенно признался начальник отдела развития контента «Киевстар». Кроме того, операторы уверены, что подобные услуги повышают лояльность клиентов (некоторые из них могут быть бесплатными для определенных категорий абонентов или в рамках акции) и помогают формировать имидж компании (например, информационные справки для иностранных туристов), но главное — это ARPU.

Как и во всем мире, доля доходов от контент-услуг в общих доходах украинских операторов будет расти. Равняются украинские операторы на Европу, для которой «емкость» этого рынка составляет 6-7% общих доходов «мобильщиков», и с завистью приглядываются к азиатскому региону (Южная Корея, Япония…), где эта цифра достигает 20% (зависть вполне уместна — даже для Украины 20% от $1,5 млрд. составит очень приличную сумму в $300 млн. — Ред.). «На темпы развития рынка контент-услуг в первую очередь влияет терминальная база «мобилок». Более 40% телефонов сегодня — «серые». Для них сложно получить правильные настройки WAP, GPRS и MMS. К примеру, часто сбоят настройки WAP. Второй фактор — знание абонентов о наличии дополнительных сервисов и умение пользоваться ими. Третий — наличие адекватных, востребованных рынком услуг», — объясняет г-н Саввин.

По оценкам экспертов, в конце 2004 года в Украине контент-услугами хотя бы раз в месяц пользовалось 3 млн. абонентов. Ожидается, что к концу 2005 их будет 7 млн. — то есть каждый третий абонент. При прогнозируемом в 2005 году росте доходов мобильных операторов на 150-160% (абонентская база вырастет на 170-180%, но доход с одного абонента за счет снижения тарифов упадет где-то на 5-10%), можно предположить, что доля дополнительных услуг в «мобильных» затратах абонентов увеличится приблизительно на 0,4% и составит 1,6-2,1%.

По прогнозам операторов, количество голосовых услуг в ближайшее время значительно увеличиваться не будет. В UMC ожидают временного снижения объема голосовых услуг, поскольку возраст «среднего пользователя» уменьшается (подключаются в основном подростки). Схожего мнения придерживаются в «Киевстар». «Голосовые услуги сейчас на пике — в Украине их даже больше, чем в Европе. К примеру, там менее популярна услуга «песня в подарок». Учитывая мировые тенденции, можно утверждать, что активнее развиваться будут SMS-услуги. К тому же провайдеру легче их предоставлять — для работы не требуется специального оборудования, достаточно интернет-соединения», — считают в «Киевстаре». Возможно, через год-два большинство контент-услуг станут заказывать не посредством SMS, а с помощью WAP-сессии — тарификация будет зависеть от действий абонента. «По большому счету это решение проблемы платежей, из-за которой очень медленно развивался internet e-commerce в Украине. Сейчас WAP — вторая по счету услуга (после SMS), о которой имеют определенное представление клиенты, и которая поддерживается практически всеми терминалами. Вторая предпосылка для развития WAP — браузинговый принцип работы, который позволяет делать услуги очень удобными для пользования и интерактивными», — уверен г-н Самокрик.

© Андрей Бережанский, "Экономические известия"

Rated by MyTOP

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 2 ms, lookup=0 ms, find=2 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

03.10. [Новинки] Анонсы: Garmin Lily 2 Active – смарт-часы сочетающий стиль и спорт / MForum.ru

02.10. [Новинки] Анонсы: Motorola ThinkPhone 25 – смартфон для корпоративных пользователей за 499 евро / MForum.ru

02.10. [Новинки] Анонсы: Бюджетный ZTE Blade A75 5G с 50 Мп камерой представлен официально / MForum.ru

01.10. [Новинки] Анонсы: Представлен Infinix Hot 50 4G с чипсетом Helio G100 и 6,78-дюймовым экраном FHD+ / MForum.ru

01.10. [Новинки] Анонсы: Motorola пообещала для Moto G75 5G обновлять ПО в течение 6 лет / MForum.ru

30.09. [Новинки] Анонсы: Zero Flip – первый складной смартфон Infinix / MForum.ru

27.09. [Новинки] Анонсы: Meizu Lucky 08 – смартфон со ставкой на AI по средней цене / MForum.ru

26.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Pop 9 5G – бюджетный смартфон для поколения «альфа» / MForum.ru

25.09. [Новинки] Анонсы: Представлен Redmi Watch 5 Lite с экраном AMOLED, вызовами по Bluetooth и GPS / MForum.ru

25.09. [Новинки] Анонсы: Vivo V40e с изогнутым дисплеем представлен официально / MForum.ru

24.09. [Новинки] Слухи: Раскрыты почти все подробности об iQOO 13 / MForum.ru

24.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Spark 30 Pro со 108 Мп камерой и AI представлен официально / MForum.ru

23.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Spark 30 с 64 Мп камерой представлен официально / MForum.ru

23.09. [Новинки] Слухи: iQOO Z9 Turbo+ получил 3 цветовых варианта / MForum.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad 12 X с экраном PaperMatte доступен на мировом рынке / MForum.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad Pro 12.2 представлен для глобального рынка / MForumr.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Vivo выпустила еще один V40 Lite / MForum.ru

19.09. [Новинки] Слухи: Redmi Note 14, Redmi Note 14 Pro и Redmi Note 14 Pro+ представят на следующей неделе / MForum.ru

18.09. [Новинки] Анонсы: Infinix Zero 40 5G со 108 Мп камерой представлен на индийском рынке / MForum.ru

18.09. [Новинки] Слухи: Появились подробности о смартфоне Vivo V40e / MForum.ru