MForum.ru
15.08.2005, "Экономические известия"
В 2005 году эксперты прогнозируют рост рынка дополнительных услуг до $35-48 млн. Цифра эта пока невелика: для сравнения, «чистая» мобильная связь в прошлом году принесла операторам около $1,5 млрд. Тем не менее рынок этот растет без преувеличения «бешеными» темпами — за год он увеличится на 175-190% (в 2004 году на информационные, развлекательные и справочные сервисы абоненты мобильной связи потратили $20-25 млн.). Неудивительно, что операторы считают этот рынок очень перспективным и стремятся опередить друг друга в предоставлении новых услуг.
Сами операторы выделяют сегодня три направления контент-услуг: развлекательные, информационные и справочные. Заказать их можно как с помощью SMS, так и по обычной голосовой связи. Сегодня 70-80% дополнительных сервисов абоненты заказывают посредством SMS (правда, сообщения приносят контент-провайдерам всего 50% суммарных доходов); год назад доля голосовых услуг в доходах была в несколько раз меньше — в основном из-за отсутствия достойных голосовых услуг.
В группе развлекательных сервисов наиболее популярны «персонализации»: стильные картинки, рингтоны и т.п. «Большинство этих услуг заказывается посредством SMS»,— рассказал заместитель начальника департамента развития и управления продуктами UMC Сергей Самокрик. Его коллега из «Киевстар» Роман Саввин, начальник отдела развития m-коммерции и контента, заметил, что «внятные» голосовые услуги появились около года назад: «Они более удобны — абоненту не нужно запоминать код контента и номер короткого доступа — достаточно просто позвонить и сказать сотруднику звонкового центра провайдера, какую мелодию желаешь получить и для какой модели телефона. Своей простотой эти сервисы быстро завоевывают популярность». На втором месте у голосовых развлекательных услуг анекдоты и песни в подарок. «Популярны и SMS-голосования в различных программах на телеканалах и радиостанциях, и сервисы «для взрослых» (прослушивание эротических рассказов, «общение» по телефону, заказ эротических картинок. — Авт.)» — замечает г-н Савин. Аудитория этих развлекательных сервисов — молодежь (15-25 лет).
Информационные и справочные услуги нацелены на взрослую аудиторию (25 лет и выше). Среди них наиболее популярны универсальные справочные с информацией о компаниях, услугах, товарах и развлечениях. Пока они не получили должного развития, хотя потенциал у них есть — во время «помаранчевой революции» линия новостей «5 канала» была весьма востребована. Как правило, контент-услуги предлагают не сами операторы, а контент-провайдеры. О доходности их бизнеса «мобильщики» не говорят, хотя и не отрицают, что те работают с хорошей рентабельностью, несмотря на то что операторы забирают себе 30-60% дохода провайдеров. Конкуренция между провайдерами весьма условна — одну и ту же услугу предлагает всего 3-5 компаний, а ценовую политику диктуют операторы.
Для операторов контент-услуги — очень важное дополнение к традиционной мобильной связи. «Новые сервисные возможности в первую очередь направлены на увеличение ARPU (доход от одного абонента)», — откровенно признался начальник отдела развития контента «Киевстар». Кроме того, операторы уверены, что подобные услуги повышают лояльность клиентов (некоторые из них могут быть бесплатными для определенных категорий абонентов или в рамках акции) и помогают формировать имидж компании (например, информационные справки для иностранных туристов), но главное — это ARPU.
Как и во всем мире, доля доходов от контент-услуг в общих доходах украинских операторов будет расти. Равняются украинские операторы на Европу, для которой «емкость» этого рынка составляет 6-7% общих доходов «мобильщиков», и с завистью приглядываются к азиатскому региону (Южная Корея, Япония…), где эта цифра достигает 20% (зависть вполне уместна — даже для Украины 20% от $1,5 млрд. составит очень приличную сумму в $300 млн. — Ред.). «На темпы развития рынка контент-услуг в первую очередь влияет терминальная база «мобилок». Более 40% телефонов сегодня — «серые». Для них сложно получить правильные настройки WAP, GPRS и MMS. К примеру, часто сбоят настройки WAP. Второй фактор — знание абонентов о наличии дополнительных сервисов и умение пользоваться ими. Третий — наличие адекватных, востребованных рынком услуг», — объясняет г-н Саввин.
По оценкам экспертов, в конце 2004 года в Украине контент-услугами хотя бы раз в месяц пользовалось 3 млн. абонентов. Ожидается, что к концу 2005 их будет 7 млн. — то есть каждый третий абонент. При прогнозируемом в 2005 году росте доходов мобильных операторов на 150-160% (абонентская база вырастет на 170-180%, но доход с одного абонента за счет снижения тарифов упадет где-то на 5-10%), можно предположить, что доля дополнительных услуг в «мобильных» затратах абонентов увеличится приблизительно на 0,4% и составит 1,6-2,1%.
По прогнозам операторов, количество голосовых услуг в ближайшее время значительно увеличиваться не будет. В UMC ожидают временного снижения объема голосовых услуг, поскольку возраст «среднего пользователя» уменьшается (подключаются в основном подростки). Схожего мнения придерживаются в «Киевстар». «Голосовые услуги сейчас на пике — в Украине их даже больше, чем в Европе. К примеру, там менее популярна услуга «песня в подарок». Учитывая мировые тенденции, можно утверждать, что активнее развиваться будут SMS-услуги. К тому же провайдеру легче их предоставлять — для работы не требуется специального оборудования, достаточно интернет-соединения», — считают в «Киевстаре». Возможно, через год-два большинство контент-услуг станут заказывать не посредством SMS, а с помощью WAP-сессии — тарификация будет зависеть от действий абонента. «По большому счету это решение проблемы платежей, из-за которой очень медленно развивался internet e-commerce в Украине. Сейчас WAP — вторая по счету услуга (после SMS), о которой имеют определенное представление клиенты, и которая поддерживается практически всеми терминалами. Вторая предпосылка для развития WAP — браузинговый принцип работы, который позволяет делать услуги очень удобными для пользования и интерактивными», — уверен г-н Самокрик.
© Андрей Бережанский, "Экономические известия"
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru