Маркетинг: Рынок мобильных игр: качество растет, приоритеты меняются

MForum.ru

Маркетинг: Рынок мобильных игр: качество растет, приоритеты меняются

01.08.2005, "Инфо-Бизнес"

Мобильные телефоны постоянно усложняются. Теперь уже трудно отыскать мобильник, который просто звонит и принимает звонки, почти везде есть встроенная камера, большой цветной экран и целый арсенал игр, способный поспорить с "нинтендами" начала девяностых.


Мы не станем рассказывать о мультимедийных возможностях сотовых телефонов, наша задача иная. Давайте проанализируем, насколько выгодным бизнесом является продажа мобильных игр. Компаний, продающих мобильный контент, на российском рынке уже десятки, однако большинство из них занимается сразу несколькими видами контента (картинки, мелодии и т.д.). Какое место занимают игры, и насколько выгодно строить бизнес на их продаже?

Вначале обратимся к цифрам. По данным исследования, проведенного аналитической компанией SmartMarketing, общий объем рынка мобильных игр за первое полугодие текущего года составил 8,15 млн. долл. (3,135 млн. долл. и 5,015 млн. долл. в I и II кварталах, соответственно) или 3,5 млн. экземпляров (1,36 и 2,18 млн., для I и II квартала). Средняя цена одной игры составила 1,91 долл. Эти данные подтверждают прогнозы о темпах роста рынка, сделанные в начале 2005 г. при подведении итогов предыдущего периода. Средний рост рынка по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. составил 43% (50% и 35% для первого и второго квартала, соответственно).

"Рост рынка мобильных игр обуславливается прежде всего объективными причинами, такими как рост инсталляционной базы мобильных телефонов с поддержкой J2ME, постоянное снижение цен на мощные модели, способные предоставить улучшенные пользовательские характеристики, в меньшей степени - появление новых игр, ориентированных на эти возможности, - отметил Игнатий Киппельман, ведущий аналитик группы SmartMarketing. - В то же время мы отмечаем относительное снижение покупательского интереса к другим типам контента, что неудивительно в ситуации, когда иной раз под видом "контента" потребителям предлагаются, например, звуки кишечного расстройства горилл в зоопарке. Вкупе с достаточно высокой ценой лицензионного мобильного контента, это заставляет многих потребителей рассматривать затраты на покупку контента как рискованные. И в этой ситуации игры, будучи относительно самодостаточным продуктом, начинают занимать место "реального сектора" виртуальной мобильной экономики".

По оценкам группы SmartMarketing, общая доля рынка телефонов с Java постоянно растет. В частности, по итогам отчетного периода, потенциальная аудитория покупателей мобильных игр возросла на 150%. В качестве положительного фактора развития данного сегмента следует отметить и снижение активности распространителей нелицензионной продукции, обусловленное как увеличением сложности технической реализации поддержки обширных архивов программного обеспечения для всех моделей телефонов, так и активными действиями основных контент-провайдеров по пресечению пиратства.

Контент-провайдеры стараются угождать желаниям пользователей. Когда выяснилось, что на отечественном рынке мобильного контента активным спросом пользуются западные игры, компания PlayFon наладила партнерские отношения с рядом западных компаний (в частности, с I-play, Indiagames,Synergenix Interactive) и занялся продвижением их продукции в России на эксклюзивной основе.

По словам руководителя отдела информации PlayFon Ильи Городецкого, повысились требования к качеству и геймплею. Пользователю уже мало примитивны тетрисоподобных игр, он рассчитывает за свои деньги получить качественный, оригинальный и увлекательный игровой продукт, который бы соответствовал всем возможностям современных телефонов.

Дмитрий Сергеев, операционный директор подразделения PlayMobile холдинга Next Media Group, также полагает, что главной движущей силой рынка мобильных Java-игр сегодня является именно качество контента. "По оценкам ведущих аналитиков, рынок контента близок к насыщению, а рост его, вопреки ожиданиям, замедлился. Основная причина - неудовлетворенность покупателем от продукта, негативный опыт и как следствие отказ от вторичных покупок. Именно сейчас начнется кропотливая работа тех компаний, которые хотят остаться на рынке, по формированию своей аудитории, повышению качества контента, работы с каждым абонентом", - говорит он.

Кроме того, J2ME активно теснят более современные технологии. Так, по словам Ильи Городецкого, компания PlayFon с недавних пор продвигает технологию Mophun, которая предоставляет пользователю гораздо больше возможностей. В частности, здесь можно реализовать реальные трехмерные игры.

С другой стороны, успех игры в немалой степени зависит от того, на скольких моделях трубок она поддерживается. По словам Дмитрия Сергеева, только продукт, совместимый с большинством популярных моделей телефонов, может быть коммерчески успешным на рынке. PlayMobile уделяет повышенное внимание этому вопросу сотрудничая только с ведущими зарубежными и отечественными разработчиками, которые предлагают контент под максимально большое количество моделей телефонов, распространенных на российском рынке.

Менеджер по PR компании "Никита" Андрей Швечков возлагает большие надежды не только на повышение качества игрового контента, но и на распространение новых передовых коммуникационных технологий, таких как 3G или i-mode.

Если говорить о маркетинговой составляющей, то и она, безусловно, очень важна. Сегодня мало просто предложить пользователю купить игру, привлекая его только лишь низкой ценой. Конкуренция, в которой, тем более, принимают участие и западные вендоры, заставляет российские компании изобретать новые способы, чтобы заставить покупателя прийти к ним снова и снова.

Илья Городецкий полагает, что наряду с прямой рекламой на телевидении и в прессе, необходимо устраивать всевозможные лотереи, викторины и конкурсы для пользователей мобильных игр. Дмитрий Сергеев заявляет, что сейчас важно научить абонентов различать игры по качеству, разбираться в производителях и продавцах, тогда будет гораздо меньше разочарованных покупателей.

Надо отметить, что в области обеспечения качества наши игровые разработчики значительно преуспели за последнее время. А чем иначе объяснить тот факт, что за последние несколько месяцев они стали активно двигаться в направлении западных рынков? Например, компания PlayFon открыла собственный офис в Швеции. Как рассказал Илья Городецкий, в этой стране компания представляет всего треть от своего портфолио, это более пятисот игр. Тем не менее, она является крупнейшим в этой стране провайдером мобильного игрового контента. Также PlayFon предпринимает попытки занять достойное место на рынке Великобритании. "Здесь ситуация несколько другая, так как в этой стране очень сильны позиции крупных западных игроков. Тем не менее, британский рынок весьма богат в финансовом плане, и заняв даже небольшую долю на нем, можно хорошо заработать", - комментирует г-н Городецкий.

Дмитрий Сергеев не столь оптимистичен. Он считает, что рынок западного контента отличается высокой технологичностью, он уже сформирован и находится на той стадии, когда приход новых игроков не может спровоцировать на нем существеннее изменения, привести к серьезному переделу. Тем не менее, учитывая рост международного рынка в целом, его емкость может позволить российским провайдерам занять определенные ниши. Речь идет о развитии сегмента персонального WAP-пространства.

В чем опрошенные эксперты были полностью единодушны - это в прогнозах на ближайшее будущее. Как бы то ни было, рынок мобильного контента еще далеко не насыщен, новые телефоны и смартфоны выпускаются производителями с завидной регулярностью - значит есть все предпосылки для роста. "Рынок Java-игр будет расти - констатирует Дмитрий Сергеев. - Мы считаем что на протяжении 2005 года тренд сохранится, при этом произойдет качественное изменение самого рынка и участников. Возможно увеличение спроса не только на игры, но и другие программные продукты на платформе Java, в том числе для бизнеса".

Андрей Швечков даже назвал нам предварительные цифры, демонстрирующие этот рост. По его словам, это 150-170% в 2005 году. Возможно, будет справедлива и еще одна тенденция - расширение и сегментация аудитории. В этой связи появятся компании, которые будут специализироваться на играх определенного жанра - стрелялках, гонках, эротике и т.д.

Самый оптимистичный прогноз озвучил Илья Городецкий. По его словам, российский рынок мобильных игр отстает от западного примерно на два года. Все то, что происходит там, будет справедливо и для нашей страны. Западный рынок сейчас испытывает большой подъем. Соответственно, то же самое ожидает и Россию в обозримом будущем.

© Григорий Рудницкий, "Инфо-Бизнес"

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 1 ms, lookup=0 ms, find=1 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

21.04. [Новинки] Слухи: OnePlus 13T оснастят АКБ 6260 мАч и обходной зарядкой / MForum.ru

18.04. [Новинки] Анонсы: Honor X60 GT представят 22 апреля / MForum.ru

18.04. [Новинки] Анонсы: Samsung Galaxy M56 представлен официально / MForum.ru

17.04. [Новинки] Слухи: Realme GT 8 Pro на базе Snapdragon 8 Elite 2 представят в октябре/ноябре / MForum.ru

17.04. [Новинки] Слухи: OnePlus 13s может появиться в Индии в июне / MForum.ru

16.04. [Новинки] Анонсы: Redmi A5 – новое поколение сверхбюджетных смартфонов / MForum.ru

16.04. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Edge 60 Stylus с встроенным стилусом и рейтингом IP68 / MForum.ru

15.04. [Новинки] Cлухи: Oppo K13 получит новый чип Qualcomm и емкую АКБ / MForum.ru

15.04. [Новинки] Компоненты: OmniVision OV50X – сенсор камеры «кинематографического уровня» / MForum.ru

14.04. [Новинки] Анонсы: Oppo Watch X2 Mini и Enco Free4 представлены официально / MForum.ru

14.04. [Новинки] Анонсы: Oppo Pad 4 Pro на базе Snapdragon 8 Elite представлен официально / MForum.ru

11.04. [Новинки] Анонсы: Oppo Find X8s и Find X8s+ на базе Dimensity 9400+ представлены официально / MForum.ru

11.04. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo Find X8 Ultra с улучшенными двумя телеобъективами 50 МП / MForum.ru

10.04. [Новинки] Слухи: Realme Neo 7 Pro с Dimensity 9400e могут представить в мае / MForum.ru

10.04. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые спецификации Honor Power / MForum.ru

09.04. [Новинки] Анонсы: Moto G Stylus (2025) представлен официально / MForum.ru

09.04. [Новинки] Анонсы: Infinix Note 50s 5G – самый тонкий телефон в Индии с дисплеем AMOLED 144 Гц / MForum.ru

08.04. [Новинки] Анонсы: Стильные смарт-часы Huawei Watch Fit 3 представлены официально / MForum.ru

08.04. [Новинки] Слухи: Realme Narzo 80 Pro 5G и Narzo 80x 5G готовятся к анонсу / MForum.ru

08.04. [Новинки] Слухи: Vivo T4 получит Snapdragon 7s Gen 3 и яркий AMOLED-дисплей / MForum.ru