MForum.ru
31.05.2005, "Mobile-review.com"
Постановлением правительства от 25 мая утверждены "Правила оказания услуг подвижной связи", которые вступают в действие с 1 июля 2005 года. С полным текстом "Правил" можно ознакомиться на сайте "Прайм-ТАСС". Документ носит общий характер и подробности взаимоотношений абонента с оператором не описывает. Но этого и не требуется, основное назначение документа - регламентирование порядка предоставления услуг мобильной связи. Отныне всем российским операторам придется соблюдать положения "Правил" и внести ряд изменений в свои договоры на обслуживание (правила предоставления услуг). Причем некоторые изменения прямо затрагивают наши с вами интересы.
Подробное изучение "Правил" и юридические комментарии наверняка последуют, в данном материале мы просто попытаемся обратить внимание на ряд моментов, интересных с потребительской точки зрения. Без претензий на точность формулировок и юридическую корректность замечаний, исключительно в качестве информации к размышлению. Пробежимся вместе по некоторым любопытным пунктам этого документа. Цитаты из "Правил" выделены курсивом.
3. Взаимоотношения оператора связи, оказывающего услуги подвижной связи /далее - оператор связи/, с абонентом, возникающие при оказании услуг подвижной связи на территории Российской Федерации, осуществляются на русском языке, включая обмен короткими текстовыми сообщениями.
Данный пункт не означает обязательность перевода всех сервисных SMS из латиницы в кириллицу, написанный транслитом русский текст остается русским. Многих раздражают "импортные" буквы на дисплее, но переход на кириллицу нецелесообразен по двум причинам: 1) максимальная длина сообщения сокращается в 2,5 раза; 2) в России еще работает немало телефонов, "не понимающих" русский язык.
4. <…> Сведения об абоненте, ставшие известными оператору связи в силу исполнения договора об оказании услуг подвижной связи /далее – договор/, могут использоваться оператором связи для оказания справочных и иных информационных услуг или передаваться третьим лицам только с письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Можно предположить, что под "третьими лицами" в данном случае понимаются в том числе всякие кредитные бюро и базы данных. Посмотрим, как будут выглядеть тексты договоров на обслуживание. Замечание "в скобках": с недавних пор банки уже начали включать в тексты клиентских договоров пункты, предусматривающие безусловное согласие клиента на передачу его кредитной истории в соответствующие организации.
9. Вызов экстренных оперативных служб обеспечивается оператором связи каждому абоненту бесплатно и круглосуточно посредством набора номера /номеров/, единого на всей территории Российской Федерации для соответствующей службы /служб/. <…>
Наконец-то приведут в порядок разнобой с номерами экстренных служб. Осталось надеяться, что в конце концов придут к некоему универсальному и удобному для набора номеру. Чтобы не приходилось мучительно соображать, как бы "обмануть" телефон и набрать на нем именно 01, а не номер из первой ячейки записной книжки.
19. В договоре должны быть указаны следующие данные: <…>
з/ согласие /отказ/ абонента на использование сведений о нем в системе
информационно-справочного обслуживания.
Интересный пункт. Не секрет, что современные интеллектуальные CRM-платформы в абонентских службах сортируют очередь в зависимости от типа подключения (контрактный абонент меньше ждет на линии). По ряду косвенных признаков можно предположить сортировку и по другим параметрам (состояние счета, среднемесячный расход и т.п.). Похоже, что пункт 19 призван раз и навсегда покончить с возмущениями отдельных абонентов по этому поводу (расписался – значит согласился).
25. Оператор связи обязан: <…>
д/ не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи
извещать об этом абонентов через средства массовой информации;
Да, конечно, все дружно побегут публиковать в прессе подробные условия планируемых тарифов. Странный пункт. Можно предположить три сценария развития событий:
1. Неоднозначный пункт будет скорректирован
2. Будет выполняться
формально (по сути – игнорироваться) с молчаливого одобрения Мининформсвязи
3.
Станет основой нового маркетингового инструментария. "Извещать" – не означает "подробно
информировать", здесь возможны сотни вариантов рекламных игр.
е/ возобновлять оказание услуг подвижной связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или представления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг подвижной связи /в случае приостановления оказания услуг подвижной связи/.
На радость нашим операторам претензии по вопросам задержки разблокирования номера теперь можно не рассматривать. Ушел в минус – сам виноват, надо было платить вовремя.
27. Абонент вправе: <…>
г/ получать по
письменному заявлению детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с
указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и
абонентских номеров.
На всякий случай отметим: "вправе получать" отнюдь не подразумевает "получать бесплатно".
27. Абонент обязан: <…>
г/ в течение 60 дней
сообщать оператору связи об изменениях персональных данных /фамилии,
наименования /фирменного наименования/ юридического лица, места жительства /места
нахождения//.
Разумно. А то ведь смех разбирает при чтении нынешних операторских договоров: "Абонент обязан в течение 5 дней с момента изменения своих персональных данных <… > письменно уведомить оператора…" (МТС "Джинс"). Можно представить себе разговор накануне свадьбы: "Нет, дорогой, сразу поехать в свадебное путешествие не получится. Подождем до понедельника – мне сначала нужно подъехать в офис МТС и написать заявление об изменении фамилии в договоре!".
31. Продолжительность соединения по сети подвижной связи, используемая для определения размера платы, отсчитывается с 1-й секунды ответа вызываемого абонента или оборудования, сигнал ответа которого приравнивается к ответу абонента, до момента отбоя вызывающего или вызываемого абонента или такого оборудования. Соединение продолжительностью менее 3 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг подвижной связи.
О-о, как много интересного всего в одном пункте! Разберем по порядку.
"до момента отбоя вызывающего или вызываемого абонента…" – это некоторым образом мина замедленного действия. Цитата из Справочника Абонента: "По завершении любого разговора обязательно нажмите клавишу "Отбой" на вашем мобильном телефоне". Операторам хорошо известно, что многие древние АТС при разъединении отдают в линию нестандартные короткие гудки, которые не распознаются оборудованием как сигнал отбоя – мобильный телефон продолжает "висеть" в эфире и "слушать" короткие гудки. В этом случае не ткнул красную кнопку = попал на деньги (в роуминге – на большие деньги), финансовые претензии такого рода оператором не удовлетворяются. А что будет теперь? Совсем скоро можно будет получать детализацию от МГТС, в которой длительность разговора и момент отбоя будут зафиксированы – потенциальные судебные разборки? Не верится, что в Мининформсвязи не ведают о таких "особенностях" российских АТС.
Введение 3-х секундного защитного интервала – безусловное благо для абонента. Ошибочное междугороднее соединение, случайный звонок в дорогущую справочную службу – да мало ли что! С другой стороны, операторы не случайно отказались от 9, а потом и 5-секундных интервалов: любители бесплатно общаться короткими фразами сильно нагружали коммутационное оборудование. Будем надеяться, что 3 секунды являются достаточно коротким интервалом и это явление не станет массовым. Хотя какую-то часть дохода от абонентов на ТП с бесплатными входящими операторы потеряют: теперь можно будет "просигналить" просьбу перезвонить и на городской телефон без АОНа. Хотя все это в большой мере потеряет актуальность с повсеместным введением платных вызовов с городских АТС на мобильные телефоны.
47. В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг подвижной связи и установленных Федеральным законом "О связи", настоящими Правилами и договором, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг подвижной связи до устранения нарушения. При этом сохраняется доступ к сети подвижной связи и возможность вызова абонентом экстренных /оперативных/ служб. Оператор связи направляет абоненту уведомление о намерении приостановить оказание услуг подвижной связи в письменной форме и короткое текстовое сообщение об этом с указанием даты приостановления оказания услуг подвижной связи. В случае неустранения такого нарушения в течение 6 месяцев со дня получения абонентом от оператора связи указанного уведомления оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.
Если неоплату задолженности (даже микроскопической) трактовать как "нарушение абонентом требований", то данный пункт в результате может привести к унификации учетной политики всех операторов и узаконенному существованию "мертвых душ" в течение полугода. И какова теперь будет учетная политика оператора МегаФон-Москва?
55. Претензия рассматривается оператором связи в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить /в письменной форме/ предъявившему ее абоненту. В случае если претензия была признана оператором связи обоснованной, выявленные недостатки подлежат устранению в разумный срок. В случае признания оператором связи требований абонента об уменьшении размера оплаты оказанных услуг подвижной связи, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услуги денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от предоставления услуг подвижной связи, обоснованными, они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления претензии. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки абонент имеет право предъявить иск в суд.
Да уж, намудрили. Вроде как оператор сначала 60 дней рассматривает претензию, признаёт ее обоснованной, а потом включает рубильник машины времени и удовлетворяет ее (претензию, а не машину) через 10 дней после получения. Или удовлетворять претензию "задним числом"? Или речь идет о новой претензии по поводу неудовлетворения предыдущей? Можно предположить, что этот не совсем вразумительный пункт образовался в результате исчезновения части текста в процессе редактирования. Берем "Закон о защите прав потребителей", читаем Статью 31, пункт 1: "Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги), предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования." Теперь понятно происхождение "машины времени": обоснованные претензии финансового характера должны удовлетворяться в течение 10 дней.
59. В случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг подвижной связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере 1 процента стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг подвижной связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате.
Говоря простым языком – штрафные санкции за неоплаченный счет теоретически могут достигать суммы долга. Т.е. при долге в $20 вам в любом случае не придется заплатить больше $40, причем независимо от сроков задолженности.
На этой радужной ноте мы пока закончим и с интересом будем ждать обновленных версий операторских договоров на обслуживание.
© Сергей Потресов, "Mobile-review.com"
15.11. [Новинки] Слухи: Стали известные некоторые спецификации Realme C75 / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Realme Narzo 70 Curve готовится к анонсу / MForum.ru
14.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nubia Red Magix 10 Pro и 10 Pro+ с SD 8 Elite и огромными батареями / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Vivo X200 и X200 Pro готовятся к глобальному релизу / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Стали известны основные характеристики и особенности серии iQOO Neo10 / MForum.ru
12.11. [Новинки] Анонсы: Red Magic 10 позирует на рендерах / MForum.ru
11.11. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad 11.5 (2024) представлен официально / MForum.ru
11.11. [Новинки] Слухи: Samsung выпустит Galaxy S25 Slim в 2025 апреле года / MForum.ru
08.11. [Новинки] Анонсы: Samsung W25 – эксклюзивный складной смартфон для китайского рынка / MForum.ru
08.11. [Новинки] Анонсы: Представлен Samsung W25 Flip. Galaxy Z Fold 6 становится золотым? / MForum.ru
07.11. [Новинки] Слухи: Появилась информация о чипсете Kirin 9100 / MForum.ru
07.11. [Новинки] Анонсы: Бюджетный смартфон Vivo Y19s представлен официально / MForum.ru
06.11. [Новинки] Слухи: Honor 300 с зарядкой 100 Вт замечен в базе 3С / MForum.ru
06.11. [Новинки] Анонсы: Представлен прочный Honor X9c с аккумулятором емкостью 6600 мАч и камерой 108 Мп / MForum.ru
05.11. [Новинки] Анонсы: Realme GT7 Pro — флагман с режимом подводной фотосъемки / MForum.ru
05.11. [Новинки] Слухи: Появились подробности о iQOO Neo 10 и Neo 10 Pro / MForum.ru
04.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nokia 108 4G (2024) и Nokia 125 4G (2024) / MForum.ru
04.11. [Новинки] Слухи: Redmi K80 замечен на «живом» фото / MForum.ru
01.11. [Новинки] Анонсы: iQOO 13 дебютирует с Snapdragon 8 Elite, кольцом камеры RGB и огромной батареей / MForum.ru
01.11. [Новинки] Анонсы: Представлен OnePlus 13 с Snapdragon 8 Elite, обновленными камерами и АКБ 6000 мАч / MForum.ru