VAS, тренды: Контент-провайдеры закажут музыку. По фиксированной цене

MForum.ru

VAS, тренды: Контент-провайдеры закажут музыку. По фиксированной цене

19.04.2005, "КоммерсантЪ - Санкт-Петербург"

По прогнозам аналитиков, рынок мобильного контента в этом году ждет практически двукратный рост. Если в прошлом году сотовые абоненты заплатили за услуги контент-провайдеров около $300 млн, то в текущем году объем рынка может составить уже $550 млн. При этом львиная доля продаж контент-провайдеров приходится на мелодии, и представители музыкальной индустрии, почувствовав рост рынка, решили изменить правила игры на нем, введя для контент-провайдеров так называемые обязательные отчисления. Это может привести к уходу с рынка небольших компаний и началу процесса консолидации контент-провайдеров.


Правообладатели захотели стабильности

Для того чтобы легально продавать мелодии (рингтоны) для мобильного телефона, контент-провайдеры должны заключить договоры с владельцами авторских прав на них. К договору прикрепляется список с разрешенными композициями, и за каждый проданный рингтон продавец отчисляет владельцам авторских прав определенную сумму, обычно 10─15% от стоимости скачанного медиаэлемента.

Сейчас на рынке действует более десятка организаций -- обладателей прав на наиболее популярные композиции. Среди них есть как представительства зарубежных компаний, например BMG, Sony music, Warner Chappel, так и отечественные музыкальные фирмы: SBA music publishing (представляет интересы EMI records и Gala records), Продюсерский центр Игоря Матвиенко, Первое музыкальное издательство, "Мейнстрим продакшнс", "Независимый фонографический альянс", "Мегалайнер", Российское авторское общество и другие. Если ранее отчисления правообладателям напрямую зависели от объема продаж контент-провайдеров, то теперь представители музыкальной индустрии решили сделать свои доходы более стабильными. Целый ряд компаний, среди которых SBA music publishing, Национальная ассоциация аудиопроизводителей, Первое музыкальное издательство, Sony music, Warner Chappel и другие, решили ввести так называемые обязательные отчисления. Смысл нововведения прост: если контент-провайдер не выполнил "план" по продажам, то недостающую сумму он должен заплатить из своего кармана. Определен и объем обязательных взносов -- от $300 в месяц до $2 тыс. за квартал.

Естественный отбор

Новые правила игры могут ощутимо ударить по бизнесу небольших контент-провайдеров. Например, для того чтобы набрать $300, контент-провайдеру надо продать рингтонов на сумму $2─3 тыс. в месяц (при средней стоимости SMS-заказа мелодии $0,7). Учитывая, что до 80% продаж рингтонов приходится на ограниченное количество хитов, которые к тому же принадлежат различным правообладателям, картина для компаний c небольшим оборотом складывается безрадостная: на плановые отчисления будет уходить существенная часть их выручки. Сами правообладатели официально не комментируют свое нововведение, но настроены весьма решительно. "Эти платежи фактически компенсируют нам затраты на организацию работы с контент-провайдерами, которых в последнее время появилось слишком большое количество", -- заявил менеджер одной из таких организаций, пожелавший остаться неизвестным.

Зато обязательные отчисления очень выгодны крупным игрокам, чьи продажи покрывают установленный объем фиксированных взносов. Поэтому неудивительно, что они отнеслись к инициативе правообладателей с пониманием, ведь для них это означает снижение числа конкурентов и приток новых партнеров. "Введение минимальной гарантированной суммы отчислений связано с тем, что разные компании приносят разный доход правообладателям. Это вполне закономерный шаг", -- полагает маркетолог компании "Инфон" Яна Кредо.

По мнению исполнительного директора компании i-Free Сергея Шульги, на деятельность крупных провайдеров введение минимальных платежей не окажет существенного влияния. "При грамотном подходе новая схема позволит сделать отношения правообладателей и контент-провайдеров более эффективными. Небольших игроков это будет стимулировать на увеличение объемов продаж или поиск других схем работы -- например, в партнерстве с крупными контент-провайдерами. Несомненно, произойдет и отсев какой-то части мелких игроков", -- говорит Сергей Шульга.

Провайдеры погнались за оригинальностью

В прошлом году, по оценке компании iKS-consulting, объем продаж контент-провайдеров составил $300 млн, а по итогам 2005 года этот показатель должен вырасти до $550 млн. Несмотря на то что сейчас на рынке действует около 100 различных компаний, основную долю продаж контролируют всего пять-шесть провайдеров. Свой сервис лидеры продвигают в основном за счет прямой рекламы, что требует серьезных финансовых вложений. Кроме того, в этом году заметно увеличились расходы контент-провайдеров на услуги сотовых операторов. В частности, выросла стоимость аренды короткого сервисного номера: аренда "золотого" номера теперь обходится провайдерам в сумму более 70 тыс. рублей, а простой номер -- около 30 тыс. рублей. По мнению менеджеров i-Free, многим игрокам рынка оказались не по силам растущие расходы и серьезные затраты на рекламу, поэтому еще в прошлом году на рынке начался процесс консолидации. Так, августе был создан холдинг Next media group, объединивший ряд активов, включая Shamrock games, Next media entertainment, Playmobile и др. В декабре о слиянии объявили компании "Информ-мобил" и "Дисес". Введение же правообладателями обязательных платежей может заметно ускорить процесс консолидации и инициировать массовый уход с рынка небольших контент-провайдеров. Ведь львиную долю их доходов составляют поступления от продажи рингтонов. Например, в петербургской Cotka.ru сообщили, что компании уже пришлось приостановить действие договора с одним из правообладателей и убрать из своего предложения ряд музыкальных композиций. С прочими владельцами прав на композиции Cotka.ru сейчас ведет переговоры.

По мнению участников рынка, мелкие игроки теперь попытаются либо вступить в альянсы друг с другом, либо присоединиться к крупным компаниям, которые уже предлагают всем желающим свои партнерские программы. "Мы с самого начала ориентировались на работу в качестве партнеров крупных игроков, так как это снижает цену 'входного билета' и избавляет от необходимости заключать многочисленные договоры со сторонними компаниями", -- сообщил специалист компании "Артфон" Никита Константинов. "В сложившихся условиях для небольшого контент-провайдера более рационально работать с крупными игроками, которые могут взять на себя решение всех вопросов не только с правообладателями, но и с сотовыми операторами", -- отмечает Яна Кредо.

Еще одним способом для небольших контент-провайдеров остаться на рынке может стать диверсификация бизнеса и поиск новых ниш. Примечательно, что новые игроки уже перестали делать ставку лишь на продажу рингтонов. Например, новичок рынка Fidel solutions собирается запустить оригинальный сервис по организации онлайнового SMS-аукциона. "Сейчас рынок дополнительных услуг весьма конкурентен, и ставку необходимо делать на оригинальные сервисы", -- заявил Ъ гендиректор Fidel solutions Борис Голиков. Впрочем, надежды контент-провайдеров на новые услуги могут и не оправдаться. Общемировая практика показывает, что именно музыкальный контент является наиболее востребованным сервисом. Так, по прогнозу исследовательской компании Juniper research, к 2009 году общемировой объем продаж мобильной музыки составит $9,3 млрд.

© Александр Петров, "КоммерсантЪ - Санкт-Петербург"

Все о контенте, профессионально и актуально - только на MForum.ru !

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 2 ms, lookup=0 ms, find=2 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

02.10. [Новинки] Анонсы: Motorola ThinkPhone 25 – смартфон для корпоративных пользователей за 499 евро / MForum.ru

02.10. [Новинки] Анонсы: Бюджетный ZTE Blade A75 5G с 50 Мп камерой представлен официально / MForum.ru

01.10. [Новинки] Анонсы: Представлен Infinix Hot 50 4G с чипсетом Helio G100 и 6,78-дюймовым экраном FHD+ / MForum.ru

01.10. [Новинки] Анонсы: Motorola пообещала для Moto G75 5G обновлять ПО в течение 6 лет / MForum.ru

30.09. [Новинки] Анонсы: Zero Flip – первый складной смартфон Infinix / MForum.ru

27.09. [Новинки] Анонсы: Meizu Lucky 08 – смартфон со ставкой на AI по средней цене / MForum.ru

26.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Pop 9 5G – бюджетный смартфон для поколения «альфа» / MForum.ru

25.09. [Новинки] Анонсы: Представлен Redmi Watch 5 Lite с экраном AMOLED, вызовами по Bluetooth и GPS / MForum.ru

25.09. [Новинки] Анонсы: Vivo V40e с изогнутым дисплеем представлен официально / MForum.ru

24.09. [Новинки] Слухи: Раскрыты почти все подробности об iQOO 13 / MForum.ru

24.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Spark 30 Pro со 108 Мп камерой и AI представлен официально / MForum.ru

23.09. [Новинки] Анонсы: Tecno Spark 30 с 64 Мп камерой представлен официально / MForum.ru

23.09. [Новинки] Слухи: iQOO Z9 Turbo+ получил 3 цветовых варианта / MForum.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad 12 X с экраном PaperMatte доступен на мировом рынке / MForum.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad Pro 12.2 представлен для глобального рынка / MForumr.ru

20.09. [Новинки] Анонсы: Vivo выпустила еще один V40 Lite / MForum.ru

19.09. [Новинки] Слухи: Redmi Note 14, Redmi Note 14 Pro и Redmi Note 14 Pro+ представят на следующей неделе / MForum.ru

18.09. [Новинки] Анонсы: Infinix Zero 40 5G со 108 Мп камерой представлен на индийском рынке / MForum.ru

18.09. [Новинки] Слухи: Появились подробности о смартфоне Vivo V40e / MForum.ru

17.09. [Новинки] Анонсы: Lava Blaze 3 5G с Dimensity 6300 представлен официально / MForum.ru