MForum.ru
11.04.2005, "Эксперт"
Сотовая сеть "Би Лайн" начала масштабную акцию по изменению своего имиджа. Новый логотип вызывает неоднозначные оценки. Но не сама идея ребрендинга - заняться им не помешало бы и другим операторам мобильной связи.
Объявление оператора мобильной связи "Вымпелком", владельца торговой марки "Би Лайн", о ребрендинге стало полной неожиданностью. "Зачем им это?" - такова была первая реакция телекоммуникационной тусовки. Бренд "Би Лайн" и так считался одним из самых сильных, если не самым сильным, на телекоммуникационном рынке. "Линия пчелы" - формальный перевод названия - пробуждал стойкую ассоциацию: пчела-соты-сотовая связь. Бренд "Би Лайн" позволял не просто продавать, в прошлом году он буквально спас компанию. Весь 2004 год на "Вымпелком" осуществлялись различные атаки со стороны регулятора, его имя не сходило с полос газет, но в сознании потребителя компания воспринималась только под именем "Би Лайн". Поэтому баталии с Госсвязьнадзором и налоговой инспекцией никак не отразились на абонентской базе - она продолжала прибывать ускоренными темпами. И вот такую торговую марку решили заменить?!
Оказалось, что полного ребрендинга не будет, слова "Би Лайн" в названии остаются. Но в прошлое уходят и синяя цветовая гамма, и слово GSM, и группа продуктов, содержащих в названии "Би" (такие как "Би+", Beepay, Beeoffice, Beebonus), и даже знаменитая би-лайновская пчелка. От нее остался только желто-черный полосатый кружочек в логотипе компании. Если учесть, что в природе у пчел коричнево-черные полоски, и то не у всех видов, а желто-черные не у пчел, а у ос, то получается весьма сомнительная преемственность.
Судя по всему, это не заботило идеологов ребрендинга. Они ожидают от нового имиджа огромной отдачи. "Мы хотим захватить всю черно-желтую полосатость в стране. Чтобы все полосатое так или иначе ассоциировалось с 'Би Лайном'", - заявил генеральный директор ОАО "Вымпелком" Александр Изосимов. По оценкам компании, переход на "полосатый" стиль обойдется "Би Лайну" в 2 млн долларов. В эту сумму включены платежи агентствам, которые принимали участие в разработке нового стиля "Би Лайн": Wolff Olins, работавшему до этого с Orange, Indesit, "Альфа-банк Экспресс", Unilever, и BBDO, стратегическому партнеру "Вымпелкома".
Смена декораций
Как показывает мировой опыт, ребрендинг чаще всего проводится вынужденно: например, при поглощении компании ее продукция начинает продаваться под новым именем, как это произошло с производителем компьютеров Compaq после покупки его корпорацией Hewlett-Packard. Иногда причиной становится дискредитация старого бренда. Так, во время скандала с Arthur Andersen отделившееся от нее в 1989 году консалтинговое подразделение форсировало смену своего имени на Accenture.
Смена успешного бренда на лучший встречается гораздо реже. Ребрендинг сам по себе - проект рискованный и неоднозначный. История бизнеса свидетельствует, что для успеха необходимо, чтобы смена образа соответствовала внутренним изменениям в компании, инициировалась обновлением ее миссии и стратегических приоритетов. Если же этого не происходит, даже самый красивый и привлекательный визуальный образ не приносит пользы. Один из наиболее удачных ребрендингов провел южнокорейский производитель электроники GoldStar после объединения с компанией Lucky, сменив в результате имя на LG. Ребрендинг был лишь видимой частью масштабных внутренних изменений, в итоге LG стала одной из крупнейших ИТ-корпораций мира. Попытка же замены названия напитка Coca-Cola на New Coke, предпринятая в середине 1980-х, стала очевидным провалом. Потребители не ассоциировали New Coke с продукцией Coca-Cola. Продажи компании существенно упали, и менее чем через три месяца производство классической колы возобновили.
На первый взгляд положение, в котором находился до последнего времени "Вымпелком", не укладывается ни в одну из приведенных выше схем. Но у компании есть свое видение. Необходимость ребрендинга, считают в "Вымпелкоме", назрела в связи с целым комплексом перемен на рынке сотовой связи. Во-первых, ужесточилась конкуренция, что заставило сотовые компании искать новые ресурсы роста конкурентоспособности. Во-вторых, изменились потребительские предпочтения. Новый абонент хочет уже не только низких цен и качественной связи, но еще и удобства и внимания к себе со стороны оператора. "Различия между операторами стали стираться, поэтому конкурировать в области цены становится бессмысленно. Мы не можем развиваться по принципу 'от одной рекламной акции к другой', каждый раз предлагая абоненту: возьми 'коктейль три в одном' или еще несколько бесплатных минут. При ценовой войне бизнес становится чрезмерно утилитарным и теряет инновационность", - уверен Александр Изосимов.
Третий немаловажный фактор: зачастую сами абоненты плохо осведомлены о доступных им сервисах. "Возможности общения, предоставляемые мобильной связью, большинство абонентов до сих в полной мере не использует. Наша задача - подсказать им, как сделать общение богаче, дать им новый язык для него", - подчеркнул г-н Изосимов.
Есть и еще одна причина, подтолкнувшая "Вымпелком" на такие кардинальные преобразования. "Наши исследования показывают: все хорошее, что связано с мобильной связью, обычно приписывается телефону, а все плохое - оператору. Ввод нового фирменного стиля - это необходимый ингредиент, который является частью большой программы превращения 'Би Лайна' в компанию, ориентированную на клиента", - убежден Александр Изосимов.
От тигров до гаишников
В компании уверены, что новый имидж соответствует новой ситуации на рынке. До сих пор слоганом "Би Лайна" было "С нами удобно" - весьма утилитарный, но вместе с тем действенный мессидж. Компания не собирается отказываться от этой рациональной составляющей, но планирует добавить эмоций. Как заметил Александр Изосимов, "эмоции приводят к действию, а логика - к умозаключению". Новый слоган первой рекламной кампании с новым имиджем - "Мечтай, говори, действуй" - воздействует только на эмоции. Вероятно, эмоции должны подтолкнуть существующих абонентов пользоваться новыми услугами, а еще не охваченных мобильной связью жителей России - подключаться именно к "Би Лайну".
Синий цвет, который десять лет верой и правдой служил "Би Лайну", тоже не укладывается в новую концепцию. Во-первых, от него веет консерватизмом, а во-вторых, он слишком широко распространен в брендах других российских компаний. Целью же "Вымпелкома" было выделиться.
Как пояснил директор по связям с общественностью АО "Вымпелком" Михаил Умаров, "новый логотип больше всего соответствует пяти ценностям, которые компания должна теперь донести до абонента: простота, эффективность, дружественность, положительные эмоции, яркость".
Впрочем, новый стиль нравится не всем. Критики считают, что цветовая гамма для нового бренда была выбрана неудачно, черно-желтые полосы символизируют собой опасность (кстати, подобную окраску имеют ограждения на дорогах за рубежом). А некоторые абоненты нашли, что новый знак напоминает им об опасности радиационного заражения. "В целом рекламная кампания по пропаганде нового стиля получилась яркой и индивидуальной. Но за многочисленными полосками не видно новых ценностей. Где открытость, забота о потребителе - тенденция рестайлинга большинства современных глобальных брендов? - задается вопросом творческий директор РА 'Бегемот' Алексей Неволин. - Сочетание черного и желтого цветов, безусловно, носит очень агрессивный характер, как агрессивен и сам исходный образ: оса - откровенно отрицательный символ".
Однако директор по маркетингу "Вымпелкома" Ольга Турищева уверена, что публика воспримет новый стиль позитивно: об этом говорит реакция фокус-групп, которые оценивали различные концепции нового бренда. За время подготовки проекта компания рассмотрела целых девять вариантов новой концепции (от дальнейшего развития темы пчелы до многочисленных вариаций со словом "Би"), и избранный стиль, по оценкам специалистов, обещает наилучшие перспективы. Главная его черта: он не ограничивает фантазию конкретными формами. По всем крупным городам уже мелькают бабочки, зонтики, сноуборды, бинокли в черно-желтую полоску. Такова новая наружная реклама "Би Лайна". Стоит ждать и дальнейшего развития темы полосатости - от тигров до гаишников.
Более того, сменой имиджа в "Вымпелкоме" ограничиваться не намерены, грядет внутренняя перестройка компании. Цель - стать сервисной компанией мирового класса. Простота и дружественность, заложенные в новом бренде, должны стать частью общей стратегии компании в работе с клиентами. "Вымпелком" намерен расширить обучающие тренинги для всех своих сотрудников, работающих с абонентами, разработать новые выгодные и в то же время простые тарифы, программы повышения лояльности абонентов. И конечно, запустить множество новых услуг. Так, на середину апреля запланирован старт новой уникальной услуги "Хамелеон", обещающей быстро и удобно получать массу информации на мобильный телефон.
За зеленым ростком
Ребрендинг на российском сотовом рынке - отнюдь не новость. Первым относительно успешным ребрендингом можно считать объединение нескольких компаний во главе с питерским оператором "Северо-Западный GSM" под общей маркой "Мегафон". Новому федеральному оператору требовалось отвоевать место на рынке, где уже бились в острой конкурентной борьбе "Мобильные телесистемы" с незатейливым брендом МТС и "Би Лайн". Именно поэтому в "Мегафоне" избрали ориентацию на молодость, инновационность и свободу выбора. А сочетание зеленого и фиолетового цветов (ассоциация с ростком, пробивающимся сквозь толщу асфальта) вкупе со слоганом "Будущее зависит от тебя" лишь подчеркнуло уникальные черты нового бренда. Однако, как отмечает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова, в самом Северо-Западном регионе ребрендинг "Мегафона" прошел наименее успешно, поэтому руководству компании еще есть над чем поработать.
У МТС тоже есть свой относительно молодой бренд - "Джинс", предназначенный для абонентов, не слишком много пользующихся мобильным телефоном. И сейчас большинство всех подключающихся к МТС абонентов выбирают для себя именно "Джинс". Между тем какой-то особой эмоциональной нагрузки, отличной от МТС, бренд "Джинс" не несет. При этом главным конкурентным преимуществом в МТС по-прежнему считают качество связи, но при этом сохраняют имидж технологической компании, недружелюбной по отношению к своим абонентам. "В условиях постоянного роста качества связи в сетях конкурентов оставлять качество главной отличительной чертой своего бренда неосмотрительно", - считают в AC&M Consulting. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и у МТС назрела необходимость в изменении имиджа.
При принятии решения о ребрендинге конкуренты неизбежно столкнутся с феноменом "медиаинфляции", или постоянного роста стоимости медийного пространства, необходимого для полноценного контакта с аудиторией. По оценке Александра Изосимова, медиаинфляция составляет сейчас 25-50% в год. Так что другим игрокам рынка стоит поторопиться.
© Сергей Скрипников, Лев Никитин, "Эксперт"
Подборку картинок на тему ребрендинга "Билайна" - смотрите здесь
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru