MForum.ru
01.04.2005, MForum.ru
Очередной материал из рубрики Кафедра MForum адресован специалистам в области сотовой связи и учащимся высших учебных заведений, специализированных в области связи. Кроме того, он может быть интересен всем, кто занимается маркетингом и аналитикой российского рынка связи.
Не секрет, что тема подсчета "абонентов" - одна из тех, которые MForum обсуждает постоянно. Не секрет и то, что именно агентство "Мобильный форум" первым начало высказывать недовольство де-факто принятой в России системы учета абонентов, точнее "активных SIM-карт", которая по сути подменяет данные о числе пользователей сотовой связи неким таинственным показателем, позволяющим некоторым операторам выдавать рынку информацию, вводящую непрофессиональную аудиторию в заблуждение. Какое-то участие во внедрении этой системы приняли и аналитические компании, занимающиеся сведением данных, поступающих от операторов, в отчеты по рынку, поскольку российские аналитики не рискнули ввести вводили свои экспертные коэффициенты, которые позволили бы получить представление об истинной картине проникновения в России. Ну а пресса традиционно путает два понятия "абоненты" и "пользователи", что в итоге приводит к комичным заявлениям, типа "на 100 жителей приходится уже по 110 телефонов", что является уже и вовсе дезинформацией. Грустно, что иногда авторство подобных высказываний приписываются представителям регулятора.
Между тем, крупнейшие российские операторы, втянувшись в конкурентную борьбу по данному показателю, оказались настолько зависимыми от "гонки цифр", что даже публично высказываемые сомнения в выдаваемых ими данных, пока что не могут остановить эту, в общем-то "самоедскую" и вредную для операторов гонку (при том, что руководители крупнейших компаний в приватных беседах с аналитиками MForum соглашаются с наличием проблемы). И все же, как нам представляется, усилия MForum не пропали даром. Все больше специалистов соглашаются с нашим мнением о том, что методика учета должна быть, во-первых, пересмотрена так, чтобы она более объективно отражала реальную ситуацию, во-вторых, что конкурентная борьба должна, постепенно смещаться в область маркетинга услуг, повышения качества связи и обслуживания абонентов, их лояльности.
Важным этапом в этом процессе стало выступление известного эксперта Михаила Алексеева (AC&M) на Круглом столе компании "Эрикссон", в котором принимал участие и корреспондент MForum.ru . Именно это агентство, на наш взгляд, что называется, задает "тон" всем остальным участникам рынка аналитики и консалтинга и мы рады, что именно г-ном Алексеевым, были озвучены идеи, настойчиво продвигаемые нами вот уже более года. Это позволяет сделать предположение о том, что пройдена "точка перегиба" в сознании российских аналитиков и маркетологов и далее можно будет надеяться на разрешение кризиса российской аналитики рынка связи, существование которого наглядно выявила ситуация после ноябрьских и декабрьских "суперуспехов" 2004 года.
Предлагаем читателям доклад г-на Алексеева, который, на наш взгляд, может повлиять на изменение учетной политики российских операторов в самое ближайшее время. Также в своем докладе г-н Алексеев остановился на теме аутсорсинга услуг сотовой связи - теме нового краткого курса лекций, которые MForum намеревается предложить вашему вниманию в ближайшие дни.
"Рынок профессиональных услуг в России и СНГ", Михаил Алексеев, Advanced Communications & Media.
План лекций
Лекция 1:
Основные показатели развития индустрии
Динамика прироста абонентской базы
Экономические показатели
Основная проблема повышение эффективности
Лекция 2:
Профессиональные услуги в России
Современное состояние
Менталитет и проблемы законодательства
Тенденции развития
Перспективы
Дефиниции
Пределы расширения рынка
Лекция 1. Основные показатели развития индустрии
Год 2004 стал вероятно последним, когда темпы прироста абонентской базы превысили 100%. Тем не менее, по абсолютным значениям прироста абонентов 2005 год будет рекордным (ожидается 115-125 млн. абонентов на конец года).
MForum: Комментируя этот график, г-н Алексеев и остановился на проблеме, связанной с используемыми в России схемами подсчета "активных абонентов".
"В Великобритании тоже такая тенденция была до того момента, пока операторы, сообщая о своих результатах, не начали испытывать некоторую неловкость. Тогда операторы договорились о том, что приципы учета следует пересмотреть, это было сделано и более, чем 100%-ное проникновение в Великобритании превратилось в 64%-ное проникновение. Так произошел переход с одной исторической базы на другую историческую базу.
Нам вероятно, придется делать то же самое, поскольку в Москве проникновение по результатам марта превысило 110%, да и в стране оно приближается к отметке в 50%, что, наверное, и по нашим собственным ощущениям, - не совсем правда. Многое зависит от субъективных факторов. Например, на диаграмме ниже показан прирост абонентской базы в абсолютных значениях и темпы роста абонентской базы.
Видно, что в 2004 году, если рисовать тренд, прирост должен был составить 85-87%, на деле получилось 105%! Налицо какое-то отклонение. Если мы проделаем несложную арифметическую работу - посмотрим на сезонный прирост абонентов по месяцам, и экстраполируем картину, которую наблюдали в 2002 - 2003 годах на 2004 год. Очевидно, что в ноябре и декабре 2004 года было продано неординарно большое число новых контрактов. Если мы вычтем эту неординарную часть, то как раз "попадем" в ожидаемые 85-87%.
Это дополнительное свидетельство того, что насыщение уже наступило и вопрос лишь в том, как трактовать происходящие на рынке события. Возможно уже в 2005 году операторам придется, если и не перейти к новым принципам учетной политики, то прийти к соглашению об принципах паритетного подсчета абонентов. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в Европе де факто сформировалась общая платформа для подсчета абонентов. Там, как известно, общепринятым является подход, основанный на 3-х месячном периоде. Если в течение учетного 3-х месячного периода абонент не совершает тарифицируемого действия (транзакции), то этот абонент исключается из учетной абонентской базы. Это не значит, что оператор расторгает контракт с таким абонентом, абонент может оставаться в базе, но он не учитывается при подсчете абонентской базы. Видимо, наши операторы к этому придут.
Так или иначе мы находимся за границей насыщения и в экономическом смысле это проявляется в том, что несмотря на то, что число абонентов ежегодно удваивается, доходы индустрии растут примерно со скоростью 50% в год, более того, в 2005 году они, вероятно, будут прирастать значительно медленнее, чем в 2004 году, может быть даже и 50%-ного рубежа не удастся достигнуть.
По мере приближения к 100% уровню охвата все более актуальным становится вопрос о качестве абонентской базы. При удвоении абонентской базы доходы операторов в 2004 годы выросли всего на 50%. Дальнейшее замедление роста выручки приведет к сокращению маржи.
И, конечно же, сохраняется очень высокий показатель оттока. Хотя, конечно, в последнее время, операторы большой тройки проделали очень серьезную работу по борьбе с оттоком (обратите внимание на снижение оттока в 3-4Q03), он все же сохраняется, это болезненная проблема.
Разница между истинным проникновением услуг и числом валидных SIM карт достигает у МТС и Вымпелкома 25-30%. Оба оператора серьезно озабочены этой проблемой и уже интенсивно работают над внедрением систем лояльности и сокращением оттока.
Новая фаза развития рынка
В 2006 году произойдет значительное сокращение числа вновь подключаемых абонентов. Основной заботой крупнейших сотовых операторов станет поддержание уровня доходности и сокращение расходов
Если говорить о капитальных инвестициях, то в России процесс по сути завершился. На графике ниже видно число вновь вводимых в действие сетей.
Заканчивается период интенсивного строительства сетей пик развертывания новых сетей в регионах остался позади и в 2005 году в эксплуатацию будет введено не более 15 сетей всеми тремя крупнейшими операторами (для сравнения в 2004 – 48 сетей).
Новых сетей ожидается всего около 15-ти в 2005 году, т.е. пик уже пройден, "тяжелого" инвестирования в оборудование уже, вероятно, не предвидится. Даже если начнутся эксперименты со строительством сетей 3G, эти сети будут строится очень постепенно. Да и в целом, на бескрайних просторах СНГ процесс строительства новых сетей в 2006 году если и не сойдет на нет, то существенно замедлится, поскольку в условиях насыщения, прирост абонентов в абсолютных значениях не будет существенным.
EBIT & EBITDA
Конкуренция в области рентабельности становится все более острой. Если раньше лидерство МТС было очевидным, то постепенно конкурентные преимущества выравниваются. В частности, из графика ниже видно, что конкурентное преимущество МТС, которым оно первоначально обладало, как первый крупнейший GSM-оператор, сейчас постепенно теряется. "ВымпелКом" и "МегаФон" догоняют. В наиболее критических точках, в 4Q04, в период сезонных выплат, графики практически встречаются в одной точке.
О чем это говорит? Это говорит о том, что дальше, для того, чтобы МТС мог успешно конкурировать в формате финансовых рынков, т.е. показывать свое преимущество для инвесторов по отношению к другим участникам рынка, компании придется предпринимать неординарные меры, чтобы повышать эффективность бизнеса и увеличивать маржу.
У операторов ограничены возможности сокращения себестоимости. Необходимость развивать достаточно молодые по меркам потребительского рынка бренды заставляет операторов сохранять высокие бюджеты на маркетинг и рекламу. Наиболее реальным является сокращение затрат на обслуживание сети и другие общехозяйственные расходы.
В этих условиях можно говорить о росте привлекательности рынка профессиональных услуг для операторов сотовой связи. Об этом - в следующей лекции.
© Михаил Алексеев, AC&M, подготовка к печати "Мобильный форум", редактор Алексей Бойко
"Мобильный форум" благодарит компанию "Эрикссон", российское представительство которой последовательно организует "ликбезовские", образовательные семинары и круглые столы для представителей прессы, по итогам которых мы имеем возможность готовить материалы, которые могут быть полезны широкому кругу профессионалов рынка сотовой связи. Продолжение курса - Лекция 2
26.11. [Новинки] Анонсы: Oppo Pad 3 на базе MediaTek Dimensity 8350 представлен официально / MForum.ru
26.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Reno 13 и Reno 13 Pro – первые смартфоны на базе Dimensity 8350 / MForum.ru
25.11. [Новинки] Анонсы: Представлен Vivo Y300 5G с 50-мегапиксельной основной камерой / MForum.ru
25.11. [Новинки] Слухи: Moto G 5G (2025) замечен на рендерах / MForum.ru
22.11. [Новинки] Слухи: Google отменила Pixel Tablet 2, а не Pixel Tablet 3 / MForum.ru
22.11. [Новинки] Анонсы: Nubia Z70 Ultra дебютирвал с SD 8 Elite и 35-миллиметровой основной камерой с переменной апертурой / MForum.ru
21.11. [Новинки] Анонсы: Oppo Find X8 и X8 Pro выходят на глобальный рынок / MForum.ru
21.11. [Новинки] Слухи: Google отменяет Pixel Tablet 3 / MForum.ru
20.11. [Новинки] Слухи: Reno 13 и Reno 13 Pro замечены в Geekbench / MForum.ru
20.11. [Новинки] Слухи: Nubia Z70 Ultra с впечатляющей камерой представят 21 ноября / MForum.ru
19.11. [Новинки] Анонсы: Представлен ZTE Blade V70 с основной камерой 108 МП и аналогом Dynamic Island / MForum.ru
19.11. [Новинки] Слухи: HMD Icon Flip 1 готовится к анонсу / MForum.ru
18.11. [Новинки] Слухи: Samsung Galaxy A36 получит улучшенную фронтальную камеру / MForum.ru
18.11. [Новинки] Слухи: Vivo Y300 5G появился на «живых» фото / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Стали известные некоторые спецификации Realme C75 / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Realme Narzo 70 Curve готовится к анонсу / MForum.ru
14.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nubia Red Magix 10 Pro и 10 Pro+ с SD 8 Elite и огромными батареями / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Vivo X200 и X200 Pro готовятся к глобальному релизу / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Стали известны основные характеристики и особенности серии iQOO Neo10 / MForum.ru
12.11. [Новинки] Анонсы: Red Magic 10 позирует на рендерах / MForum.ru