MForum.ru
21.03.2005, "CNews"
Развитие рынка мобильного контента привело к появлению на нем недобросовестных провайдеров, предъявляющих счета за услуги, о подписке на которые пользователи иногда даже не знают. Пионером в борьбе с подобным мошенничеством стала Великобритания, где с этого года вступили в силу строгие правила, ограничивающие лицензирование контент-провайдеров, не предоставляющих полную информацию о своих услугах.
Мобильное мошенничество
Мировой рынок мобильного контента начал формироваться всего около шести лет назад, но темпы его развития столь высоки, что оборот за 2004 год, по различным оценкам, составил $7-9 млрд. С учетом того, что сектор контент-услуг очень молод, а возможности сотовых телефонов непрерывно возрастают, четко сложившихся правил игры в этом сегменте нет. Пробелы возникают как вследствие значительных недоработок законодательной базы, так и по причине недостаточной осведомленности абонентов сотовых сетей о недобросовестных операторах и возможных схемах жульничества.
«Конкуренция на рынке усилилась, из-за чего возможности провайдеров контента уменьшились», - говорит Джереми Флинн (Jeremy Flynn), глава отдела Vodafone, координирующего предоставление услуг сторонними компаниями в сетях этого оператора. На этом фоне, чтобы не допустить падения прибыли, некоторые провайдеры, пользуясь двусмысленными формулировками, стали подключать пользователей к услугам, которые оказываются ненужными.
Российские потребители пока не столкнулись со столь откровенным мошенничеством, однако на мировом рынке подобные случаи не являются редкостью. Например, пользователь, скачивая на свой телефон логотип или мелодию с интернет-сайта, может быть автоматически подключен к последующей рассылке, за которую взимается абонентская плата. Причем информация об отключении от таких услуг может быть недостаточно открытой или совсем отсутствовать, так что пользователь фактически не имеет возможность отказаться от подобных рассылок.
Первый шаг на пути к централизованной защите прав абонентов сотовой связи сделали в Великобритании, где с января 2005 года вступили в силу новые правила лицензирования контент-услуг. Теперь, если провайдеры не предоставляют пользователям точной информации о пакете предлагаемых услуг и их стоимости, их лицензия будет отозвана. Такие же санкции последуют в случае непредоставления или недостаточной доступности информации об отключении от услуг.
В течение первого месяца нового режима работы множество фирм было предупреждено о недопустимости нарушения разработанных правил. Для приведения своих торговых операций в соответствие новым стандартам за это время было приостановлено более десяти лицензий на предоставление различных услуг в сетях сотовой связи.
Правила игры
Новые регламент, определяющий обязательные требования при предоставлении контент-услуг в сотовых сетях Великобритании, был разработан под руководством Форума мобильных развлечений (MEF) при участии телефонных компаний. «Эти правила создают прозрачность. Потребителям необходимо сообщать о том, во что они вовлекаются, и как из этого выйти» - говорит Эндрю Бад (Andrew Bud), глава по регулированию при MEF и исполнительный председатель компании обмена сообщениями MBlox.
Основным требованием новых правил являются полнота и доступность условий соглашения, которое абонент сотовой связи заключает с провайдером услуг каждый раз, когда, например, скачивает с сайта мелодию или картинку для телефона. Перед тем, как пользователи подписываются на услуги, они должны получить всю необходимую информацию, чтобы знать, сколько стоит каждый из сервисов и в течение какого времени он будет предоставляться. Причем такая справка должна содержаться во всех источниках, где речь идет об использовании той или иной услуги.
Важным нововведением является возможность отключать ненужные сервисы при помощи универсальной команды «stop», отправляемой в виде SMS-сообщения на единый номер. В случае подписки на услуги, за которые взимается абонентская плата, провайдер должен ежемесячно присылать клиенту напоминание о наличии такого договора и его стоимости. Кроме того, если пользователь потратил более £20 на какой-либо сервис, оператор должен напоминать об этом, а также предоставить информацию о способе отключения от подобной услуги.
По мнению разработчиков, новые правила уже продемонстрировали эффективность в борьбе с многочисленными продавцами контента, которые начали применять такую тактику выжимания денег из потребителей, как, например, подписка на получение нескольких мелодий в неделю или в месяц, вместо предложения конкретных рингтонов. По словам Джереми Флинна, такая политика стала приобретать угрожающий размах за несколько недель до конца прошлого года. Именно тогда веб-сайты, начали получать жалобы от потребителей, которым пришли большие счета за услуги, о продолжающейся подписке на которые те даже не подозревали.
Для потребителей новые правила являются, безусловно, выгодными, поскольку должны привести к снижению платежей за счет отключения ненужных сервисов. Однако провайдерам контент-услуг придется понести значительные издержки, связанные с изменением рекламной политики.
Российские сервисы
Российские потребители пока не столкнулись с проблемами недобросовестных провайдеров мобильных услуг. Более того, отечественные операторы сотовой связи предоставляют возможность отключать даже те услуги, которые предоставляются бесплатно. Так, например, недавно "БиЛайн" объявил об акции «+15», в рамках которой на электронный счет абонентов вносится на 15% больше той суммы, которая была реально уплачена. Участие в этом проекте является добровольным, причем абоненты, уже включившиеся в него, в любой момент могут отказаться от участия, то есть фактически от скидки при оплате услуг сотовой связи.
Тем не менее, отдельные аналитики отмечают, что российскому рынку услуг мобильной связи также не хватает прозрачности и простоты управления некоторыми сервисами. Особенно отчетливо эти недостатки проявляются на примере услуг, за которые взимается абонентская плата, как, например, «любимый номер» у МТС или «мобильный интернет» у "БиЛайн". Когда подобные услуги становятся ненужными, пользователи зачастую просто забывают их отключать, в то время денежные средства для их оплаты продолжаются списываться с электронного счета.
© Дмитрий Антимонов, "CNews"
Все о контенте, профессионально и актуально - только на MForum.ru !
10.02. [Новинки] Слухи: Готовится анонс iPhone SE 4-го поколения / MFroum.ru
10.02. [Новинки] Слухи: Redmi Turbo 4 Pro будет построена на чипсете Snapdragon 8s Elite / MForum.ru
07.02. [Новинки] Слухи: Раскрыты цены Google Pixel 9a в США и Европе / MForum.ru
07.02. [Новинки] Слухи: Официально раскрыты основные характеристики и дата анонса Realme P3 Pro / MForum.ru
06.02. [Новинки] Слухи: OnePlus 13R получит сдвоенную камеру. Но это не точно / MForum.ru
06.02. [Новинки] Слухи: Xiaomi Mix Flip 2 получит АКБ емкостью 5100 мАч / MForum.ru
05.02. [Новинки] Слухи: Vivo V50 готовится к анонсу / MForum.ru
04.02. [Новинки] Слухи: Nubia V70 Max анонсируют 15 февраля, характеристики уже известны / MForum.ru
04.02. [Новинки] Слухи: Появилась информация о дате анонса Xiaomi 15 Ultra / MForum.ru
03.02. [Новинки] Анонсы: Doogee S119 – прочный смартфон со 108 Мп камерой, АКБ 10200 мАч и дополнительным экраном / MForum.ru
03.02. [Новинки] Слухи: Новая серия Pova на подходе / MForum.ru
31.01. [Новинки] Слухи: Honor работает над планшетом Pad X9a / MForum.ru
30.01. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Samsung Galaxy S25 Edge / MForum.ru
30.01. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о Nothing Phone (3a) и (3a) Pro / MForum.ru
29.01. [Новинки] Анонсы: TCL P10 Color Ink Eye Protection с технологией NXTPAPER представлен в Китае / MForum.ru
29.01. [Новинки] Слухи: Nothing Phone (3a) получит больший экран 6,8'' и телеобъектив 50 Мп / MForum.ru
28.01. [Новинки] Слухи: Грядущий анонс смартфона iQOO Neo 10R подтвержден официально / MForum.ru
27.01. [Новинки] Анонсы: Lava Yuva Smart – смартфон за 6000 рупий / MForum.ru
27.01. [Новинки] Слухи: Vivo V50 представят в феврале, V50 Pro - позже / MForum.ru
24.01. [Новинки] Слухи: Tecno работает над серией смартфонов Camon 40 / MForum.ru