MForum.ru
14.03.2005, "Эксперт - Урал"
Количество абонентов сотовой связи - реальных и декларируемых операторами - различается. Но даже искусственно раздутая абонентская база помогает операторам завоевывать рынок и развиваться.
База абонентов сотовых операторов России продолжает расти гигантскими темпами, демонстрируя удвоение каждый год. На конец 2004 года количество абонентов, по данным ACM-Consulting, достигло 74,4 млн человек: прирост за год - 105% (в 2003 году - 101%, в 2002-м - 131%).
График 1 |
Регионы в 2004 году росли быстрее, чем столичные рынки. В итоге доля региональных абонентов на конец года увеличилась на 11% и составила 70%. Уровень проникновения сотовой связи на конец 2004 года достиг 51% (на начало 2004 года - 25%). В регионах доля абонентов от численности населения составила по итогам года 43% (на начало года - 17%). На рынке Санкт-Петербурга абонентами является 89% населения, на московском проникновение практически поголовное (99%).
Абонентская база Урала на конец 2004 года достигла 9,8 млн абонентов. Урал - один из самых динамичных рынков сотовой связи наряду с Дальневосточным и Сибирским регионами. За год прирост по региону немного превысил средний показатель по России и составил 146%. По сравнению с 2003 годом (188%) темп снизился. По полугодиям уральский рынок рос равномерно: 59% в первой половине года и 54% во второй. Доля Урала в совокупной абонентской базе России увеличилась за год с 11 до 13%. Уровень проникновения составил 39% (на начало года - 16%). По этому показателю регион отстает от среднероссийского уровня.
В разрезе областей по итогам прошедшего года произошло только одно существенное изменение: Республика Башкортостан сместилась по размеру абонентской базы со второго места на четвертое. В существенном отрыве от остальных Свердловская область: ее доля в совокупной абонентской базе региона 23%. Затем со сравнимыми долями (18 - 15%) идут Челябинская, Тюменская (включая ХМАО и ЯНАО) области и Башкирия. За год к своей доле дополнительные проценты добавили Челябинская, Тюменская, Курганская области и Удмуртия.
Наибольшую динамику абонентских баз на территории Урала показали за год федеральные операторы "большой тройки" (свыше 100%, Вымпелком - даже 350%).
Двойная запись
Между тем количество реальных пользователей услугами сотовой связи и абонентов, декларируемых операторами, - не одно и то же. Из-за различий в потребностях и финансовых возможностях населения достижение истинного 100-процентного проникновения в регионах вряд ли возможно.
График 2 |
На несоответствие указывает рынок сотовых телефонов. По разным оценкам, сейчас на руках находится 42 - 50 млн аппаратов. Абонентов насчитывается в 1,5 - 1,8 раза больше. За 2004 год в России через розничные сети продано около 25 - 30 млн сотовых телефонов, при этом существенная часть куплена взамен старых. Совокупная база сотовых операторов выросла за прошедший год на 38 млн абонентов. Даже учитывая погрешности оценки, диспропорция очевидна.
В итоге на начало 2005 года по Уралу (минус Оренбургская область и Башкирия, плюс Кировская область и Республика Коми), по данным Маркетинг-Бюро, разница в проникновении по абонентам (34,8%) и пользователям (31%) составила в абсолютном выражении почти 800 тыс. человек - средний российский город. На конец текущего года несоответствие номинальной и фактической базы увеличится до 5 - 6%.
Абонентская база раздувается искусственно. Причин несколько. В 2004 году продолжилось активное освоение региональных рынков федеральными операторами. Агрессивный маркетинг привел к стремительному распространению sim-карт. Не все операторы регулярно "чистят" базы, удаляя из них абонентов, которые не общаются более установленного срока. Зачастую на момент входа на рынке области уже присутствуют один-два сильных оператора (федеральные или местные). Поэтому всеобщей задачей становится закрепление на рынке. В результате операторы максимально упрощают доступ к услугам - существенно снижают тарифы, практически бесплатно раздают карты. Это привлекает наименее лояльных абонентов. К тому же решающим фактором успеха оператора на начальной стадии развития рынка является наличие денежных средств для строительства сети. А финансовые возможности зависят от номинального количества абонентов: чем больше абонентская база, тем легче доступ к инвестициям. Так, средневзвешенная рыночная котировка акций МТС на ММВБ с февраля по ноябрь выросла на 38%, а абонентская база - на 61%.
Расширение зон покрытия, постоянное техническое и технологическое обновление, проведение работы с потребителем, создание и расширение call-центров - важные факторы конкуренции наряду со стоимостью услуг сотовой связи. Ценовая конкуренция ограничена условием рентабельности бизнеса. Эксперты ждут, что ценовым войнам придет конец. Правда, его возвещали и год назад.
График3 |
А нам хорошо
Ориентация сотовых операторов на увеличение номинальной, а не реальной базы на руку дилерам. Источники дохода салонов сотовой связи - продажа сотовых телефонов, аксессуаров к ним и подключения абонентов (продажа контрактов). В 2003 году по оценке исследовательского агентства Mobile Research Group (MRG) доходы от подключений составили порядка 457 млн долларов, в 2004-м - достигли, по данным Мобильного форума (www.MForum.ru), 530 млн долларов. Подключения принесли уже не одну пятую выручки дилеров, как это было в 2003 году, а практически половину. Таким образом, рост составил исходя по разным оценкам от 16 до 36%. Так, " Евросеть" увеличила объем выручки с 87,9 млн долларов в первом квартале прошлого года до 318,3 миллиона в последнем.
Еще в 2003 году операторы объявляли об ужесточении политики работы с дилерами (для получения второй части вознаграждения абонент должен пользоваться услугами оператора больший срок). Размер вознаграждения за одного абонента сократился. Несмотря на это, рост числа подключающихся компенсирует снижение доходности на одного абонента.
Таким образом, пока потенциал региональных рынков значителен, операторы будут активно использовать ценовую конкуренцию, чтобы закрепиться и отвоевать большую долю. Значит, количество фиктивных абонентов будет расти. Скоро, вероятно, мы будем наблюдать, как проникновение на столичных рынках перейдет за 100%.
Методы и информация
Как Уральский регион (Урал) мы рассматривали Свердловскую, Челябинскую, Курганскую, Пермскую, Оренбургскую, Тюменскую области (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами), республики Башкортостан и Удмуртию.
В качестве источников информации использовали собственные оценки, данные компаний, СМИ и иные открытые источники информации.
Диаграмма 1 |
Диаграмма 2 |
Таблица 1 |
© Инна Гладкова, "Эксперт - Урал"
08.01. [Новинки] Анонсы: Представлен Nubia Music 2 с 95 дБ динамиками, Unisoc T7200 и 50 Мп камерой / MForum.ru
08.01. [Новинки] Анонсы: itel A80 – стильный смартфон с 50 Мп камерой за 7000 рупий / MForum.ru
08.01. [Новинки] Анонсы: Redmi 14C 5G официально представлен в Индии / MForum.ru
06.01. [Новинки] Слухи: Realme Neo7 SE получит Dimensity 8400 Max и АКБ 7000 мАч / MForum.ru
06.01. [Новинки] Слухи: Poco X7 оснащен AMOLED-дисплеем и защитой от влаги по классу IP67 / MForum.ru
06.01. [Новинки] Анонсы: Представлен Huawei Enjoy 70X со спутниковым подключением и батареей емкостью 6100 мАч / MForum.ru
03.01. [Новинки] Анонсы: iQOO Z9 Turbo Endurance Edition получил кремниево-углеродный АКБ 6400 мАч / MForum.ru
03.01. [Новинки] Анонсы: HMD Key на базе Android 14 Go представлен официально / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru