Обзоры Устойчивая связь. Мининформсвязи окрепло в ходе административной реформы

MForum.ru

Обзоры Устойчивая связь. Мининформсвязи окрепло в ходе административной реформы

17.12.2004, "Коммерсантъ"

На прошлой неделе глава Мининформсвязи Леонид Рейман официально сообщил о завершении реорганизации администрации связи. Процесс реформирования, длившийся почти год, привел к несколько неожиданным результатам.


Изменились не только название и структура министерства, но и приоритеты его деятельности. На первое место вышли информационные технологии, а телекоммуникациям решили уделять не так много внимания -- как растущему без отклонений ребенку.

Министерство повышенной живучести

Начавшаяся весной административная реформа поначалу вовсе упразднила Минсвязи: его функции передали Министерству транспорта и связи, которое возглавил Игорь Левитин -- человек, далекий как от самой связи, так и от петербургской команды связистов, занимавших ключевые посты в отраслевом министерстве. Но, как вскоре выяснилось, упразднение привело к позитивным последствиям для ведомства. Вместе с обновленным министерством прописку на Тверской, 7 получили включенные в него Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по информационным технологиям и Федеральная служба по надзору в сфере связи.

Впрочем, главная административная победа руководства отрасли вовсе не в увеличении количества вывесок, служб, департаментов и числа сотрудников (оно в обновленной структуре администрации связи, кстати, также выросло). Важнее, что вместе с "отраслевой самостоятельностью" новое руководство связи сумело сохранить за собой ключевые функции -- выдачу лицензий и распределение радиочастот. Эти полномочия у министерства пытались отбить еще до начала административной реформы в прошлом году, когда законодатели обсуждали новую редакцию закона "О связи". Последняя атака на право министерства осуществлять частотное регулирование относится к маю -- к этому времени административная реформа уже почти завершилась, но Минфин все же решил внести в правительство законопроект, предлагающий передать частоты в ведение правительства. По большому счету ничего удивительного в столь активном оспаривании прав распоряжаться эфиром нет. Телекоммуникационный бизнес номер один -- как в России, так и в мире -- сотовая связь. И ресурс для этого бизнеса -- частоты.

Чрезвычайная конкурсная комиссия

Назначением радиочастот в новой структуре администрации связи будет заниматься Федеральное агентство связи (сокращенное название Россвязь, штат - 112 человек), которым руководит Андрей Бескоровайный. На агентство в этом плане возложена в основном техническая сторона вопроса. Первое слово будет за Госкомиссией по радиочастотам, как и прежде функционирующей при Мининформсвязи.

Комиссия рассмотрит выводы отраслевых научных организаций и решит, является ли предмет рассмотрения "ограниченным ресурсом". Нет сомнений, что частоты для сотовой связи признают ресурсом ограниченным, и тогда Россвязь начнет готовить конкурс. Положение о конкурсах пока не утверждено правительством -- оно должно определить идеологию их проведения, задать универсальные рамки. Впрочем, выбор здесь небольшой: определять победителя по деньгам (так называемый "чистый аукцион") либо оценивать комплекс аспектов -- историю компании-претендента, ее инвестиционный план, технический проект. Такой путь выявления победителя условно именуют "конкурсом красоты".

В Россвязи полагают, что для российского рынка предпочтительнее именно такие конкурсы. "Очевидно, что баснословная цена лицензий, которые оператор вынужден будет покупать на аукционе, не будет способствовать динамичному развитию рынка,-- говорит господин Бескоровайный.-- А мы хотим создать именно условия для быстрого развития технологий и расширения географии использования самых различных средств связи".

Федеральные агенты

Победитель конкурса пойдет оформлять лицензию не в офис Россвязи, а в Федеральную службу по надзору в сфере связи (сокращенное название -- Россвязьнадзор, штат 104 человека) и напишет заявление на имя главы службы Валерия Бугаенко. Функции лицензирования переданы в ведение надзорного ведомства переданы в соответствии с мартовским указом президента "О проведении административной реформы". В такой технологизированной отрасли, как связь, функции лицензирования и контроля совмещать тем более целесообразно -- следить за операторами связи, чья деятельность изобилует техническими особенностями, лучше всего сможет тот орган, который эти лицензии выдавал.

Помимо этого, Россвязьнадзор получил по наследству от Госсвязьнадзора функции контроля за соблюдением лицензионных условий и обязательных требований в сфере электросвязи и почты, а также за использованием радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Таким образом, ведомство будет играть роль своеобразного "эфирного полицейского". Если на частоте какого-либо сотового оператора вдруг объявится, к примеру, военный локатор (такое не раз бывало, но в основном в ранние годы сотовой связи), разобраться и навести "частотный порядок" должен Россвязьнадзор. Если какой-либо сотовый оператор не обеспечивает должного качества обслуживания абонентов, указать на это должен Россвязьнадзор. Для этого, к слову, Россвязьнадзор недавно приобрел комплекс дистанционного контроля за качеством работы сетей связи и радиотехнических средств мониторинга эфира. Еще одна новая функция Россвязьнадзора -- контроль за присоединением сетей и ведение реестра операторов, занимающих существенное положение на сети связи общего пользования (термин, появившийся с принятием нового закона "О связи").

Таким образом, Россвязьнадзор частично перенял функции антимонопольных органов. Господин Бугаенко подчеркивает, что это одна из важнейших функций его ведомства: "Контроль за обеспечением недискриминационного доступа операторов связи к сети связи общего пользования -- основа для эффективной и добросовестной конкуренции на телекоммуникационном рынке".

Генерал информационных технологий

Федеральное агентство по информационным технологиям (ФАИТ) получило самый большой штат среди трех федеральных ведомств, вошедших в структуру администрации связи,-- 127 человек. Его возглавил в недавнем прошлом глава ФАПСИ генерал армии Владимир Матюхин. На сегодняшний день известно, что среди функций ФАИТ будет исполнение роли госзаказчика при реализации государственных программ соответствующей тематики, в числе которых "Электронная Россия" и проекты создания "электронного правительства". ФАИТ будет отвечать за оказание государственных услуг и станет правоприменительным органом в сфере информатизации. Как заявил на своей первой пресс-конференции господин Матюхин, основная задача его агентства -- реализация госполитики в области информатизации. В частности, ФАИТ будет координировать создание удостоверяющих центров по электронно-цифровым подписям. По словам главы Мининформсвязи Леонида Реймана, к сегодняшнему дню готовы концепции развития рынка информационных услуг, концепция региональной информатизации, концепция использования IT в федеральных органах исполнительной власти (сегодня они должны быть представлена правительству).

8 ноября Леонид Рейман на заседании правительства сделал смелый прогноз: к 2010 году объем российского IT-рынка достигнет $40 млрд -- это примерно трехкратный объем сегодняшнего рынка телекоммуникаций. Мининформсвязи предлагает усовершенствовать законы, ориентировать на IT систему образования, создать для перспективных разработок венчурный фонд с участием государства, но самое главное -- изменить таможенное и налоговое законодательство так, чтобы сделать их более "дружественными" для IT-компаний. По расчетам Мининформсвязи, государственные затраты на реализацию всех мероприятий концепции за шесть лет не превысят 10,4 млрд руб., а доход от них за вычетом всех потерь составит не менее 110 млрд руб.

То есть от рынка информационных технологий ждут такого же взлета, какой совершил в последние годы рынок мобильной связи.

© Егор Лохмачев, КоммерсантЪ

Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи России: "Новое министерство более амбициозно"

-- Долгая реорганизация административных органов связи России завершена. Первый вопрос в связи с этим: новое министерство нравится вам больше, чем то, которое существовало до начала реформы?

-- Тот коллектив и та структура, которые сейчас образовались, объединены совершенно новыми идеями, перспективами, ожиданиями. Новая структура более амбициозна, более сконцентрирована на решении современных задач. Есть и позитивная энергетика, и желание сделать так, чтобы вся система администрации связи работала хорошо и отвечала тем задачам, которые перед нами поставлены, в том числе и в соответствии с административной реформой. Новое министерство и новая структура -- это большой качественный шаг вперед, который, наверное, без административной реформы сделать было бы очень трудно.

-- Когда министерство под вашим руководством буквально воскресло спустя несколько недель после упразднения, заговорили о вашей административной победе, объясняли, что сказалось личное знакомство с президентом. А как все происходило в реальности?

-- Люди всегда пытаются найти что-то большее, чем есть на самом деле. Здесь скорее в значительной степени победил здравый смысл и объективное желание прогрессивно развивать страну и ее важнейшие системы.

-- Вы хотите сказать, что аппаратной борьбы как таковой тогда не было?

-- Я хочу сказать, что победил здравый смысл и та аргументированная позиция, которую мы отстаивали.

-- В таком случае как получилось, что решение объединить министерства транспорта и связи в одну структуру довольно быстро было скорректировано?

-- Объединение транспорта и связи -- это одна из предлагавшихся моделей управления отраслями. На мой взгляд -- не позволяющая получить оптимальный результат. Дело в том, что невозможно недооценивать телекоммуникации и информационные технологии на современном этапе развития, в том числе и с точки зрения их влияния на развитие экономики и гуманитарных аспектов жизни и деятельности человека в России. Очевидно, что ключевые проблемы - преодоления цифрового разрыва, обеспечения универсального доступа к услугам связи, создание электронного правительства -- не могут быть спущены на уровень департаментов, по сути, непрофильного министерства. И авторы концепции реформы это увидели. Нас попросили представить свое заключение, свое мнение по этому вопросу. Соответственно, такое заключение было подготовлено и рассматривалось президентом России, председателем правительства, которые и принимали решение. Предложенная изначально модель не нашла поддержки. Разделение сфер транспорта и связи и при этом существенное усиление направления информатизации -- это абсолютно правильно. Показательно, что очень большую роль в решении этого вопроса сыграл рынок. Я знаю, что были соответствующие обращения со стороны участников рынка, компаний, которые занимаются связью, работают в сфере информационных технологий, они тоже высказывали свое мнение по этому поводу.

-- Когда провозглашалась концепция административной реформы, речь шла о новых единицах администрирования -- федеральных агентствах и службах, в принципе способных функционировать непосредственно в рамках правительства, без покровительства министерств. Нет ли в нынешней структуре администрации связи некоторого дублирования функций?

-- Прежде всего структуры, которые сегодня сформированы в рамках министерства,-- два агентства и служба, никогда не планировались как выделенные из системы администрации связи самостоятельные структуры. Их функционал, прописанный в положениях, четко отвечает установкам административной реформы. Министерство -- это орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении службы и агентств. Мы утверждаем ежегодные планы работы этих органов, а также отчеты об их деятельности. Все остальные вопросы, входящие в их компетенцию, а они весьма обширны, эти структуры решают самостоятельно. Если рассматривать вариант, при котором все службы и агентства -- не только в области связи -- подчинены непосредственно правительству, то это потребует воссоздания в его аппарате крупных отраслевых департаментов. Правительство справедливо решило от этой практики отказаться. В созданной системе, таким образом, никакого дублирования нет -- напротив, речь идет об эффективном взаимодополнении.

-- А как появилось решение о новом названии должности министра -- не "связи и информатизации", а "информационных технологий и связи"?

-- Если посмотреть на такие страны, как Италия или Германия, то, к примеру, в Италии существуют два министерства. Одно занимается традиционной связью, а второе -- вопросами развития информационных технологий. Или если взять такую маленькую страну, как Финляндия, то там существует комиссия по внедрению и развитию информационных технологий, которую возглавляет премьер-министр, а его заместителем является министр связи. То есть во всех странах уделяется очень большое внимание развитию этой тематики. Так как у нас проходит административная реформа и идет речь об оптимизации государственного аппарата, было принято решение при сохранении особого внимания к нашей отрасли объединить информационные технологии и связь в одно ведомство. И то, что информационные технологии вынесены в названии вперед, не случайно -- это вопрос приоритетов. Мы четыре года активно занимались развитием инфраструктуры связи, и я считаю, что в России в этом смысле есть заметные успехи -- в области мобильной связи, в области интернета, в области обеспечения граждан фиксированной связью. Даже если сравнивать с европейскими странами, мы неплохо выглядим, особенно по темпам развития.

Сегодня мы сознательно акцентируем развитие информационных технологий, поскольку это приоритет, это серьезная возможность для экономического прорыва. Именно поэтому были разработаны концепции, которые покрывают все поле деятельности в области информационных технологий: концепция развития рынка информационных услуг, концепция региональной информатизации, концепция использования IT в федеральных органах исполнительной власти. Сейчас мы концепции эти представили правительству. На следующий год мы начнем реализацию тех идей, которые в концепциях заложены. Мы считаем, что это хороший путь, поскольку у нас был опыт реализации концепции развития рынка телекоммуникаций, которая была принята правительством в 2000 году. И во многом то, что сейчас происходит в сфере связи, та позитивная динамика -- это результат реализации мероприятий, которые были тогда запланированы.

-- Новые приоритеты министерства просматриваются и в названиях вновь созданных подразделений -- департамент стратегии построения информационного общества, например. А когда Россию можно будет назвать информационным обществом? И в каких странах информационное общество построено?

-- На самом деле начало информационного общества -- это электронные средства массовой информации, радио, телевидение и т.д. Только тогда это общество было не информационным, а информированным, потому что оно получало информацию, но не могло широко выбирать ее источники и не могло реагировать на эту информацию.
Сегодня, с развитием электронных технологий, инвариантности в выборе источника информации, вы можете получить огромное количество разных мнений. При этом появились и возможности для высказывания своего мнения -- это различные интерактивные формы. То есть общество движется в этом направлении, и весьма заметно: от информированного общества к информационному. На сегодня учитывается огромное количество аспектов информационного общества: экономические, культурные, философские, медицинские и т. д. Кроме того, мы все находимся в движении в сторону информационного общества, поскольку каждый день активно пользуемся информационными технологиями. Сотовый телефон с возможностью SMS-голосования -- это одно из типичных интерактивных средств передачи информации. А учитывая, что у нас в России в начале будущего года каждый второй россиянин, включая даже младенцев и стариков, будет иметь мобильный телефон, то в общем это серьезный ресурс.

© интервью взял Иван Чеберко, КоммерсантЪ

Что дала реорганизация Минсвязи?

Оксана Панкратова, старший консультант iKS-Consulting:

-- Я считаю, что как таковой реорганизации министерства не произошло. Все, что было сделано, больше похоже на косметический ремонт. По сути мало что поменялось.

Андрей Климов, директор по связям с общественностью ОАО "Мегафон":

-- Суть реформы отражает изменение в названии ведомства. Если раньше связь стояла на первом месте, теперь на первый план вышли информационные технологии. Задача построения информационного общества, на наш взгляд, сегодня весьма актуальна. Мы одобряем эту смену приоритетов, так как "Мегафон" является не только оператором связи, но и проводником IT-технологий.

Александр Вронец, первый заместитель гендиректора ЗАО "Система Телеком":

-- Реорганизация Минсвязи, конечно, была нужна. Процесс формирования российского телекоммуникационного рынка фактически завершился, сложилась система основных игроков, возникли рыночные отношения, и приведение госрегулятора в соответствие с новыми условиями было необходимо. Но, к сожалению, реорганизация министерства сильно затянулась и грозит превратиться в "долгоиграющий" процесс. Мы надеемся, что "проблемы переходного периода" в отрасли будут решены в самое ближайшее время и работа войдет в конструктивное русло. В современном мире уже трудно однозначно разделить телекоммуникационные услуги и информационные технологии.
Это глобальная тенденция. И тот факт, что в названии министерства на первом месте теперь "информационные технологии", говорит о том, что администрация связи четко определила свое отношение к современным процессам и тенденциям. Сейчас идет важный процесс -- принятие подзаконных актов к закону "О связи". Именно от них зависят те нюансы регулирования рынка, которые будут влиять на наш бизнес многие годы. Оценить результаты, думаю, мы сможем позже, когда заработают все эти документы. Участники рынка ждут от регулирующих органов профессионального общественного обсуждения готовящихся нормативных документов. И "Система Телеком" готова активно сотрудничать с министерством в процессе их разработки.

Кирилл Бабаев, вице-президент по внешним связям "Альфа-телеком":

-- Телекоммуникации -- очень динамичная отрасль, и механизм ее регулирования следует часто корректировать, чтобы соответствовать требованиям рынка. Необходимо усиливать общественный контроль за развитием отрасли связи, например расширять функции и состав Госкомиссии по радиочастотам, повышать роль саморегулируемых организаций. Целесообразно было бы передать ряд регулирующих функций правительству РФ -- особенно затрагивающих национальную безопасность в деле распределения радиочастотного спектра. Чтобы госуправление отраслью было более гибким и эффективным, необходимо создать особый совещательный орган с привлечением всех участников рынка: и государственных ведомств, и операторов связи, и отраслевых ассоциаций, и саморегулируемых организаций.

Евгений Голосной, аналитик ИК "Тройка Диалог":

-- Идея реформы администрации связи была правильной. Однако сказать, что изменилось при этом для отрасли, пока сложно. На мой взгляд, все осталось как было. В связи с ее возможным совершенствованием можно высказать пожелания, универсальные для всех российских министерств и ведомств. Надо сделать работу в них настолько привлекательной, чтобы чиновники перестали путать свои интересы с государственными.

Юрий Домбровский, президент "Ассоциации 800":

-- Нам надо интегрироваться в Европу и приближать систему регулирования отрасли к европейским моделям. Формально реорганизация администрации связи способствовала такому приближению, однако на практике пока изменения в политике отраслевого регулирования не очень очевидны. Реструктуризация министерства совпала по времени с введением нового закона "О связи", что на какое-то время привело к хаосу регулирования.

© КоммерсантЪ

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 7 ms, lookup=0 ms, find=7 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

22.07. [Новинки] Анонсы: Представлен складной смартфон Xiaomi Mix Flip с большим экраном и АКБ 4780 мАч / MForum.ru

19.07. [Новинки] Анонсы: HMD Skyline отличается потрясающим дизайном и простотой ремонта / MForum.ru

19.07. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo Reno12 F 4G со Snapdragon 685 и 8 ГБ ОЗУ / MForum.ru

18.07. [Новинки] Слухи: Смартфоны Honor Magic 7 получат 200 Мп телефото- камеру и тандемный OLED-экран / MForum.ru

18.07. [Новинки] Анонсы: Red Magic 9S Pro выходит на мировой рынок / MForum.ru

17.07. [Новинки] Анонсы: OnePlus Nord 4 получил цельнометаллический корпус уникального дизайна / MForum.ru

17.07. [Новинки] Анонсы: Представлен OnePlus Pad 2 с SD 8 Gen 3 и АКБ 9510 мАч / MForum.ru

16.07. [Новинки] Анонсы: Letv S3 Pro представлен официально / MForum.ru

16.07. [Новинки] Анонсы: Meizu Blue 20 AI – первый смартфон Meizu на базе искусственного интеллекта / MForum.ru

15.07. [Новинки] Анонсы: В Индии представлен iQOO Z9 Lite 5G на базе Dimensity 6300 и обещанием обновления до трех лет / MForum.ru

15.07. [Новинки] Анонсы: Vivo Y37 и Y37m представлены официально / MForum.ru

12.07. [Новинки] Анонсы: Представлены дешевые наушники iQOO TWS 1i с режимом низкой задержки / MForum.ru

12.07. [Новинки] Анонсы: Представлены iQOO Watch GT с 1,85-дюймовым дисплеем и Blue OS / MForum.ru

12.07. [Новинки] Анонсы: iQOO Neo9S Pro+ дебютирует с SD 8 Gen 3 и аккумулятором емкостью 5500 мАч / MForum.ru

11.07. [Новинки] Анонсы: Tecno Spark 20 Pro 5G появился в Индии / MForum.ru

11.07. [Новинки] Анонсы: Представлен Lava Blaze X с Dimensity 6300, Android 14 и АКБ 5000 мАч / MForum.ru

10.07. [Новинки] Анонсы: Redmi 13 5G на базе Snapdragon 4 Gen 2 AE и 108 Мп камерой представлен официально / MForum.ru

09.07. [Новинки] Анонсы: Наушники CMF Buds Pro 2 представлены официально / MForum.ru

09.07. [Новинки] Анонсы: CMF Watch Pro 2 – большое обновление доступных смарт-часов от Nothing / MForum.ru

09.07. [Новинки] Анонсы: Nothing CMF Phone 1 представлен официально / MForum.ru