MForum.ru
19.07.2004, MForum.ru
Еще совсем недавно понятие нежелательных информационных рассылок - спама (spam) ассоциировалось практически исключительно с электронной почтой в сети Интернет, где эта проблема на сегодняшний день является настоящим стихийным бедствием, ставящим под вопрос существование электронной почтовой системы, как таковой. И вот, на спам все чаще начали жаловаться абоненты значительно более защищенных сетей сотовой связи.
Описание проблемы
По мере роста числа пользователей мобильной связи GSM и продолжающегося роста популярности услуги SMS, все чаще к абонентам сотовой связи, наряду с сообщениями от их друзей и знакомых, начинают приходить SMS, которые абонент, как говорится, "не заказывал" и совсем не ожидает получить.
Некоторые относятся к таким посланиям философски, некоторые - стирают и забывают, а на кого-то приход подобного сообщения действует, как тряпка на быка.
Между тем, аналитики в разных странах "бьют тревогу" - по их наблюдениям, число рассылаемых по мобильной связи спам-сообщений постоянно растет и в будущем грозит буквально "захлестнуть" абонентов. Дело в том, что все чаще к рассылкам подключаются не только "любители", но и коммерческие организации, а иногда и властные структуры.
Вопиющий случай произошел недавно в Италии. Там массовую спам-рассылку с приглашением сходить на выборы членов Европарламента предприняли все мобильные операторы страны. Скандальную практику немало обсуждали в СМИ.
Негодованию итальянцев не было предела: из-за технических неполадок многие избиратели получили предвыборное послание глубокой ночью. Кроме того, дотошные граждане выяснили, что на рассылку правительство потратило более семи миллионов долларов, взятых из карманов налогоплательщиков.
В России до таких громких случаев пока что не дошло. Может быть потому, что у нас проникновение сотовой связи все же меньше, чем в Европе? Но, во всяком случае, первые ласточки уже полетели - в ряде городов на минувшие выборы абонентов некоторых мобильных сетей все же позвали по SMS.
Самое неприятное во всей этой истории, что не брезгуют спам-рассылками и те, кто, казалось бы, должен стоять на страже своих абонентов - сами операторы, считающие при этом, что они занимаются информированием своих абонентов, например, о новых услугах. На деле, рассылка такого рода информации без выраженного на то заранее согласия клиента и без возможности простым способом в любой момент отказаться от подобного информирования, на наш взгляд является грубым нарушением прав клиента, и вторжением в его личное пространство.
Даже поздравление компанией абонента с Новым годом или днем рождения у привыкшего к этике электронного общения человека чаще всего, ничего, кроме раздражения, вызвать не может.
Мнения и аргументы
Кто-то готов считать приход подобных SMS мелочью. Я же рискну привести пару примеров, которые, на мой взгляд, опровергают такое мнение.
Как-то нахожусь в командировке, иду по улицам Вены и получаю чудное SMS-сообщение, из которого узнаю, что как раз сегодня, на московском Арбате, в магазине N проходит распродажа обуви, а тот, кто предъявит данное SMS-сообщение может рассчитывать на дополнительную скидку. Очень актуально, не правда ли? Подозреваю, что за такую рекламную рассылку кто-то заплатил деньги...
Еще веселее получать отправленное специально в дневное время (чтобы не потревожить вздорных абонентов) спам-сообщение по SMS ночью. Так получается, если в это время находишься в соответствующем часовом поясе, где ночь совпадает с дневным временем пояса, где расположен ваш оператор. Очень весело выглядит приглашение в 3 часа ночи, например, сыграть с оператором в какую-либо веселую SMS-игру, вы не находите?
Можно вспомнить случаи, когда напряженно ждешь прихода важной SMS от коллеги по работе или от любимой женщины (не говорю про "вопрос жизни или смерти", но ситуация должна быть достаточно острой, чтобы почуствовать то, что я имею в виду) и тут приходит ... информация от ... любимого... оператора, - в такой ситуации телефон хочется иной раз запустить в стену.
Между тем, психологи давно подсчитали - если среднестатистический человек работает за компьютером, а ему приходит звонок по телефону, то даже после короткого разговора, человек теряет несколько минут на то, чтобы вновь включиться в деловой ритм, который у него был до звонка. В отношении SMS таких исследований еще никто не провел, однако не нужно быть врачем или психологом, чтобы предположить, что и в этом случае реакция человека будет аналогичной - потеря темпа. Спрашивается, почему отправители спам-SMS посягают на воровство нашего личного времени и внимания?
Наконец, не знаю, как у кого, но в моем аппарате, память, отведенная под хранение SMS, не слишком велика. Если спам-сообщения станут массовой практикой, то придется постоянно тратить время на вычищение их из памяти аппарата, чтобы иметь возможность принять действительно полезное сообщение. Считайте это еще одной мелкой придиркой...
Чего ожидать от операторов?
Операторам я бы посоветовал задуматься... Уверены ли они, что на лояльность абонентов не влияет число рассылаемых ими SMS-сообщений из разряда "не заказано"?
На мой взгляд корректно была бы предусмотреть следующую возможность: всякий раз, получая "информационное" сообщение, абонент должен иметь возможность, отправкой ответного SMS (бесплатно) отказаться от получения подобных сообщений в дальнейшем. Если сознательности и воспитанности у самих операторов на реализацию этой опции не хватает, то, вероятно, потребовать от них соблюдения неписанного информационного этикета должны законодательно, например, инструкцией Минсвязи или абоненты, например, в лице какого-либо общества прав защиты абонентов.
В качестве иллюстрации приведу фрагмент переписки MForum и пресс-службы компании МТС по поводу рассылки спам-сообщений по SMS в московской сети оператора (компания МТС взята лишь для примера, подобной практикой, как известно, грешат и другие компании. Если ваш оператор также замечен в спам-рассылках, просим написать об этом в форуме).
MForum: В последнее время участились случаи рассылки нежелательной рекламы (спама) абонентам МТС.
МТС: "С формулировкой "участились случаи" я бы не согласился. Каждую рассылку надо рассматривать конкретно. Мне ничего неизвестно об успешных попытках спама за последние месяцы".
MForum: Даже абоненты, подключенные по корпоративным тарифам, в последние дни несколько раз (например, 2 раза) получили сообщения, предлагающие сыграть в некую игру "MTS TEAM FORCE с реальным противником". Отправителем сообщения значится МТС. Хотелось бы узнать, насколько сочетается подобная практика навязчивой рекламы с законодательством и с заявлениями МТС о заботе о своих клиентах. Также интересует, как часто могут в дальнейшем приходить подобные сообщения, а главное - может ли абонент сделать что-то, чтобы исключить получение этих и аналогичных спаммерских сообщений?
МТС: "Упомянутое сообщение не является спамом. Эта рассылка осуществлена МТС с целью познакомить абонентов с нашей новой услугой. Поэтому отправителем и значится МТС. Такие сообщения время от времени рассылались в прошлом. В дальнейшем мы намерены совершенствовать нашу систему рассылок, делая ее все более адресной. Также будут вводиться механизмы выборочного отключения определенных категорий рассылок. Если вам что-либо известно о законодательных запретах на распространение подобной информации, пожалуйста, дайте знать".
Очевидно, что взгляды оператора и некоторых из его абонентов по поводу того, что считать "желанием ознакомить абонентов с новой услугой", а что считать "спамом", расходятся. Впрочем, даже если речь идет об "полезной" по мнению оператора, информации, то как быть с нежеланием отдельных абонентов эту "полезную" информацию от оператора получать?!
Оговорюсь, что вероятно, мало кто будет возражать против прихода от оператора информации, например, о том, что на следующий день, например, из-за профилактических работ, не будет работать роуминг или не будут приниматься платежи. Можно представить себе, что не вредно было бы получить оповещение служб спасения или системы гражданской обороны об аварии на химическом заводе, случившейся в зоне действия оператора и о том, что теперь рекомендуется делать абонентам. Такие сообщения я бы назвал "аварийными" - на них понятие "спам", разумеется, не распространяется.
Также, даже для тех абонентов, кто готов получать от оператора сообщения о новых услугах и рекламных акциях, уместно было бы учитывать их текущее местоположение и не мучать спящих в далеких странах роумерах "актуальным" приглашением на распродажу в родном городе.
Странной выглядит и рассылка корпоративным клиентам в рабочее время приглашения поиграть в SMS-игру - учитывая, что большинство корпоративных подключений оплачивает компания, где работает абонент, в этом случае действия оператора кажутся нелояльными уже не только к абоненту, но и к компании-клиенту.
MForum, к сожалению, известно, что законодательного запрета на рассылку оператором мобильной связи спама в России не существует. Ну не поспевает законодательство за новыми технологиями... Нет у нас и законодательного требования не подключать к сети ворованные телефоны, которые идентифицируются по серийному номеру... этим тоже пока пользуются нечистоплотные операторы в погоне за ростом числа абонентов.
Не все операторы готовы предоставлять свои услуги, например, для политической агитации: Игорь Литовченко ("Киевстар"): "Если они (предложения от политиков) и будут поступать,.. вряд ли мы на это согласимся. На сегодняшний день политика наших акционеров - не поддерживать какие-либо политические направления", - подчеркнул Литовченко. Кроме того, по его словам, компания поставила фильтры на все SMS-рассылки, которые идут через Интернет и вся лишняя информация, в том числе связанная с политикой, отсеивается "Киевстар" как "спам".
Начальник отдела по связям с общественностью оператора мобильной сотовой связи UMC Андрей Гундер также утверждает, что его компания расценивает любые информационные сообщения, не являющиеся рабочей информацией от самого оператора, как "спам" и UMC не намерена осуществлять рассылку информационных сообщения для третьей стороны. "Спамом мы никогда не будем заниматься", - сказал Гундер.
Известно нам также и другое - на Западе обсуждения того, как бороться с мобильным спамом, уже начались. Там, как правило, к нарушению прав относятся гораздо серьезнее и за законодательством, вероятно, не заржавеет. А нам, как обычно, придется, наверное, подождать, докатятся ли до нас европейские понятия о том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Федеральная комиссия по связи (США) установила самый поздний срок, когда она должна будет решить что нужно и нужно ли что-нибудь делать вообще со спамом приходящим на мобильные телефоны и другие портативные устройства, подключаемые к Интернету. Члены комиссии единогласно проголосовали за то, чтобы начать сбор общественного мнения о возможных путях урегулирования вопроса. Ожидается, что ситуация должна разрешиться к сентябрю 2004 года. Раздражающие электронные сообщения, приходящие на мобильные телефоны, смартфоны и подключаемые к Интернету дигитайзеры, становятся такой же серьезной проблемой, как и для персональных компьютеров.
В частности ООН в течение ближайших двух лет собирается взять под контроль эпидемию спама. Эта цель будет достигнута за счет стандартизации антиспамерского законодательства, сообщает Associated Press со ссылкой на руководителя австралийского Министерства связи Роберта Хортона. По оценкам ООН ежегодные убытки компьютерных пользователей от спама достигают 25 млрд долларов. Новой проблемой становится переход спамеров в сети мобильной телефонной связи. К примеру, в Японии из 10 спамовых писем 9 поступают в виде текстовых сообщений на мобильные телефоны.
Первый прецедент наказания за массовую рассылку SMS в США произошел в 2002 году. Оператор мобильной связи Verizon Wireless через суд добился запрета рекламы (некая компания разослала 170 тыс SMS-сообщений абонентам Verizon).
В Великобритании требуется запрашивать у абонента разрешения на рассылку рекламных сообщений на мобильные телефоны. С середины декабря прошлого года за нарушение правила полагается штраф от 5 тыс. фунтов.
А пока что, уважаемые абоненты, готовьтесь читать о новых услугах, распродажах обуви, предстоящих выборах и т.д. и т.п. И, в отличие от телевизора, у вас не будет даже возможности "переключиться на другой канал".
Мнения относительно проблемы, поднятой в заметке, предлагаем высказывать в форуме ниже.
© А.Бойко, "Мобильный форум" (использованы материалы "Национальная безопасность", "Новые известия", "Украинские новости", "Известия")
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru
13.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о китайской версии Vivo Y300 5G / MForum.ru
12.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты полные спецификации Google Pixel 9a / MForum.ru
12.12. [Новинки] Это интересно: Vivo создаст новый суббренд в следующем году / MForum.ru