MForum.ru
18.06.2004, "Контекст"
Доходы "Киевстара" и UMC возросли на 80% за год.
Результаты деятельности крупнейших операторов мобильной связи в I квартале текущего года засвидетельствовали дальнейший рост основных финансовых показателей "Киевстара" и UMC. В то же время рынок постепенно насыщается, о чем свидетельствует снижение доходов операторов из расчета на одного абонента. Несмотря на то, что по многим показателям, в том числе, по росту абонентской базы, лидерство на рынке принадлежит UMC, рентабельность "Киевстара" все же превышает аналогичный показатель конкурента.
Еще в апреле внимание Антимонопольного комитета (АМК) привлекли финансовые показатели крупнейших отечественных операторов мобильной связи "Киевстар" и UMC. Основываясь на данных о результатах деятельности компаний за прошлый год, представители АМК пришли к выводу, что монополизации данного рынка - возможна. Постоянно растущая абонентская сеть компаний, высокие доходы и не менее высокая рентабельность стали поводом для разработки рекомендаций по снижению тарифов на услуги, которые комитет направил "Киевстару", и UMC.
Подтверждением существования потенциала у компаний для удешевления стоимости мобильной связи являются и результаты деятельности мобильных операторов в 1 квартале текущего года. По итогам 1 квартала 2004 года UMC получила чистую прибыль по US GAAP в размере $42,8 млн., что в 2,3 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Выручка UMC, по данным отчета "материнской" МТС, за этот период возросла на 80% - до $154,8 млн. Аналогичные темпы прироста чистой реализации продемонстрировал и основной конкурент UMC - "Киевстар". Выручка компании составила $119,73 млн. При этом ее чистая прибыль увеличилась втрое по сравнению с 1 кварталом 2003 года - до $41 млн.
Продолжала расширяться и абонентская база. Более динамичные темпы прироста показала абонентская сеть UMC, увеличившаяся по сравнению с концом прошлого года на 15%, до 3,85 млн. чел. В то же время, рост абонентов "Киевстара" несколько замедлился и составил лишь 6%, что произошло за счет ужесточения конкуренции в сегменте pre-paid. В конце марта компания обслуживала 3,22 млн. абонентов, что на 16% ниже соответствующего показателя UMC. Таким образом, более агрессивная маркетинговая стратегия "дочки" МТС продолжает приносить свои плоды, и компания постепенно отвоевывает рынок у "Киевстара". Оператор потерял 5% рынка по сравнению с 4 кварталом прошлого года, вследствие чего его доля на рынке мобильной связи сократилась до 45%.
Продолжает сокращаться и средняя ежемесячная выручка мобильных операторов в расчете на одного абонента (ARPU). Если сравнивать ARPU "Киевстара" в I квартале текущего года с IV кварталом прошлого года, то этот показатель сократился на 8%, до $12,5. Аналогичная ситуация наблюдается и у UMC. Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента в 1 квартале уменьшилась до $14 по сравнению с $15,4 в 4 квартале 2003 года. "Это снижение является результатом переориентации абонентов на предоплаченные тарифные планы и снижением уровня тарифов в конце 2003 года", - отмечают в МТС. А средний ежемесячный трафик (AMPU) для UMC снизился с 114 минут в четвертом квартале 2003 года до 111 минут в первом квартале 2004 года.
Одновременно со снижением трафика, уменьшились и затраты компании на привлечение одного абонента (SAC). В 1 квартале 2004 года SAC уменьшился на 3,8% и составил $25. Этому во многом способствовало сокращение расходов на привлечение абонентов массового рынка и растущей экономии на масштабе.
Что касается рентабельности "Киевстара" и UMC, то она по-прежнему превышает показатель операторов стран Восточной Европы. Если в 4 квартале прошлого года рентабельность (OIBDA/доходы) для материнской компании "MTC" составила 53,7%, то по итогам 1 квартала текущего года она выросла до 54,5%. Между тем, отношение EBITDA к доходам "Киевстара" в 1 квартал 2004 года снизилось до 60,6% по сравнению с 63,3% в 4 квартала прошлого года.
Оператор | EBITDA, $, млн | EBITDA/Доходы, % |
"Киевстар" (Украина) | 72.5 | 60.6 |
МТС (Россия, консолидировано по группе) | 440.7 | 54.5 |
"ВымпелКом" (Россия) | 202 | 48.4 |
Telenor (Норвегия) | 404.3 | 39 |
DiGi Com (Малайзия) | 61.2 | 45.3 |
Pannon GSM (Венгрия) | 79.8 | 39.6 |
Era GSM (Польша) | 134.7 | 36.7 |
Для МТС и "ВымпелКома" использован показатель OIBDA/доходы. Таким образом, учитывая высокую рентабельность лидеров мобильной связи на отечественном рынке, есть все основания полагать о существовании потенциальных возможностей у компаний сделать мобильную связь доступней, уменьшив тарифы на услуги. Однако, как отметил эксперт Dragon Capital Андрей Дмитренко, говорить о том, что компании пользуются своим положением на рынке, удерживая цены неправильно, поскольку конкуренция между ними присутствует, причем достаточно агрессивная. "Поэтому вмешательство государства в этом случае излишне", - подчеркивает эксперт.
Впрочем, некоторое снижение стоимости услуг сотовой связи уже произошло. Напомним, "Киевстар" в начале апреля снизил тарифы на исходящие звонки абонентам prepaid-сегмента до 0,80 грн. в пределах Украины, на другие мобильные операторы - 1,90 грн. В то же время в конце апреля основной конкурент "Киевстара" UMC также ввел новые тарифные пакеты на предоплаченные услуги мобильной связи (Sim-Sim). По словам генерального директора UMC Эрика Франке, в среднем стоимость услуг снизилась на 25%. Впрочем, какое влияние может оказать снижение тарифов на рентабельность деятельности мобильных операторов, покажет следующий квартал. "Выбор для компаний состоит между быстрым ростом абонентской базы, или более низким ARPU", - считает Андрей Дмитренко.
© Елена Струк, «Контекст»
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru