MForum.ru
16.06.2004, "Деловая столица"
Рынок всякого рода сервисов на основе SMS-технологий продолжает расти чрезвычайно высокими темпами. Услуга, активное продвижение которой началось, по сути, только в прошлом году, привлекает все большее количество абонентов. На фоне роста рынок приобретает традиционные для «развитых» стран очертания — львиную долю сервисов предлагают контент-провайдеры, которые делят доходы с операторами мобильной связи.
Победная поступь
Темпы роста данного сегмента могут вызвать зависть у многих бизнесменов. Если в 2002 г. абоненты мобильной связи за различные дополнительные сервисы заплатили менее $1 млн, то в прошлом эта цифра уже превысила $5 млн. К концу нынешнего года участники рынка ожидают увеличения его объемов до $18–20 млн. По словам директора компании «Нью Миллениум Инвестмент» (торговая марка Jump, SMS-проекты на каналах СТБ, ICTV, M1) Игоря Шрайбмана, на SMS-услуги приходится порядка 60–70% дополнительных сервисов для абонентов мобильной связи. Генеральный директор компании Sibius Ukraine (наиболее раскрученный продукт — SMS-флирт, в сети UMC работает под брэндом UMC-знакомства, интерактивные услуги с каналом М1 и радио «ЕвропаПлюс») Кирилл Гороховский оценивает ближайшие перспективы рынка еще более оптимистично: он считает, что объем только SMS-услуг в текущем году достигнет $20 млн.
При этом рынок начал активно развиваться только в начале 2003-го. До этого мобильщики проводили различные SMS-акции своими силами. Первой ласточкой стал проведенный UMC «Первый миллион». Компания предложила своим клиентам прислать сообщение на тему привлечения под знамена UMC миллиона абонентов. В мероприятии приняли участие 38 тыс. человек, которые прислали 240 тыс. сообщений. «Киевстар» в свою очередь провел несколько SMS-акций, предлагая угадать количество своих абонентов. Но настоящие деньги пошли на рынок после того, как национальные операторы открыли доступ в свои сети сторонним контент-провайдерам. В этом случае оператор предоставляет транспортную сеть для контент-услуг, выполняет тарификацию запросов, предлагает консультационную поддержку. Контент-провайдеры разрабатывают идею сервисов, планируют и проводят маркетинговые кампании, организуют службу поддержки клиентов. Впрочем, операторы также не остаются в стороне и самостоятельно предлагают клиентам новые услуги. В р езультате рынок растет вышеозначенными темпами.
В принципе, основная причина столь бурного роста данного сегмента вполне очевидна — процесс выгоден всем участникам. Контент-провайдеры зарабатывают на предоставлении разработанных услуг, оператор получает хороший объем высокооплачиваемого SMS-трафика. Да и порог вхождения в рынок сравнительно невелик. По словам директора по развитию компании Entry (поставщик серверов) Сергея Толокунского, на начальном этапе организация технической базы, достаточной для обработки нескольких десятков тысяч сообщений в час, обойдется приблизительно в $6 тыс. Высокая доходность при сравнительно невысоком пороге вхождения привлекли довольно много компаний. На сегодняшний день SMS-пирог с операторами делят более 30 контент-провайдеров. Среди наиболее известных, работающих на украинском рынке больше года, менеджер новых продуктов UMC Оксана Соболь отмечает такие компании и торговые марки, как Beeper, Jump, Mobilemania, Point Com, «Евроинформ», Sibius и др. Генеральный директор компании Celline (SMS -прогнозы результатов итальянского чемпионата по футболу и Лиги чемпионов, проект B-Com) Максим Диненберг считает, что, несмотря на невысокий порог вхождения в рынок, говорить о его перенасыщении пока не приходится.
Любимые услуги
Наибольший интерес клиентов и, следовательно, самые большие деньги на сегодняшний день приносят разнообразные средства персонализации телефонов — мелодии и логотипы. За ними, по мнению Игоря Шрайбмана из «Нью Миллениум Инвестмент», следуют SMS-игры и коммуникационные сервисы (SMS-чаты, SMS-знакомства), информационные услуги, как-то: справки, новости, погода, афиша, курсы валют и пр. Неплохим спросом пользуются викторины, «угадайки» и другие подобные акции. Постепенно набирает обороты оплата товаров и услуг через SMS. Кирилл Гороховский из Sibius Ukraine считает, что на мелодии и логотипы приходится около 50% рынка, 10% — совместные с телеканалами интерактивные голосования и викторины, 5–7% доходов приносят знакомства, примерно по 5% — информационные услуги и SMS-игры. Приблизительно в таких же пропорциях ранжируют SMS-сервисы и представители UMC.
Впрочем, в последнее время рынок достаточно активно уходит в сторону интерактивных услуг. Все большую популярность приобретают те из них, которые позволяют заказать поздравление или музыкальный клип на теле- и радиоканалах, участвовать в конкурсах и розыгрышах, общаться с ведущими и гостями в студии. Это объясняется тем, что наиболее привлекательный на сегодняшний день сегмент — мелодии и логотипы — уже близок к насыщению. Тем более что как старые, так и новые провайдеры используют одни и те же медиаканалы. Интерактивные акции намного сложнее музыкально-логотипного бизнеса. Поэтому этот сегмент в ближайшее время сможет принять в свои ряды достаточное количество провайдеров.
Надо делиться
Ситуацию со взаимоотношениями провайдер/оператор специалисты по понятным причинам комментируют не очень охотно. По словам директора компании «Днепртелеком» (Mobilemania) Виктора Андреева, в Украине пока нет общих принципов взаимодействия провайдера с оператором: ни технических, ни финансовых. «Цивилизованный оператор предлагает больше свободы, требует больше вкладывать в развитие сервиса и, соответственно, легче делится доходом. Не совсем цивилизованный отбирает свою половину и дальше — хоть трава не расти: никаких новшеств — корпоративная политика. Некоторые наши операторы как-то пытаются применять разработанные за рубежом принципы взаимодействия, другие стоят на своих схемах, утверждая, что это лучшее в мире решение», — сказал г-н Андреев.
Игорь Шрайбман говорит, что базовая схема взаимодействия провайдера и оператора очень проста — доходы делятся поровну. Но нередки существенные отклонения, особенно когда в проекте участвуют несколько партнеров (телеканалы, радиостанции и пр.). «Несмотря на то что львиная доля взносов сторон в совместный проект носит нематериальный характер, их необходимо учитывать. Провайдер предлагает идею, осуществляет ее техническую реализацию. Канал предоставляет медиаресурс, а без рекламной поддержки акция обречена на провал. Кроме того, чтобы услуга была успешна, нужен неплохой призовой фонд, а для этого необходимо привлечь хорошего спонсора», — говорит Максим Диненберг из Celline.
Светлое будущее
Абсолютно все опрошенные «ДС» участники рынка считают, что в ближайшей перспективе он будет расти такими же бурными темпами, как в этом году. При этом они опираются как на свои ожидания, так и на зарубежный опыт. В странах Западной Европы, где уровень проникновения мобильной связи достигает 70–80%, доля контент-услуг в общем объеме непереговорных доходов операторов мобильной связи (WAP, голосовые услуги, Java, SMS) доходит до 17%, в Украине, по оценке Максима Диненберга, до конца года она приблизится к 1,5%.
«Рынок контент-услуг, конечно же, будет развиваться из года в год как вширь (количество провайдеров), так и вглубь (число пользователей и частота использования сервисов). Первое станет регулировать рынок, провайдеры будут приходить и уходить, понимая, что это совсем не легкий кусок хлеба. Второе же зависит в основном от общей экономической ситуации в стране (количество пользователей мобильной связи и их потенциальные финансовые возможности). Например, в России затраты одного абонента в год на контент-услуги в 3–3,5 раза выше, чем в Украине», — говорит Игорь Шрайбман. При этом он уверен, что рынок будет двигаться в сторону специализации — провайдеры перестанут бросаться на все, что видят, а займут свои ниши. Часть из них станет заниматься контентом, часть — инфраструктурными услугами.
© "Деловая столица"
Список контент-провайдеров смотрите в справочном разделе MForum
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru