Кафедра MForum: Шагит Резников: Новые технологические услуги для сетей 3G

MForum.ru

Кафедра MForum: Шагит Резников: Новые технологические услуги для сетей 3G

14.06.2004, MForum.ru

Один из докладов, на состоявшейся недавно международной конференции Wireless Russia, был посвящен вопросу внедрения услуг, основанных на предоставлении контента, в сетях 3G. Актуальная тема привлекла внимание известного специалиста в области передовых услуг на сетях 3G, Шагита Резникова. Корреспондент MForum подготовил для вас реферат доклада, который мы публикуем с любезного разрешения автора.


Шагит Тимофеевич Резников знает как следует внедрять новые технологические услуги для сетей 3G

Бизнес-модель на сетях связи 3G существенно отличается от той, что используется сейчас на сетях 2/2.5G.

Бизнес-модель сетей связи 3G

Принципиальным отличием является то, что по целому ряду услуг, контентных услуг, необходимо иметь поддержку компаний-поставщиков контента. Если посмотреть даже названия, то в публикациях 3GPP сам оператор 3G называется контент-провайдером. Принято считать, что в бизнесе 3G работает три стороны: некии компании - "поставщики контента", оператор и абоненты.

Схема реализации услуг

На картинке, в свое время предложенной компанией Siemens, показан некий UMTS-сендвич, где внизу находится инфраструктура сети 3G, приложения, которые позволят оказывать абонентам те или иные виды услуг, мобильные устройства, а верх занимает тот перечень услуг, который, как ожидается, будет востребован абонентами сетей 3G. Между двумя этими слоями находится третий. На слайде он показан достаточно "толстым", тогда как в России, на практике, к сожалению, пока что остается очень тонким. Это те компании, которые, собственно, будут готовить этот контент, его агрегатировать, обновлять, изменять и т.д. и т.п. Вероятно, эти люди должны не только его готовить, но и определять, какой, собственно, контент нужен на рынке - это та часть бизнеса, которой оператор 3G должен будет поделиться с поставщиками контента. И опыт созданных компаний 3G доказывает, что по целому ряду услуг роль поставщика контента является определяющей.

Структура Концепции формирования рынка услуг связи третьего поколения в Российской Федерации

В понимании всего этого в Ассоциации 3G была создана рабочая группа, которая занималась разработкой концепции формирования рынка услуг на сетях 3G. Концепция была разработана и включила в себя следующие важные моменты. Определялся очень небольшой перечень услуг, которые должны быть записаны в обязательной части лицензии. Предполагалось, что лицензии будут выдаваться не на частотный диапазон, а на оказание услуг связи. Предполагалось, что в лицензию будет записан некий "джентельменский набор" услуг: голосовая телефония, экстренные вызовы, высокоскоростная передача данных, MMS, SMS, факсы. Все остальные, без исключения виды услуг - это свободное поле для деятельности оператора, для конкуренции, для того, чтобы показать абонентам операторское мастерство - предложить те виды услуг, которые востребованы на рынке. В итоге в выигрыше окажется тот оператор, который сумеет предложить тот набор услуг, которые будут более востребованы на рынке.

Вторая часть предусматривала новый статус взаимоотношений между оператором и поставщиками контента. Идея сводилась к тому, чтобы еще на раннем этапе, т.е. в сетях 2G-2.5G организовать некий удобный интерфейс для поставщиков контента, чтобы уже сейчас сформировалось большое число поставщиков контента, которых затем можно было бы использовать и при развертывании и эксплуатации сетей связи 3G.

Эта концепция трижды рассматривалась на заседания НТО Минсвязи РФ, предполагается, что она будет рассмотрена уже в доработанном варианте на Коллегии МС РФ.

Услуги, которые будут предоставляться на сетях 3G можно условно разбить на два больших блока:

  • услуги, реализуемые аппаратно-программными методами - АПС  (высокоскоростная передача данных, мобильный доступ в сеть интернет, голосовая почта...)

  • контентные услуги (новости, курс валюты, погода, гороскопы, анекдоты и т.п.)

Услуги, реализуемые программно-аппаратными средствами не требуют участия провайдеров контента и реализуются, как правило, на стандартных интерфейсах. Мы уверены, что реализация подобных услуг не вызовет никаких проблем у операторов 3G, поскольку в их реализации накоплен богатый опыт в сетях 2-2.5G.

Контентные услуги создаются и поддерживаются поставщиками контента. Хотелось бы обратить особое внимание на слово "поддерживается". Дело в том, что те услуги, которые будут оказывать поставщики контента, должны быть "свеженькими", сеть оператора, в данном случае, будет использоваться как удобная среда для доставки этого контента к абоненту.

Реализация этого вида услуг вызовет больше всего проблем. Сразу же возникнут проблемы копирайта, взаиморасчетов, различные юридические проблемы... проблем будет много, останавливаться на них подробно сейчас не буду.

Оператор связи 3G будут использовать широкий спектр мобильных приложений. Приложения можно разделить на следующие категории:

  • Коммуникационно-ориентированные - обеспечивают взаимодействие «абонент-абонент» через сеть 3G.
  • Транзакционно-ориентированные - обеспечивают финансовые и монетарные транзакции, платежи использующие ресурсы сети 3G.
  • Контент ориентированные - обеспечивают доставку контента через сеть 3G.

Несколько слов о том, какой перечень услуг, может быть востребован на сетях 3G - мобильные новости, мобильная транспортная информация, мобильные финансово-информационные услуги, интерактивный доступ, мобильные игры он-лайн и оффлайн, мобильная музыка, мобильные знакомства.

Между тем, таких компаний, которые должны этот сендвич наполнять, чрезвычайно мало, их менее 100. Нельзя не отметить, что с 2001 года их число выросло почти в три раза, однако для России это недостаточно. В Японии число поставщиков контента уже приближается к 50.000, в Центральной Европе - 1.500-2.000. Есть еще одна позитивная тенденция, если поначалу контент-провайдеры были сосредоточены почти исключительно в Москве и С.Петербурге, то сейчас они появились и в Ульяновске, и в Самаре, в Омске, Краснодаре и Новосибирске, но в любом случае их катастрофически мало. Между тем, именно региональные компании зачастую обладают самым востребованным "местным" контентом.

Сегодня многие операторы просто не владеют спецификой работы с контентом. Между тем, методика работы с контентом - это ключевое умение, требующееся от оператора сети 3G, ключевой момент развития его бизнеса.

Основная проблема поставщиков, о чем можно сказать честно, связана с тем, что до недавнего времени практически все операторы работали со своими "придворными" компаниями и каким-то новым компаниям, малоизвестным компаниям, которые могли бы привнести очень интересные идеи новых, перспективных услуг, "пробиться" к грандам сотового рынка было очень трудно, если не невозможно. Но сейчас ситуация существенным образом меняется. Итого прежнего подхода - ничтожное число поставщиков контента в России.

Для выхода из создавшейся ситуации следует решить два вопроса - максимально упростить процедуру присоединения контент-провайдера к оператору, сделать простой и понятной процедуру взаиморасчетов между поставщиком контента и оператором.

И главное - исключить ситуацию, когда некоторая малая группа в руководстве оператора или "придворный" контент-провайдер пытаются определять что, собственно, нужно предлагать рынку. Напротив, это рынок должен определять, что ему нужно. Такой подход, как мы ожидаем, позволит быстро увеличить число поставщиков контента, создать конкурентную среду и, как следствие, предложить абонентам широкий выбор услуг.

Качественный и востребованный массовым рынком контент обеспечит коммерческий успех сетям 3G. Создание конкуренции между поставщиками контента - это, на наш взгляд, путь к большому и качественному набору услуг. Реализация предложенной вашему вниманию Концепции, как ожидается, позволит снять ряд проблем, которые могут возникнуть при развертывании сетей 3G. И последнее, - неясность со сроками и условиями выдачи лицензий 3G только усложняет проблему.

MForum об авторе: Шагит Тимофеевич Резников - руководитель рабочей группы Ассоциации 3G по продвижению услуг связи 3G, директор по новым услугам ОАО «МГТС».
Родился 15.02.1952 в Сочи. С 1969 по 1975 - студент московского авиационно-технологического института им.К.Э.Циолковского, 1975-1986 - московский научно-исследовательский телевизионный институт (инженер, старший инженер, ведущий инженер, начальник лаборатории), 1986-1990 - Министерство промышленности средств связи, Минсвязи СССР (начальник отдела, зам.начальника главного управления научно-технического развития), 1990-1994 - Ассоциация ВАРТелеком, технический директор, 1994-2004 - ОАО "МТС" (директор службы эксплуатации, директор службы новых технологий и услуг). 9 авторских свидетельств, 40 публикаций.

© записал А.Бойко, «Мобильный форум»

Также по теме: список контент-провайдеров РФ в справочном разделе MForum.ru

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 1 ms, lookup=0 ms, find=1 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru

27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru

26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru

25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru

25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru

24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru

24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru

20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru

20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru

19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru

19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru

17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru

16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru

16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru