MForum.ru
09.04.2004, "Стандарт"
Около двух десятков отечественных компаний и десяток иностранных делают свою игру на российском рынке ПО для телекоммуникаций. В данном случае речь не о программировании АТС, а о ПО для осуществления бизнес-процессов компаний: системы управления и поддержки операций (OSS), биллинг, системы мониторинга сигнализаций, системы управления сетевыми и информационными ресурсами, системы дополнительных сервисов для абонентов.
Конкуренция на рынке услуг связи во многих секторах рынка переходит в новое качество - клиенты уже разобраны, а борьба идет за их переманивание новыми услугами и лучшим качеством. Кроме того, компании начали бороться за повышение эффективности своего бизнеса. Каждый день появляются новые услуги и технологии, операторы растут и им требуются все более мощные и быстро модернизируемые системы. Все это заметно оживляет рынок. Теперь даже многолетнее сотрудничество оператора с поставщиком информационной системы, не гарантирует, что завтра оператор не выберет более удачное решение другого разработчика. Кроме того, лавина сделок по переделу собственности, прокатившаяся в 2003 году, может отозваться внедрением единых и более мощных систем. Первым в этом направлении начал двигаться самый крупный российский собственник – "Связьинвест", который объявил тендер на поставку биллинга для межрегиональных компаний связи (МРК).
Вторжение
О повышенном интересе западных разработчиков к российским операторам стало отчетливо понятно на прошлогодней выставке в Женеве. Другой реакции ожидать было трудно, когда во всем мире телекоммуникационная отрасль находится в состоянии стагнации, а в России идет бешеный рост абонентских баз сотовых операторов, значительный передел собственности и активная модернизация сетей фиксированной связи.
Самое свежее подтверждение тому - в феврале 2004 года один из крупнейших мировых производителей телекоммуникационного оборудования – израильская корпорация Comverse – открыла в Москве российское представительство. Главный исполнительный директор Comverse Зеев Брегман заявил, что этим шагом Comverse, подчеркивает свое стремление к сотрудничеству с российскими операторами и активизацию деятельности в России. В настоящее время Comverse – один из лидеров в производстве и сопровождении систем для расширения сервисных услуг операторов сотовой связи. По некоторым оценкам, в этом сегменте бизнеса Comverse уже завоевала около 60% мирового рынка, а объем продаж компании Comverse превысил $2 млрд. Интеллектуальные системы Comverse функционируют у Deutsche Telecom, DeTeMobil, Vodafone, AT&T, British Telecom, а также в сетях нескольких десятков других операторов. В России Comverse почти десять лет работала через местного партнера - столичную компанию "А.Рустел".
Еще один гигант индустрии – американский Convergys с оборотом в 2002 году около $2,3 млрд. и 50 000 сотрудниками – проявился на Российском рынке в конце 2003 года - он появился в списке участников тендера "Связьинвеста". Телекоммуникационный холдинг выбирает поставщика биллинговых систем для МРК. До этого тендера компания бизнеса в России не вела. Еще два участника тендера – Amdocs и CSG (бывшая Kenan Systems, до марта 2002 года входившая в Lucent Technologies).
Американская компания Amdocs уже имеет опыт больших контрактов в России – в январе она завершила внедрение биллинговой системы в общероссийской сети оператора сотовой связи ОАО "ВымпелКом". Проект предусматривал перевод более 2,5 млн. абонентов "ВымпелКома" из собственной системы расчетов на интегрированную платформу по обслуживанию клиентов компании Amdocs. Переход на единую биллинговую систему позволит "ВымпелКому" обеспечить комплексное централизованное обслуживание более чем 10 млн. контрактных абонентов и абонентов системы предоплаты в 52 регионах России. В 2002 году биллинговая система Amdocs была первоначально внедрена в московской сети "ВымпелКома". А в августе 2003 года было сообщено о внедрении системы Amdocs Clarify CRM в компании "МегаФон". Система управления отношений с клиентами (CRM) будет внедрена на всей территории действия сети "МегаФон" в России и позволит эффективно управлять процессами абонентского обслуживания. Первым этапом реализации проекта станет установка системы Amdocs Clarify CRM для московской сети "МегаФон" - ЗАО "Соник Дуо".
В августе 2003 года стало понятно, кто будет пожинать лавры при создании объединенного цифрового оператора холдинга "Системы Телеком" - американский поставщик OSS систем NetCracker. Первым из операторов с западным производителем заключил соглашение "Комстар", начавший работу с разработчиком еще за год до этого. В процессе совместной работы из портфеля системных решений OSS NetCracker были выбраны два основных - NetCracker Inventory Management и NetCracker Outside Plant. Оба реализуют задачу инвентаризации: первое - всех устройств, расположенных в сетевых узлах компании, второе - всех внешних или распределенных активов на территории работы оператора, таких как оптические и медные кабели, терминальные устройства и других. В декабре 2003 года отношения с NetCracker оформила и компания "МТУ-Информ", а в феврале 2004 года и "МГТС".
Кроме того, продвижением NetCracker на российском рынке занялся системный интегратор INLINE Technologies, имеющий собственную разработку – биллинг "Билл-Мастер".
В августе 2003 года английская Intec Telecom Systems (разработчик OSS для телекоммуникационных компаний, 500 инсталляций по всему миру, около 500 сотрудников, годовой оборот около $50 млн.) – осуществила первый проект в России - контракт на поставку "ВымпелКому" ПО InterconnecT - клирингового центра взаиморасчетов по услугам роуминга между операторами.
Совсем близко к российскому рынку подошел еще один западный поставщик – польская ComArch (1000 сотрудников и $17 млн продаж в первой половине 2003 года). В декабре прошлого года было объявлено, что украинский оператор мобильной связи UMC, принадлежащий на 100% МТС, выбрал OSS и биллинг от ComArch, хотя можно было предположить, что оператор выберет решение поставщика МТС (CBOSS).
Правда, то, что компания западная еще не гарантирует ей успех на рынке. Случается, что спустя годы, после открытия представительства они так и не играют заметной роли на рынке. Так Protek, купивший российского разработчика Flagship Telesystems после неудачной попытки внедрить в московском "ВымпелКоме" биллинговую систему Flagship поставил свою продукцию в нескольких региональных компаниях, причем некоторые из них таки работают под знаком "ВымпелКома": "Даль Телеком Интернэшнл" (204 тысячи абонентов) и "Экстел" (117 тысяч абонентов). Встречаются и более терпеливые компании, так в 2002 году в Москве была создана компания "Формула Телеком" - российское отделение израильской компании Formula Telecom Solution - поставщика систем конвергентного Prepaid и Postpaid биллинга, CRM, автоматизированного выполнения заказов (OMS), управления ресурсами, EBPP- и Call-центров, а также других программно-аппаратных решений для операторов фиксированной, мобильной и Next-Gen связи. До настоящего времени ни одной инсталляции компания на территории России не осуществила.
Ответный удар
Половина из опрошенных редакцией "Стандарта" российских разработчиков в первой тройке направлений для дальнейшего роста бизнеса указали расширение рынка сбыта за счет новых клиентов за рубежом. Здесь Ассоциация CBOSS (оборот в 2002 году около $55 млн., на февраль 2004 года более 40 продуктов и 703 инсталляции) – самая заметная. Уже в этом году российский разработчик объявил о контрактах: в январе с норвежским оператором Teletopia Mobile Communications, в феврале с иорданским оператором New Generation Telecom. Ранее компания заключила контракт с оператором связи Lao Asia Telecom в Лаосе. А во второй половине февраля компания объявила о покупке у финской компании Fujitsu Services бизнеса по разработке, продвижению и поддержке продукта rtBilling (система предоставления предоплаченных услуг в реальном времени) и получила сеть клиентов по всему миру, у которых установлен этот продукт (см. новости в начале этого номера журнала). Теперь компания заявляет, что ее клиенты - 134 компании в 18 странах на 4 континентах.
Готовятся к выходу на западных заказчиков и другие производители, например, продукт российского системного интегратора INLINE Technologies - "Билл-Мастер" - в феврале 2004 года был полностью переведен на английский язык.
Ориентируется на западный рынок и один из лидеров среди российских разработчиков – "Беркут" (20 продуктов, 350 инсталляций, 250 сотрудников), но при этом компания не останавливается в освоении российских операторов.
Однако, есть российские компании, которые активно работают на рынке не оборачиваясь на западных заказчиков. Одна из самых заметных - екатеринбургская компания "Восточный Ветер" (20 продуктов, 60 инсталляций, 94 сотрудника). Представители компании поставили на первые места такие возможности для роста, как новые заказчики в России и СНГ, увеличение числа продуктов и выход на новые сектора телекоммуникационного рынка. За декабрь 2003 года и январь-февраль 2004 года компания объявила о: подписании с таджикским оператором сотовой связи стандарта GSM "Вавилон-Мобайл" контракта на поставку платформы поддержки инфраструктуры бизнеса и предоставления услуг связи EastWind Billing & Customer Care, расширении EastWind SMSC и внедрение EastWind USSD в компании "Пенза GSM", начале работы продуктов EastWind SMSC и EastWind USSD в сети оператора "Вавилон-Мобайл", начале работы Центра вспомогательной передачи данных EastWind USSD в компании "Астрахань GSM", подписании договора с узбекским оператором сотовой связи стандарта CDMA-800 Perfectum Mobile на поставку центра коротких сообщений EastWind SMSC.
Продолжают появляться все новые продукты, призванные обслуживать бизнес операторов, так в начале 2004 г. "Петер-Сервис" (5 продуктов, 30 инсталляций, 200 сотрудников) посчитав, что доходы, которые операторы получают от пропуска трафика партнеров через свои сети могут быть сравнимы с доходами, которые они получают от обслуживания абонентов, первым сертифицировал промышленную версию автономной системы, предназначенной исключительно для поддержки взаиморасчетов между участниками рынка телекоммуникаций. В настоящее время система работает у ряда общенациональных российских операторов, таких как "Ростелеком", МТС, "МегаФон". Она установлена также и у крупных операторов в Санкт-Петербурге: ПТС и ПТТ.
Компания "Рексофт" (143 сотрудника) известная как поставщик биллинговых систем для предприятий и операторов "Барсум", представила в 2003 году "Барсум Call Center" и "Барсум Wi-Fi" - комплексную систему биллинга и контроля доступа для сетей Wi-Fi. Система предназначена для автоматизации расчетов и управления услугами беспроводного широкополосного доступа в Интернет в гостиницах, аэропортах, вокзалах, кафе и других общественных местах.
Несмотря на высокую конкуренцию растущий рынок позволяет выходить на него новым компаниям. Так в 2003 году о себе, как производителе систем для операторов связи заявила компания NAUMEN из Екатеринбурга (74 специалиста). Компания вышла на рынок с интегрированной информационной системой для операторов связи NauTel. Ее клиентами уже стали такие операторы как "МИГ-телеком" и "Зебра Телеком". В результате реализованного совместного проекта операторская служба компании “Зебра Телеком” теперь функционирует на основе Call-центра NauPhone со встроенной IP-ATC, который является полностью программным решением, созданным на основе технологий IP-телефонии. Столичный интернет-провайдер "Миг Телеком" внедряет у себя систему NauTel для автоматизации бизнес-процессов. До сих пор компания использовала для этих целей собственную разработку. NauTel позволит автоматизировать управление основными составляющими операторского бизнеса: продажей услуг, поддержкой эксплуатации услуг, развитием рабочей сети и др. "Миг-Телеком", автоматизирует, в частности, деятельность Call-центра, службы технической поддержки, управления продажами и внедряет у себя систему электронного документооборота.
Судя по всему, ближайший год обещает наблюдателям множество интересных событий на рынке систем биллинга, обслуживания абонентов, систем управления сетью и сетевой инвентаризации. Не смотря на приход мировых лидеров, не последнюю роль по прежнему будут играть российские разработчики, которые уже научились создавать системы и для крупномасштабных сетей, но и не брезгуют работать с начинающими операторами.
© Константин Киселев, "Стандарт", февраль 2004 года
25.11. [Новинки] Анонсы: Представлен Vivo Y300 5G с 50-мегапиксельной основной камерой / MForum.ru
25.11. [Новинки] Слухи: Moto G 5G (2025) замечен на рендерах / MForum.ru
22.11. [Новинки] Слухи: Google отменила Pixel Tablet 2, а не Pixel Tablet 3 / MForum.ru
22.11. [Новинки] Анонсы: Nubia Z70 Ultra дебютирвал с SD 8 Elite и 35-миллиметровой основной камерой с переменной апертурой / MForum.ru
21.11. [Новинки] Анонсы: Oppo Find X8 и X8 Pro выходят на глобальный рынок / MForum.ru
21.11. [Новинки] Слухи: Google отменяет Pixel Tablet 3 / MForum.ru
20.11. [Новинки] Слухи: Reno 13 и Reno 13 Pro замечены в Geekbench / MForum.ru
20.11. [Новинки] Слухи: Nubia Z70 Ultra с впечатляющей камерой представят 21 ноября / MForum.ru
19.11. [Новинки] Анонсы: Представлен ZTE Blade V70 с основной камерой 108 МП и аналогом Dynamic Island / MForum.ru
19.11. [Новинки] Слухи: HMD Icon Flip 1 готовится к анонсу / MForum.ru
18.11. [Новинки] Слухи: Samsung Galaxy A36 получит улучшенную фронтальную камеру / MForum.ru
18.11. [Новинки] Слухи: Vivo Y300 5G появился на «живых» фото / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Стали известные некоторые спецификации Realme C75 / MForum.ru
15.11. [Новинки] Слухи: Realme Narzo 70 Curve готовится к анонсу / MForum.ru
14.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nubia Red Magix 10 Pro и 10 Pro+ с SD 8 Elite и огромными батареями / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Vivo X200 и X200 Pro готовятся к глобальному релизу / MForum.ru
13.11. [Новинки] Слухи: Стали известны основные характеристики и особенности серии iQOO Neo10 / MForum.ru
12.11. [Новинки] Анонсы: Red Magic 10 позирует на рендерах / MForum.ru
11.11. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad 11.5 (2024) представлен официально / MForum.ru
11.11. [Новинки] Слухи: Samsung выпустит Galaxy S25 Slim в 2025 апреле года / MForum.ru