MForum.ru
22.01.2004, МФ
Пресс-конференция CBOSS по-поводу подписания контракта с норвежским оператором GSM - Teletopia Mobile Communications AS (МФ, 2004-01-22), как лучем прожектора высветила некоторые тенденции, которые исподволь вызревали на российском телекоммункационном рынке.
Во-первых, окончательно стало ясно, что российский рынок телекоммуникаций, по сути, не может считаться рынком в его традиционном представлении. В выступлениях руководства CBOSS, не раз и не два, проскакивало лишь слегка завуалированное разочарование. Во-первых, такое разочарование вызвано тем, что все чаще, так называемые "тендеры", которые проводят операторы связи с целью выбрать оборудование или решения для строительства и развития своих сетей, становятся лишь ширмой, назначение которой - скрыть предрешенный выбор поставщика, который зачастую делается отнюдь не по соображениям финансовой эффективности или технологического совершенства. Во-вторых, нередко проводятся и "закрытые тендеры", выбор участников для которых и вовсе сложно объяснить какими-либо рыночными механизмами. В качестве примера подобного называют тендер, проведение которого завершают дочерние компании "Связьинвеста". На этот тендер сочли ненужным пригласить крупнейшего российского поставщика IT-решений - "Ассоциацию CBOSS", но позвали варягов с едва ли не на порядок более затратными решениями.
В пользу того, что CBOSS огорчается не зря и имеет моральное право претендовать хотя бы на участие, если не на победу в российских тендерах, говорит то, что решения этой компании, безусловно, нашли признание на рынке России и СНГ - где у компании около 130 клиентов. Различными продуктами CBOSS по данным компании так или иначе пользуется около 15 млн абонентов сотовой связи.
Интересно, что успеха компании удалось достичь в ситуации, когда у некоторых игроков рынка уже были установлены достаточно известные системы западных поставщиков, от которых такие операторы, как, например, МТС, в свое время отказались в пользу решений CBOSS. Успех был достигнут условиях достаточно жесткой конкуренции с активным тогда Flagship и еще одним старожилом российского рыка - питерским "Петер-Сервис".
Сейчас, похоже, рынок вышел на очередной виток любви к раскрученным на западе торговым маркам и располагает избытком средств, позволяющим операторам приобретать необязательно эффективные по цене, но всемирно известные продукты.
Интересно и то, что выучив правило "постарайся не зависеть от одного поставщика", некоторые операторы готовы перейти от использования единой комплексной системы, включающей более десятка органично сочетающихся подсистем одного разработчика, на использование "сборного компота" "лучших в классе" решений различных поставщиков, каждое из которых, действительно, может обеспечивать в своей области лучший функционал, но никак не рассчитано на интеграцию с другими "ультрапередовыми" решениями. Тем не менее, такой "мозаичный подход" в 2003 году нашел своих поклонников в России и, похоже, эта тенденция продолжит действовать и в 2004 году. Как отмечает президент Ассоциации CBOSS А.Морозов, - "Приятно видеть, что на Западе "сборная концепция" не является общепринятой"
Все это, включая трезвый взгляд руководства CBOSS на макроэкономическую ситуацию, которая в посткризисных условиях заставляет зарубежных операторов внимательно приглядываться к эффективным по цене решениям, даже если они идут с таких сложных рынков, как Россия, заставили CBOSS предпринять ряд шагов по выходу на международный рынок.
Пока что "Ассоциация CBOSS" сделала только первые шаги по выходу за рубеж. Можно, например, вспомнить последовательное участие компании во всех основных зарубежных выставках, что до поры вызывало удивление некоторых наблюдателей.
Дивиденды с инвестиций в "раскрутку" CBOSS за рубежом, постепенно начали поступать - подписаны контракты в СНГ и в Восточной Европе, в 2003 году к ним добавились два контракта в Лаосе (LaoTel и Lao Asia Telecom), где CBOSS смог обойти в тендере, в частности, Comvers, Newton и LightBridge и, на прошлой неделе, контракт с Teletopia Mobile Communications AS в Норвегии - первый контракт на высококонкурентом и оттого чрезвычайно требовательном западном рынке.
А.Г.Морозов признает, что работать "с российской площадки и от российского юрлица очень сложно", так что нельзя исключить, что в ближайшем будущем нас ожидают и другие сюрпризы - у CBOSS может появиться западный партнер или же компания обретет "западное лицо", без которого вряд ли можно рассчитывать на серьезный международный успех.
По мнению А.Морозова, заключенные контракты - это лишь "вершина айсберга" и за ними, несомненно, последуют и другие, что ориентация на мировой рынок в перспективе может дать весьма ценные плоды. В частности, он отмечает, что "создаются новые рабочие места, повышается качество продукта. Только работа на по-настоящему высококонкурентных рынках позволит нам оставаться высококонкурентными, а также заработать дополнительный интеллектуальный капитал".
Между строк, тем не менее, читается обида руководства компании на то, что компанию, которая немало сделала для нашей страны (вспомнить хотя бы ее активную поддержку сферы образования и российской науки, создание новых рабочих мест и т.п.), так легко могут списать со счетов, лишь для того, чтобы иметь возможность заявлять, что пользуется "лучшей в мире системой обслуживания абонентов".
В кулуарах спорят о том, какова вероятность того, что МТС сейчас также находится в процессе пересмотра своей политики повсеместного использования решений CBOSS. Споры эти, вероятно, не лишены оснований, хотя и о том, насколько возможный переход на использование зарубежного продукта, окажется для компании полезным, также можно было бы поспорить.
Успех CBOSS в случае Норвегии и Лаоса - с одной стороны, доказывает то, что мы и так знали, - что российские компании могут создавать качественные высокотехнологичные продукты. С другой стороны, практика ведения бизнеса иностранными компаниями, прежде всего, операторами Европы и США показывает, что несмотря на отдельные прорывы, рынки западных стран в целом остаются закрытыми и успех Microsoft или Oracle в ближайшие годы вряд ли может быть повторен компанией из России, Китая или Индии, сколь бы хорошим не был продукт, произведенный в этих странах.
Таким образом, CBOSS можно поздравить с успешным прорывом на рынок Норвегии, но делать из этого вывод о блестящем будущем "Ассоциации CBOSS" на мировом рынке было бы преждевременно. И, конечно, не следует понимать активные шаги CBOSS по выходу на зарубежный рынок, как его отказ от рынка российского.
(c) А.Бойко, "Мобильный форум"
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru