ПО: Николай Климчук - разработчик игр J2ME для телефонов

MForum.ru

ПО: Николай Климчук - разработчик игр J2ME для телефонов

18.01.2004, PocketGames

"Не хватает в России компаний аггрегаторов, которые бы занимались поиском софта и предлагали его нескольким паблишерам. Тем же сотовым оператором, которые похоже с трудом справляются со своей клиентской базой и на дополнительные сервисы у них просто не хватает ресурсов"...


О себе, о компании?

Родился я очень давно ;-). Так давно, что попрограммировал в свое время даже на языке ФОКАЛ (только не смейтесь, был такой) для БК-0010 в школьном компьютерном классе, где были еще монструозные ДВК-2М.

Да уж, тоже помню... Правильно было сказано, хорошее дело Фокалом не назовут ;-)

Да, там был страшный геморрой с нумерацией строк. Если сделал, то уже ничем не исправишь. И только одна команда на строку. Если надо что-то вставить — с ума сойдешь. Хорошо, что все это в прошлом.

Потом была японская машина YAMAHA MSX-2 + BASIC, просто любовь с первого взгляда с потрясающей на тот момент графикой (256 цветов, а ведь был 1990 год). Затем серьезный PC286 + TurboC, а далее понеслась сплошная вереница языков и процессоров. В настоящий момент остановился на C++, C# на Visual Studio.NET2003 и Java на JBuilderX, пока хватает. Жалко было расставаться с ассемблером, но ему осталось не так много задач 8-(

О компании... В настоящее время, являюсь вольным стрелком, т. е. работаю на себя. Есть собственное дело, также занимаюсь консультированием компаний, которые по разным причинам еще плохо ориентируются в мобильных технологиях. Тем и живу.

Как дошли до жизни такой? В смысле, как занялись разработкой для J2ME? :-)

Когда на сайте Nokia впервые увидел анонс модели 6310i с J2ME внутри понял, что это будет мой следующий мобильник! До этого сталкивался с Siemens SL45, который тоже с Java, но он не произвел на меня впечатления, да и не любил я Siemens'ы никогда. Долго ждал, когда же искомый аппарат появится в продаже. И, наконец, 15 июня 2002 года стал первым покупателем этой модели в одной из торговых точек «Евросети», что расположилась в павильоне на Горбушке. Открывшиеся возможности меня поразили. Тут же написал простенький симулятор, имитирующей посадку летательного аппарата на Луну. Попутно обнаружил, что J2ME дружит только с целой арифметикой. Чтобы компенсировать этот недостаток написал класс имитирующий вычисления с плавающей точкой, а на его основе мидлет измеряющий производительность виртуальной машины Java в телефоне. И так, один мидлет за другим, дошел до того, что есть сейчас. А именно игра Moscowpoly, карта метро Москвы Subway, читалка больших текстов mbReader и с пяток других. Все это кстати можно найти у меня на сайте, http://henson.newmail.ru, там есть J2ME секция и в ней все, о чем была речь.

Бенчмарк – это актуально, с тестовым софтом для J2ME плоховато, есть по сути только StrangeMaze 3D, но он кривоват...

Не очень много, но результаты есть http://henson.newmail.ru/j2me/Float.htm. Зато существует их хорошая повторяемость, что является проблемой для графических benchmark’ов.

А как появлялись программы? В смысле, почему именно эти - схема метро, читалка? Собственная надобность или пользователи просили?

Первичны конечно потребности пользователей или свои собственные. Именно они подпитывают разработку идеями. Карта метро нужна была коллеге, возможность чтения книг на телефоне лично мне и т.д. Первый опыт — это та самая «посадка на луну» MoonLight в монохромном варианте. Вышла где-то в сентябре 2002 года. Кому показывал нравилось, особенно тем, кто игрался в аналогичную раньше и не видел телефонов с цветным экраном ;-) Сейчас перешел только на цветные милдеты, всегда рассчитываю на те аппараты, которые будут наиболее популярны к окончанию разработки продукта. Последние мидлеты (SubWay, mbReader) разрабатывались с августа 2003 года, Moscowpoly начал делать немного раньше.

Разработка для J2ME — для вас это хобби или все же нечто более коммерческое?

Мидлеты пишу в качестве хобби, но хотел бы со временем найти нормальную бизнес-модель, позволяющую реализовывать свои продукты по всему миру и получать нормальный доход. Скажу сразу, пока это не удалось. Разложил мидлеты на сайтах Handango, Nokia Software Market, ColorNokia и торговых площадках работающих через WebMoney. Но результат не особо радостный, основные продажи могли бы быть через сотовых операторов, но с ними не удалось договориться. По крайней мере, год назад, а сейчас и желания такого не возникает. Отчасти потому, что основную прибыль дают игры, а я, не являясь профессиональным художником или дизайнером, вряд ли смогу конкурировать с такими монстрами, как GameLoft.

А не было мысли пообщаться с паблишерами, благо они появились уже, та же MI Interactive?

Я им написал, жду ответа. Не хватает в России компаний аггрегаторов, которые бы занимались поиском софта и предлагали его нескольким паблишерам. Тем же сотовым оператором, которые похоже с трудом справляются со своей клиентской базой и на дополнительные сервисы у них просто не хватает ресурсов. Например, они оказались совершенно не готовы к появлению аппаратов работающих с MMS только через HTTP шлюз (Nokia 6600, 6220), пришествию EDGE вместо GPRS (Nokia 6220), поддержке IM клиентов и сервиса по определению статуса абонентов (Nokia 6220). В результате, возвраты телефонов продавцам, недовольные пользователи.

Вы ориентируетесь только на J2ME или и к другим платформам присматриваетесь?

Да, сейчас появилась возможность использовать другие платформы для программирования мобильных устройств, например Mophun или Symbian. Правда первый отпугивает небольшим количеством поддерживающих его телефонов и жесткой лицензионной политикой, второй плохой документацией, глюкавым эмулятором, бестолковым SDK, написанным почему-то с использованием Perl’а, и мудреной установкой. Для программирования на Symbian лучше использовать дополнительные инструменты доступные за немалые деньги, например описанный на www.fathammer.com движок X-Forge стоит 10-20 тысяч Евро + процент с продаж. Поэтому пока буду держаться за J2ME, только перейду на MIDP 2.0 и CLDC 1.1 в связи с чем ожидаю Nokia 6230, где эта парочка будет впервые поддерживаться.

Кстати, а по личным наблюдениям, среди имеющихся пользователей каких телефонов больше? Структура инсталляционной базы так сказать? ;-)

По моим наблюдениям доминирует Nоkia 40-й серии модели 6610/7210, затем где-то поровну SonyEricsson T610 и Nokia 60-й серии, чуть меньше Siemens’ов, остальные (Samsung, Motorola, Sharp) где-то на грани абсолютного нуля. MIDP 2.0 стучится в двери, но пока реально доступен только в Nokia 6600.

Если помечтать, то сколько нужно разработчику для счастья? ;-) В смысле, продажи/деньги/количество игр?..

Надеюсь не открою большой тайны если скажу, что игра для мобильника пишется 1-2 месяца, причем независимо от уровня реализации или количества графики. Обычно варьируется количество разработчиков, художников, управленцев и дизайнеров от 2-х до 20 человек. Самая большая проблема — это тестирование на разных платформах: Nokia 40, 60 серий, Siemens, Motorola и т.п. Каждая со своими плохо изученными особенностями. Средняя цена игры 5 Евро, разработчику достается 50-70% от суммы продаж. В месяц максимум продаж среди моих знакомых разработчиков 300 EUR чистыми с одной игры на одного паблишера. Можно плодить одну игру для нескольких платформ или выпускать на старом движке игру с новой графикой. Получается, чтобы это превратилось в реальный бизнес нужно где-то 100 игр для одного паблишера или одну игру продавать у 100 паблишеров. В России пока трудно работать, так как нет прямых денежных переводов, приходится возиться с чеками, думать про налоги, заниматься английским. Некоторые паблишеры (особенно азиатские) хотят чтобы в мидлет была вставлена их реклама, у всех разные способы подачи мидлетов на рассмотрение. Чтобы нивелировать разницу между ними и хотелось бы работать с крупными аггрегаторами, которые занимались бы этими вопросами.

Напоследок, хотел бы поздравить всех читателей с Новым Годом и пожелать побольше удачи, которая нам еще ох как понадобится! ;-)

(c) PocketGames

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 2 ms, lookup=0 ms, find=2 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

22.11. [Новинки] Слухи: Google отменила Pixel Tablet 2, а не Pixel Tablet 3 / MForum.ru

22.11. [Новинки] Анонсы: Nubia Z70 Ultra дебютирвал с SD 8 Elite и 35-миллиметровой основной камерой с переменной апертурой / MForum.ru

21.11. [Новинки] Анонсы: Oppo Find X8 и X8 Pro выходят на глобальный рынок / MForum.ru

21.11. [Новинки] Слухи: Google отменяет Pixel Tablet 3 / MForum.ru

20.11. [Новинки] Слухи: Reno 13 и Reno 13 Pro замечены в Geekbench / MForum.ru

20.11. [Новинки] Слухи: Nubia Z70 Ultra с впечатляющей камерой представят 21 ноября / MForum.ru

19.11. [Новинки] Анонсы: Представлен ZTE Blade V70 с основной камерой 108 МП и аналогом Dynamic Island / MForum.ru

19.11. [Новинки] Слухи: HMD Icon Flip 1 готовится к анонсу / MForum.ru

18.11. [Новинки] Слухи: Samsung Galaxy A36 получит улучшенную фронтальную камеру / MForum.ru

18.11. [Новинки] Слухи: Vivo Y300 5G появился на «живых» фото / MForum.ru

15.11. [Новинки] Слухи: Стали известные некоторые спецификации Realme C75 / MForum.ru

15.11. [Новинки] Слухи: Realme Narzo 70 Curve готовится к анонсу / MForum.ru

14.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nubia Red Magix 10 Pro и 10 Pro+ с SD 8 Elite и огромными батареями / MForum.ru

13.11. [Новинки] Слухи: Vivo X200 и X200 Pro готовятся к глобальному релизу / MForum.ru

13.11. [Новинки] Слухи: Стали известны основные характеристики и особенности серии iQOO Neo10 / MForum.ru

12.11. [Новинки] Анонсы: Red Magic 10 позирует на рендерах / MForum.ru

11.11. [Новинки] Анонсы: Huawei MatePad 11.5 (2024) представлен официально / MForum.ru

11.11. [Новинки] Слухи: Samsung выпустит Galaxy S25 Slim в 2025 апреле года / MForum.ru

08.11. [Новинки] Анонсы: Samsung W25 – эксклюзивный складной смартфон для китайского рынка / MForum.ru

08.11. [Новинки] Анонсы: Представлен Samsung W25 Flip. Galaxy Z Fold 6 становится золотым? / MForum.ru