MForum.ru
28.12.2003, PlayMobile
Компания Impressionware занимается разработкой мобильных игр и консультациями в мобильном игровом бизнесе. Президент компании, Луиджи Фумеро, любезно согласился ответить на ряд наших вопросов о разработке мобильных игр и бизнесе, связанном с этим.
Компания Impressionware занимается разработкой мобильных игр и консультациями в мобильном игровом бизнесе. Основной состав компании — опытные разработчики, перешедшие на wireless market после долгих лет работы над играми для PC, Sony PlayStation, PlayStation 2 и Nintendo Game Boy Advance.
В настоящий момент, Impressionware выпустила более десятка игр: Frankie Jumpy, Xmas Crazy Shift, Space Explorer, Krazy Drops, Buoy Sumo, Smart Tiles, Pizza Night, Cyber Runner, Link-it!, Trainer, Small Faces, Scientist Code, Tunnel, Baby Sitter.
Президент компании, Луиджи Фумеро, любезно согласился ответить на ряд наших вопросов о разработке мобильных игр и бизнесе, связанном с этим.
PM: Что вас подвигло на написание игр для мобильных телефонов? С чего вы начали?
Луиджи Фумеро (далее ЛФ): Компания Impressionware была основана людьми, пришедшими из игровой индустрии. После долгих лет разработки больших игр, многие из которых так и не дожили до релиза, мы решили войти на мобильный рынок. Здесь игры более малы и, в большинстве случаев, более интересны в разработке. Мы начали работу, консультируя другие компании, которые уже были в мобильном бизнесе, и тогда, когда у нас появилось достаточно опыта, мы создали Impressionware.
PM: Сколько специалистов работает в вашей компании?
ЛФ: Мы обычно работаем с фрилансерами. Так что размер команды колеблется от 3 до 10 человек, в зависимости от проекта, над которым мы работаем. Наша сила в том, что все эти люди – отличные разработчики с большим опытом или просто очень талантливые.
PM: Вы используете какие-нибудь свои инструменты для написания игр?
ЛФ: У нас есть пара инструментов для создания и управления картами или для работы со шрифтами, но никаких более значительных инструментов собственного изготовления мы не используем.
PM: Какой была ваша первая программа или игра?
ЛФ: Нашей первой коммерческой игрой был Frankie Jumpy, простая классическая платформенная игра, не слишком отличающаяся от Bomb Jack. Первую версию мы разработали для телефонов с Mophun, а затем конвертировали игру на телефоны с J2Me.
PM: Какая игра, по вашему мнению, вам удалась более всего?
ЛФ: Самые лучшие – это те игры, над которыми мы сейчас работаем, но из выпущенных мы очень довольны игрой Space Explorer. Геймплей безупречен и доставляет массу удовольствия во время игры на мобильнике.
PM: Какая ваша игра стала самой популярной?
ЛФ: Мы очень молодая компания, так что я не могу пока сказать, какая игра наиболее популярна по продажам, но, по отзывам от наших распространителей и людей, которые играют в наши игры, самой популярной, кажется, можно считать Small Faces. Я полагаю, из-за того, что это простая игра, в которую может играть каждый, если у него есть пара свободных минут.
PM: Сколько игр вы делаете в год?
ЛФ: Мы планируем делать как минимум одну игру в месяц, но мы посмотрим, как это получится, когда мы начнем работать над более сложными играми.
PM: Какие у вас планы на будущее? Какие игры вы планируете к выходу в ближайшее время?
ЛФ: Наша задача продолжать работу над играми, чтобы подпитывать наших партнеров-распространителей. Мы хотим сделать пару игр для увлеченных игроков. Одна из таких игр разрабатывается в настоящий момент и является комплексной и забавной стратегической игрой.
Разработка игр
PM: На что могут рассчитывать начинающие разработчики мобильных программ? Тяжело это или легко – писать программы для телефонов? Чего ждут потребители? Пользуется ли спросом такие приложения? Могут ли они приносить ощутимый доход?
ЛФ: Написать игру на J2Me или Mophun не трудно. Вы должны быть хорошим программистом, не тратить впустую много памяти и использовать ту малую мощность, которую вы получаете от телефона. Спрос на игры высок, но число разработчиков также огромно, так что единственный путь заработать – это иметь хорошую игру с хорошими каналами распространения.
PM: Что должен знать программист или команда разработчиков для того, чтобы начать писать программы для сотовых телефонов?
ЛФ: Они должны иметь в виду, что просто написать игру недостаточно. Игра должна конвертироваться для множества моделей, и это никогда не заканчивается. Вы всегда должны добавлять поддержку новых телефонов, или отыскивать экстремально редкий баг, появляющийся только на одной прошивке на одном телефона на одном языке. Иногда это занятие – сущий кошмар.
Так, разработчики должны знать, что если они сделали прекрасную игру, работающую на их прекрасном аппарате Nokia 3650, то они сделали только 20% работы, необходимой для успеха. Они должны также знать, что огромное количество времени будет потрачено на переписку, обмен факсами и поддержку распространителей.
Одна важная вещь, которую должны знать начинающие команды — это то, что они увидят какие-либо деньги за свою игру только спустя 5 или 6 месяцев после ее выпуска. Много времени уходит на то, чтобы получить их, так что разработчики должны быть экономически готовы к этому.
PM: Сколько человек требуется для написания хорошей мобильной игры?
ЛФ: В настоящий момент, игра для мобильного телефона может быть написана двумя людьми – программистом и художником. Эта ситуация скоро изменится, так как игры становятся более сложными и ожидания пользователей растут.
PM: Сколько денег в среднем необходимо вложить в создание игры?
ЛФ:Это зависит от того, где вы находитесь и как велик ваш проект.
PM: Что важно для создания успешной мобильной игры?
ЛФ: Игра должна быть понятной с момента запуска. Она должна иметь приятную графику, так как в большинстве случаев это единственное, что сначала видит покупатель. Она должна поддерживаться на многих телефонах и распространяться по всему миру.
Сделать очень хорошую игру недостаточно. Вам необходимо дать пользователю шанс купить ее. Поэтому очень важно найти нужных распространителей и выпустить игру в продажу в таком большом количестве стран, насколько это возможно.
PM: На что следует сделать ставку начинающим мобильным разработчикам?
ЛФ: Они должны сфокусировать свое внимание на паре хороших игр, поддерживаемых на таком большом количестве устройств, как только возможно. Нет смысла в том, чтобы иметь 10 игр, каждая из которых выпущена только для одного телефона.
PM: Как вы считаете, какая мобильная игровая платформа наиболее перспективна для таких разработчиков?
ЛФ: Очевидно, такой следует считать J2Me-телефоны от Nokia. Вы должны поддерживать их, чтобы иметь шансы на продажу игры.
PM: На какие модели телефонов (в Европе, Азии), следует им ориентироваться при написании программ и игр?
ЛФ: На Nokia из серии 60, 40 и из серии 30 с цветными экранами, Siemens, Sharp и Sony Ericsson. Кроме того, они должны прислушиваться к тому, чего желают распространители и операторы.
PM: В чем отличия между разработкой мобильных приложений и разработкой приложений для PC?
ЛФ: Основные отличия в размерах. Вам надо писать небольшие игры, которые могут влезть в телефоны. Другие отличия в том, что система ввод на телефонах в большинстве случаев очень плохой. Так, если вы делаете игру по принципу «выбрать-и-кликнуть» вы не можете рассчитывать на то, что у пользователя будет такая система ввода, как компьютерная мышь. Вы должны помочь пользователям, чтобы они сражались с вашей игрой, а не с системой ввода.
PM: Как вы думаете, какие игры или программы (жанры, течения) наиболее популярны (в Европе, Азии)?
ЛФ: Я думаю, что время головоломок уже прошло. Люди хотят видеть лучшие игры, стратегические игры, платформенные игры и я полагаю, что гоночные игры будут всегда популярными.
PM: Рынок насыщен мобильными играми низкого качества, что вы посоветуете начинающим разработчикам, которые хотят создать нечто, выбивающееся из ряда унылых клонов?
ЛФ: Я рекомендовал бы им сделать пару очень хороших игр, попробовать нестандартный подход, но в то же время придерживаться стиля, который нравится людям. Надо делать игры так, чтобы они выглядели как выпущенные для GameBoy Advance, а не как клоны игры, и ждать.
Бизнес
PM: Какие начальные финансы надо вложить только в разработку одной игры? Каков бюджет разработки одной Java-игры? BREW-игры?
ЛФ: Вложения в одну игру очень малы и могут быть сделаны за счет двух человек, работающих полный рабочий день в течение месяца. Надо помнить, что вложения будут потеряны, если компания не будет постоянно выпускать новые игры. Игра на Java очень дешевы для разработки, все инструменты разработчика бесплатны и все что вам нужно – это реальные телефоны, на которых вы будете тестировать игры.
О платформе BREW я не могу сказать, так как мы еще не работали с ней. Я знаю, что для разработки игр для нее придется получить сертификат и заплатить за это, но я думаю, что первые три игры сертифицируются бесплатно.
Для справки: Сама разработка игр и программ на BREW является бесплатной. Кроме того, бесплатными являются некоторые инструменты, которые необходимы для работы с BREW. Но некоторые операторы и распространители требуют, чтобы игра имела сертификат TRUE BREW. Вот за этот сертификат и необходимо заплатить компании Qualcomm. Стоимость сертификата зависит от сложности программы. Информация о скидках и каких-либо бесплатных сертификациях является закрытой.
Платным также является компилятор BREW для процессоров ARM. За этот инструмент разработчикам придется заплатить 1500$.
PM: Какой доход приносит одна мобильная игра в среднем? На какие цифры могут рассчитывать начинающие профессиональные разработчики?
ЛФ: В настоящий момент, я не могу сказать. Мы очень молодая компания, а игры приносят деньги спустя долгое время, они имеют более протяженную жизнь в сравнении с другими продуктами. Так, мы узнаем, как много заработала наша первая игра, только в течение ближайшего года.
PM: Насколько сильна конкуренция на рынке мобильных игр и программ? Каких лидеров вы могли бы назвать?
ЛФ: Конкуренция сильна и становится все сильнее. Победители – это не только компании с лучшими играми, но компания с лучшими партнерами по распространению. Компании, которые я уважаю – Sumea, Morpheme, Gameloft и Microjocs. Я думаю, у них самые лучшие игры.
PM: Как вы оцениваете ближайшие, на год-два, перспективы рынка мобильных игр и приложений?
ЛФ: Рынок растет, в чем я уверен, но я не могу дать оценку, насколько большим он станет в будущем.
Будущее
PM: Пользуются ли люди другими мобильными приложениями кроме игр? Какие программы, по вашему мнению, могут стать хитами и почему?
ЛФ: Я думаю, что приложения на Symbian для смартфонов имеют будущее, но это не наш основной бизнес, так что я не много знаю об этом.
PM: Какие качества мобильных телефонов лучше всего подходят для игр, а какие нет?
ЛФ: Телефоны хороши тем, что вы носите их с собой все время. Поэтому в игры можно играть когда угодно. На днях, к примеру, я видел человека, играющего в игру, в очереди в банке. Недостатком телефонов является система ввода, а также размеры и качество экранов.
PM: Считаете ли вы, что однажды мобильные игры станут более популярными, чем игры для PC и игровых приставок?
ЛФ: Нет, я так не думаю, ведь они нацелены на разные моменты в личном времени пользователя. В телефонные игры всегда будут играть в автобусах, в очереди к доктору, даже если игры будут становиться все сложнее и сложнее.
PM: Верите ли вы, что однажды мобильные игры станут лучше, чем игры для PC или игры для консолей?
ЛФ: Нет. Я думаю, игры для ПК и консолей будут все ближе друг к другу. К примеру, взглянем на Tony Hawk для N-Gage. Игра выглядит замечательно, очень близко к версии на Playstation 1, но консоли всегда будут на шаг впереди. Как я сказал, задачи у них разные, так что это не проблема. Всегда найдется место как для одного, так и для другого типа развлечений. И я хотел бы видеть, как эти развлечения объединяются за счет некоторых хороших мультиплатформенных игр, подобно тому, как это происходит на Game Cube и GameBoy Advance.
PM: Большое спасибо за интервью. Успехов вам и побольше хороших игр!
(c) Playmobile
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru
27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru
26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru