Обмен опытом. Как играючи сделать миллионы долларов

MForum.ru

Обмен опытом. Как играючи сделать миллионы долларов

10.12.2003, "Бизнес и Балтия"

Еще пару лет назад в Латвии мало кто воспринимал всерьез даже возможность такого бизнеса, как мобильные игры...


Однако сегодня в нем крутятся очень серьезные деньги. Так, оборот крупнейшего латвийского портала мобильных развлечений One.lv в 2003 году достигнет 500 тыс. Ls. И как рассказал его директор Виталий Рубштейн (на снимке), ежемесячно число местных пользователей игровых сервисов возрастает в среднем на 25%.

Для гонщиков и шахматистов

One.lv работает на латвийском рынке с сентября 2000 года, предоставляя такие услуги, как отправление SMS и электронная почта. Но его главный конек — мобильные развлечения. Компания одной из первых в Латвии предложила пользователям скачивать на свой телефон всевозможные логотипы и мелодии, стоит эта услуга 0,35 Ls. Сервис оказался весьма популярным. Тинейджеры меняли "имидж" мобильника чуть ли не каждую неделю. В результате проект, в который было инвестировано свыше 150 тыс. евро, окупился за два года. Для сферы электронной коммерции, тем более в сегменте B2C (Business to Consumer), это рекордно короткий срок.

После того, как Latvijas Mobilais telefons (LMT) ввел высокоскоростную передачу данных GPRS и сервис мультимедийных сообщений (MMS), ассортимент One.lv существенно расширился. Он стал предлагать 16-канальные полифонические мелодии, цветные заставки для дисплеев телефонов, анимационные открытки и Java-игры.

Чтобы не перегружать клиентов новинками, раскручивать и рекламировать в первую очередь стали наиболее понятные для потребителя продукты — игры. Как рассказал г-н Рубштейн, сейчас в ассортименте их более 50. И ежемесячно появляется как минимум пять новых. Наиболее востребованы гонки, шашки, шахматы. Спросом также пользуются "мобильные" версии известных компьютерных игр.

Основная клиентура One.lv — молодые люди в возрасте от 15 до 36 лет. Очень много бизнесменов, которые могут позволить себе иметь дорогие телефоны с цветным дисплеем, полифонией, поддержкой GPRS и Java. Как отметил собеседник , расширению аудитории способствовала акция LMT "купи мобильник-малоценник". Благодаря ей самые активные игроки — студенты и школьники — смогли обзавестись навороченными аппаратами.

Адаптированный топ

Закупают "игрушки" у различных мировых поставщиков, а потом адаптируют, переводя инструкции на латышский и русский языки. По признанию г-на Рубштейна, чтобы подогреть интерес пользователя, компания начнет предлагать и дополнительные сервисы — к примеру, возможность сравнить свой результат с достижениями других игроков, а также увековечить рекорд на портале One.lv. Будут и коллективные игры. Играя в какую-нибудь "стрелялку", человек сможет помериться силами не с компьютером, а с другим "стрелком". Связь между ними будет идти по каналам GPRS, так что один "вояка" может находиться в Вентспилсе, а другой — в Даугавпилсе.

По прогнозам аналитиков Всемирного форума беспроводной связи, объем мирового рынка игр для мобильных телефонов оценивается в 520 млн. USD, а к 2006 году эта цифра вырастет до 1,9 млрд. USD.

Как определяются предпочтения потребителей? Ведь игр разрабатывается множество... По словам главы One.lv, прежде всего компания изучает топ других стран и анализирует, насколько забавы могут понравиться местным пользователям. Потом весь пакет игр выкладывают на портале One.lv и контролируют, чему клиенты отдают предпочтения. Формируют собственный топ и начинают его продвигать, размещая рекламу в газетах, а также наружную (на остановках и т.п.).

Творческая работа

Бизнес требует постоянных затрат и серьезных маркетинговых исследований. Основные издержки идут на рекламу. Кроме того, необходимо обеспечить круглосуточное сервисное обслуживание клиентов. Так что One.lv пришлось создать Call-центр и увеличить штат сотрудников. В день приходится обслуживать около сотни звонков и их число постоянно возрастает. Помимо программистов в команде работает аналитик, который должен обрабатывать данные о спросе: что покупают, когда и почему? Сами игры перед продажей необходимо тщательно протестировать: нередко производители создают их в спешке и потом вылезают различные "глюки". Так что в штате имеются сотрудники, которые только и делают, что играют. Причем каждую новинку необходимо "прокрутить" аж на 14 моделях телефонов.

С полифоническими мелодиями, которые cпециалисты One.lv пишут сами, тоже приходится повозиться. Вначале изучаются рейтинги радиостанций, берется информация из латвийских и российских журналов, публикующих музыкальные топы. Потом дизайнеры определяют, какой хит будет лучше звучать на телефоне. "Это большая творческая работа", — считает г-н Рубштейн. Ведь в отличие от обычного полифоническое звучание зависит от модели телефона. А это значит: приходится покупать все появившиеся на рынке новые мобильники и каждую мелодию многократно переписывать, адаптируя под конкретный аппарат.

Массовый рынок

Несмотря на все хлопоты, игра стоит свеч. Если объем продаж "старых" сервисов (черно-белых логотипов и одноканальных мелодий) возрастает на 3% в месяц, то мультимедийного контента — на 20— 25%. И каждый клиент (а их — тысячи) скачивает игру как минимум раз в месяц. По словам г-на Рубштейна, в конце 2002 года оборот компании составил 342 тыс. Ls. А 2003 год планируют завершить с оборотом 500 тыс. Ls и выйти на прибыль.

Собеседник "Бизнес и Балтия" считает мобильные развлечения очень перспективным направлением: "Людям нужна разрядка и они с удовольствием играют, отправляют друг другу открытки, скачивают новые мелодии. Причем — независимо от возраста. Возможно, со временем, когда телефоны станут более совершенными, будет востребован и бизнес-контент — новостная и справочная информация. Но массовым рынком все равно останутся именно развлечения". В дальнейшем же, с развитием технологий, продажа мелодий перерастет в продажу музыки, а картинок — в продажу клипов.

© Наталья Васильева "Бизнес & Балтия"

www.MForum.ru

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 3 ms, lookup=1 ms, find=2 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила Ace 5 на базе Snapdragon 8 Gen 3 и поддержкой зарядки 80 Вт / MForum.ru

27.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus представила OnePlus Ace 5 Pro на базе Snapdragon 8 Elite / MForum.ru

26.12. [Новинки] Анонсы: OnePlus Buds Ace 2 представлены официально / MForum.ru

25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru

25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru

24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru

24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru

20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru

20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru

19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru

19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru

17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru

16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru

16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru