MForum.ru
10.12.2003, "Бизнес и Балтия"
Еще пару лет назад в Латвии мало кто воспринимал всерьез даже возможность такого бизнеса, как мобильные игры...
Однако сегодня в нем крутятся очень серьезные деньги. Так, оборот крупнейшего латвийского портала мобильных развлечений One.lv в 2003 году достигнет 500 тыс. Ls. И как рассказал его директор Виталий Рубштейн (на снимке), ежемесячно число местных пользователей игровых сервисов возрастает в среднем на 25%.
Для гонщиков и шахматистов
One.lv работает на латвийском рынке с сентября 2000 года, предоставляя такие услуги, как отправление SMS и электронная почта. Но его главный конек — мобильные развлечения. Компания одной из первых в Латвии предложила пользователям скачивать на свой телефон всевозможные логотипы и мелодии, стоит эта услуга 0,35 Ls. Сервис оказался весьма популярным. Тинейджеры меняли "имидж" мобильника чуть ли не каждую неделю. В результате проект, в который было инвестировано свыше 150 тыс. евро, окупился за два года. Для сферы электронной коммерции, тем более в сегменте B2C (Business to Consumer), это рекордно короткий срок.
После того, как Latvijas Mobilais telefons (LMT) ввел высокоскоростную передачу данных GPRS и сервис мультимедийных сообщений (MMS), ассортимент One.lv существенно расширился. Он стал предлагать 16-канальные полифонические мелодии, цветные заставки для дисплеев телефонов, анимационные открытки и Java-игры.
Чтобы не перегружать клиентов новинками, раскручивать и рекламировать в первую очередь стали наиболее понятные для потребителя продукты — игры. Как рассказал г-н Рубштейн, сейчас в ассортименте их более 50. И ежемесячно появляется как минимум пять новых. Наиболее востребованы гонки, шашки, шахматы. Спросом также пользуются "мобильные" версии известных компьютерных игр.
Основная клиентура One.lv — молодые люди в возрасте от 15 до 36 лет. Очень много бизнесменов, которые могут позволить себе иметь дорогие телефоны с цветным дисплеем, полифонией, поддержкой GPRS и Java. Как отметил собеседник , расширению аудитории способствовала акция LMT "купи мобильник-малоценник". Благодаря ей самые активные игроки — студенты и школьники — смогли обзавестись навороченными аппаратами.
Адаптированный топ
Закупают "игрушки" у различных мировых поставщиков, а потом адаптируют, переводя инструкции на латышский и русский языки. По признанию г-на Рубштейна, чтобы подогреть интерес пользователя, компания начнет предлагать и дополнительные сервисы — к примеру, возможность сравнить свой результат с достижениями других игроков, а также увековечить рекорд на портале One.lv. Будут и коллективные игры. Играя в какую-нибудь "стрелялку", человек сможет помериться силами не с компьютером, а с другим "стрелком". Связь между ними будет идти по каналам GPRS, так что один "вояка" может находиться в Вентспилсе, а другой — в Даугавпилсе.
По прогнозам аналитиков Всемирного форума беспроводной связи, объем мирового рынка игр для мобильных телефонов оценивается в 520 млн. USD, а к 2006 году эта цифра вырастет до 1,9 млрд. USD.
Как определяются предпочтения потребителей? Ведь игр разрабатывается множество... По словам главы One.lv, прежде всего компания изучает топ других стран и анализирует, насколько забавы могут понравиться местным пользователям. Потом весь пакет игр выкладывают на портале One.lv и контролируют, чему клиенты отдают предпочтения. Формируют собственный топ и начинают его продвигать, размещая рекламу в газетах, а также наружную (на остановках и т.п.).
Творческая работа
Бизнес требует постоянных затрат и серьезных маркетинговых исследований. Основные издержки идут на рекламу. Кроме того, необходимо обеспечить круглосуточное сервисное обслуживание клиентов. Так что One.lv пришлось создать Call-центр и увеличить штат сотрудников. В день приходится обслуживать около сотни звонков и их число постоянно возрастает. Помимо программистов в команде работает аналитик, который должен обрабатывать данные о спросе: что покупают, когда и почему? Сами игры перед продажей необходимо тщательно протестировать: нередко производители создают их в спешке и потом вылезают различные "глюки". Так что в штате имеются сотрудники, которые только и делают, что играют. Причем каждую новинку необходимо "прокрутить" аж на 14 моделях телефонов.
С полифоническими мелодиями, которые cпециалисты One.lv пишут сами, тоже приходится повозиться. Вначале изучаются рейтинги радиостанций, берется информация из латвийских и российских журналов, публикующих музыкальные топы. Потом дизайнеры определяют, какой хит будет лучше звучать на телефоне. "Это большая творческая работа", — считает г-н Рубштейн. Ведь в отличие от обычного полифоническое звучание зависит от модели телефона. А это значит: приходится покупать все появившиеся на рынке новые мобильники и каждую мелодию многократно переписывать, адаптируя под конкретный аппарат.
Массовый рынок
Несмотря на все хлопоты, игра стоит свеч. Если объем продаж "старых" сервисов (черно-белых логотипов и одноканальных мелодий) возрастает на 3% в месяц, то мультимедийного контента — на 20— 25%. И каждый клиент (а их — тысячи) скачивает игру как минимум раз в месяц. По словам г-на Рубштейна, в конце 2002 года оборот компании составил 342 тыс. Ls. А 2003 год планируют завершить с оборотом 500 тыс. Ls и выйти на прибыль.
Собеседник "Бизнес и Балтия" считает мобильные развлечения очень перспективным направлением: "Людям нужна разрядка и они с удовольствием играют, отправляют друг другу открытки, скачивают новые мелодии. Причем — независимо от возраста. Возможно, со временем, когда телефоны станут более совершенными, будет востребован и бизнес-контент — новостная и справочная информация. Но массовым рынком все равно останутся именно развлечения". В дальнейшем же, с развитием технологий, продажа мелодий перерастет в продажу музыки, а картинок — в продажу клипов.
© Наталья Васильева "Бизнес & Балтия"
www.MForum.ru
04.11. [Новинки] Анонсы: Представлены Nokia 108 4G (2024) и Nokia 125 4G (2024) / MForum.ru
04.11. [Новинки] Слухи: Redmi K80 замечен на «живом» фото / MForum.ru
01.11. [Новинки] Анонсы: iQOO 13 дебютирует с Snapdragon 8 Elite, кольцом камеры RGB и огромной батареей / MForum.ru
01.11. [Новинки] Анонсы: Представлен OnePlus 13 с Snapdragon 8 Elite, обновленными камерами и АКБ 6000 мАч / MForum.ru
01.11. [Новинки] Слухи: Asus ROG Phone 9 Pro будет поддерживать рекордную частоту обновления экрана / MForum.ru
31.10. [Новинки] Анонсы: Xiaomi 15 Pro получает Snapdragon 8 Elite, 5-кратный перископ и мощную батарею / MForum.ru
30.10. [Новинки] Анонсы: Xiaomi Pad 7 и Pad 7 Pro дебютируют с 11,2-дюймовым дисплеем 144 Гц разрешением 3.2K / MForum.ru
29.10. [Новинки] Анонсы: Tecno MegaPad 10 – бюджетный планшет с длительным временем автономной работы / MForum.ru
28.10. [Новинки] Анонсы: Poco C75 с ценой $109 представлен официально / MForum.ru
25.10. [Новинки] Слухи: Samsung готовит смартфоны W25 и W25 Flip для китайского рынка / MForum.ru
25.10. [Новинки] Анонсы: Представлены Oppo Find X8 и X8 Pro — Dimensity 9400, впечатляющие камеры / MForum.ru
24.10. [Новинки] Слухи: Подтверждены основные характеристики Poco C75 / MForum.ru
23.10. [Новинки] Анонсы: Huawei представила HarmonyOS Next — свою собственную ОС, конкурирующую с Android / MForum.ru
23.10. [Новинки] Анонсы: Представлен Infinix Hot 50 Pro с Helio G100, экраном 120 Гц и 50 Мп камерой / MForum.ru
23.10. [Новинки] Анонсы: Huawei Nova 13 и Nova 13 Pro официально представлены в Китае / MForum.ru
22.10. [Новинки] Слухи: iQOO подтвердил емкость АКБ смартфона iQOO 13 / MForum.ru
22.10. [Новинки] Слухи: Vivo готовится анонсировать смартфон S20 / MForum.ru
21.10. [Новинки] Анонсы: Honor Tablet GT Pro дебютирует с экраном OLED 144 Гц и SD 8s Gen 3 / MForum.ru
21.10. [Новинки] Анонсы: Honor X60 Pro и Honor X60 представлены официально / MForum.ru
18.10. [Новинки] Это интересно: Новый iPad mini поставляется с пониженным чипсетом A17 Pro / MForum.ru