MForum.ru
04.06.2013,
Справочная информация по проекту ГЛОНАСС
ГЛОНАСС - ГЛОбальная Навигационно-Спутниковая Система
Что такое ГЛОНАСС
Российская система глобального позиционирования. Аналог американской системы GPS - первой системы глобального позиционирования. Призвана обеспечить возможность определения координат подвижных и неподвижных объектов на поверхности Земли. Созданная в военных целях, система также может быть использована гражданскими для определения координат объектов во всем мире, например, в системах fleet management.
Исторические данные по ГЛОНАСС
Создание системы началось в 1982 году, впрочем, ранее с 1976 года началось планирование глобальной навигационной системы "Ураган", которую впоследствии и "конвертировали" в ГЛОНАСС. В 1982 году был запущен первый спутник - "Космос-1413". К 1995 году было завершено формирование группировки из 24 спутников.
В конце 90-х годов система пришла в упадок в связи с прекращением ее финансирования государством. Между тем, на поддержание системы требовалось не менее $60 млн ежегодно, а также запуск порядка 8 спутников в год, т.к. гарантийный ресурс спутников, входящих в систему, составлял 3 года. На практике, реальные сроки эксплуатации оказались близки к гарантийным. В итоге к лету 2001 года на орбите осталось только 6 спутников, соответственно, время определения координат по ГЛОНАСС выросло до 1-2 часов.
С 2003 года система восстанавливается. Бюджет программы восстановления - 27 млрд рублей. Куратором выступил первый вице-премьер Сергей Иванов. Утвержденный в марте 2008 года срок ввода системы в эксплуатацию на территории России - конец 2008 года. По прежним планам на территории РФ системой можно было начать пользоваться к 31 декабря 2007 года. Источник
В апреле 2008 года стало известно об очередной задержке - теперь сообщается, что система заработает в глобальном масштабе в 2010 году, в частности, глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов пообещал, что "в 2010 году ГЛОНАСС заработает в глобальном масштабе и будет работать с высочайшей надежностью и эффективностью". Источник
В январе 2009 года на коллегии "Роскосмоса" вице-премьер Сергей Иванов заявил, что управление ГЛОНАСС неэффективно: «Надо честно признать: управление программой и координация деятельности государственных заказчиков при ее реализации на сегодняшний день неэффективны. Мы сегодня мало что можем предложить как отечественному, так и зарубежному рынку навигационных услуг». По словам вице-премьера, к дальнейшему развитию системы ГЛОНАСС необходимо привлекать ученых из других стран и использовать американский опыт создания системы GPS. Источник
4 ноября 2011 года число спутников в группировке ГЛОНАСС достигло 30.
Документы, определяющие политику РФ в отношении ГЛОНАСС
Распоряжение Президента РФ от 18.02.99 - генеральным заказчиком системы, наряду с Минобороны России, определен "Росавиакосмос".
Постановление Правительства РФ от 20.08.2001 - утверждена ФЦП "Глобальная навигационная система" (2002-2011) и определены ее направления: развитие и модернизация ГЛОНАСС, повышение точностных хврактеристик системы, разработка навигационной аппаратуры потребителей, создание и развитие нормативной правовой базы использования навигационных технологий, их внедрение в экономику РФ.
Постановление Правительства РФ от 14.07.06: внесены изменения в ФЦП.
Поручение Президента РФ от 19.04.06: обеспечить массовое производство навигационной аппаратуры потребителей (господдержка в подготовке и реконструкции промышленного производства, развитие массового рынка навигационных услуг).
Указ Президента РФ от 18.05.07 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ". Определены направления ФЦП: развитие и поддержка ГЛОНАСС, разработка навигационной аппаратуры для гражданских и спецпотребителей, внедрение технологий спутниковой навигации на транспорте, модернизация геодезической основы РФ.
Президент РФ подписал Федеральный закон "О навигационной деятельности". В законе дана дефиниция "навигационной деятельности", под которой понимаются действия, связанные с нахождением и использованием координатно-временных параметров объектов, а также определены средства и объекты навигации". C 1 января 2011 г. транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых составляется федеральными и местными органами исполнительной власти, подлежат оснащению средствами навигации, их функционирование обеспечивается российскими навигационными системами. Предполагается, что данный закон позволит установить порядок взаимодействия между субъектами навигационной деятельности и обеспечить широкомасштабное использование систем навигации, включая ГЛОНАСС, в интересах обороны и безопасности страны, различных отраслей экономики и международного сотрудничества. Подробнее
Как устроена система ГЛОНАСС
Определение координат объекта на поверхности земли осуществляется за счет получения абонентским приемником данных от одного или нескольких спутников, входящих в спутниковую группировку и последующего вычисления приемником координат на основе полученных данных.
Спутники системы размещены на трех орбитах, в полностью развернутой системе должно быть по 8 активных спутников на каждой орбите. Орбиты спутников круговые, высота 19100 км, угол наклонения 64 градуса, период обращения каждого КА - примерно 11 часов 15 минут.
Сигналы со спутников передаются в непрерывном режиме, без запроса, а следовательно их прием доступен любому пользователю, имеющему приемник. Передаются два набора сигналов - так называемые, "гражданский" сигнал, а также "военный", закрытый специальным кодом. В особых ситуациях передача гражданского сигнала может быть остановлена.
Точность определения координат системой ГЛОНАСС
Порядка 10 метров по состоянию на март 2008 года. Для сравнения, система GPS обеспечивает точность порядка 2 метров. 2008.03.28 Источник
Планируется повысить точность до 5 метров к 2010 году. 2008.03.28 Источник
Что требуется для плановой работоспособности системы ГЛОНАСС
Для полноценного функционирования системы требуется иметь на орбите 24 работающих спутников и около 6 резервных. Соответствующее решение принято. Также желательно наращивать наземный сегмент системы, что позволит повысить точность определения координат за счет дифференциальной коррекции.
Для охвата территории России системой ГЛОНАСС требуется хотя бы 18 работающих спутников. 2008.03.28 Источник
Затраты на ГЛОНАСС
Затраты на разработку системы ГЛОНАСС, даже при широком использовании ее в мирной жизни, никогда не окупятся. Массовое приобретение коммерческих приемников ни в коем случае не покроет затрат. Главная ее задача — обеспечить обороноспособность страны. Подробнее. Под этим углом и предлагается относиться к данным о затратах на систему.
До 1995 года затраты на проект составили $2.4 млрд.
В 2006 году ФЦП "Глонасс" была профинансирована из федерального бюджета на 4.72 млрд рублей, а в 2007 году - на 9.88 млрд рублей. В 2008 году планируется выделить на систему 10.28 млрд рублей, в 2009 - 10.7 млрд рублей, а в 2010 году - 6.28 млрд рублей. Источник.
Между тем, "Роскосмос" считает, что финансирование программы ГЛОНАСС следует увеличить, как минимум вдвое. Мотивировка - деньги нужны для улучшения точностных характеристик спутников и увеличения срока их работы на орбите до 7 лет.
В феврале 2009 года стало известно о планах Минфина РФ сократить бюджетные затраты на финансирование ФЦП "Глобальная навигационная система". Только с 2002 года на развитие этой системы Россией потрачено около 30 млрд рублей. Источник. В марте уточнилась и сумма - вместо запланированных 9.5 млрд рублей будет выделено 7.5 млрд. Это не должно сказаться на планах достройки 6КА и вывода их на орбиту двумя запусками по 3 спутника в 2009 году. Подробнее
2011.06 "Роскосмос" запросил у правительства РФ 462.22 млрд рублей на реализацию ФЦП "Глобальная навигационная система". ФЦП рассчитана на 9 лет, начиная с 2012 года. Бюджет предыдущей 10-летней программы составлял 140 млрд рублей.
Текущее число спутников ГЛОНАСС
Важно отметить, что не все из находящихся на орбите спутников группировки находятся в рабочем состоянии, а также то, что по мере исчерпания ресурса, работоспособные сегодня спутники будут прекращать работу.
Например, группировка насчитывала 17 спутников по состоянию на 17.05.2007. Из них по целевому назначению использовалось 11 КА, 1 КА находился на этапе ввода в систему, 4 КА было временно выведено из эксплуатации, 1 КА находился на этапе вывода из системы. Управление группировкой осущствляли космические войска средствами наземного комплекса управления Минобороны.
18 спутников по состоянию на конец 2007 года. Источник.
По другим данным, выйти на показатель в 18 спутников удалось в феврале 2008 года.По состоянию на конец 2007 года система покрывает лишь 62-80% российской территории, да и то не круглые сутки. Прием спутникового сигнала по всей стране станет возможен лишь к концу 2008 года, а полный комплект из 24 спутников (включая резервные), обеспечивающий общемировое покрытие, появится не раньше 2010 г.
По данным д.т.н. Михаила Полежаева в марте 2008 года в составе ГЛОНАСС 16 спутников, из которых 1 временно выведен из эксплуатации, что обеспечивает возможность пользоваться системой на 80% территории РФ и на 50% территории земного шара и не круглосуточно.
16 работающих спутников на 27 марта 2008 года. 2008.03.28 Источник
14 работающих спутников на сентябрь 2008 года. 2008.08.26 Источник
На 13 марта 2009 года группировка КА "ГЛОНАСС" (19 бортов) выглядит следующим образом
30 - общее число КА группировки ГЛОНАСС на 2011.11.04, из них 23 в рабочей группировке, а надо, чтобы было 24, 1 в резерве, 1 на этапе ввода в эксплуатацию, 3 только взлетели и дополнят резерв, а 2 "временно выведены на техобслуживание" (интересно, кто их там обслуживает).
Спутники системы "ГЛОНАСС"
"ГЛОНАСС" серии "Космос" (система "Ураган")
ГЛОНАСС
Источник, {{29898}}
Орбита: средневысокая круговая Расчетный срок службы: 3 года Стартовая масса: 1415 кг Мощность СЭП: 1000 Вт Начало летных испытаний: 12.10.1982 Средство выведения: "Протон"
ГЛОНАСС-М
Источник, {{29899}}
"Глонасс-М" на погрузке в транспортный контейнер, 26.12.2007
Орбита: средневысокая круговая Расчетный срок службы: 7 лет Стартовая масса: 1415 кг Мощность СЭП: 1400 Вт Начало летных испытаний: 10.12.2003 Средство выведения: "Протон"
Запуски спутников ГЛОНАСС
1982 - запущен первый КА "ГЛОНАСС" (тогда она называлась еще по другому)
"Роскосмос" за два месяца 2007 года вывел на орбиту шесть спутников ГЛОНАСС (до этого запускали по три в год). Источник.
В 2008-2009 годах планируется по два запуска ракет "Протон" с тремя спутниками "Глонасс-М" на каждой, а в 2010 году будет один такой запуск. Источник
В июле и в октябре 2008 года планируется запустить по три спутника ГЛОНАСС. 2008.03.28 Источник
В дальнейшем будут запускаться спутники "Глонасс-К".
В сентябре 2008 года запущено 3 КА "Глонасс", планируется еще один запуск еще трех аппаратов в течение 1.5 месяцев. До штатного количества группировку планируется довести в 2010 году. Источник
3 спутника запущены в декабре 2008 года.
В 2009 году планировалось двумя запусками вывести на орбиту 6 КА системы ГЛОНАСС. 2008.12.29 Подробнее
2010.12.05 3 КА "Глонасс-М" затонули в Тихом океане по вине РКК "Энергия" (мнение межведомственной комиссии)
2011.10.02 Запущен 1 КА "Глонасс-К" с Плесецка.
2011.10.24 КА "Глонасс-М" 718 (17-я точка) выведен из состава группировки. Работы с ним прекращены 20.10.2011. Причины не объявлены
2011.11.04 Ракета-носитель "Протон-М" и разгонный блок "Бриз-М" успешно стартовали с Байконура и доставили на орбиту около 19 тысяч км три космических аппарата "Глонасс-М".
2011.11.22 До конца 2011 года планируется запустить еще один КА "Глонасс", 22 ноября - с космодрома Плесецк, Р-Н "Союз-2.1б"+РБ "Фрегат"
Кто проектирует и строит ГЛОНАСС
В структуре "Роскосмоса" за "ГЛОНАСС" непосредственно отвечает отраслевой РНИИ КП ("Российский НИИ космического приборостроения"). Ранее головным исполнителем было НПО прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнева (город Железногорск).
Юрий Матэвич Урличич, директор РНИИ КП, генеральный конструктор ГЛОНАСС (Источник);
Григорий Ступак, зам. гендиректора РНИИ КП (2008.03.28).
Красноярское "НПО Прикладной механики им.Решетнева" (НПО ПМ) изготавливает спутники, Тестоедов Николай - генеральный директор и генеральный конструктор. 2008.03.28 Источник
Абонентские устройства ГЛОНАСС
Если создание системы ГЛОНАСС финансируется государством, то создание приемной аппаратуры гражданского назначения бюджет практически не поддерживал. В итоге успехи в области разработки абонентского оборудования весьма скромные, кроме продукции военного применения.
Как правило, выпускаемые устройства с приемником ГЛОНАСС содержат в себе также приемник GPS для повышения надежности определения координат, что их удорожает. В итоге по соотношению цена-качество российских гражданских приемников существенно проигрывает. Подробнее
В Красноярске серийно выпускается навигационная аппаратура типа МРК, обеспечивающая определение по сигналам систем «ГЛОНАСС» и GPS ориентации объектов в пространстве (измерение курса, крена, дифферента-тангажа) наземных, железнодорожных, речных, морских и воздушных объектов. С 2003 года навигационная аппаратура типа МРК поставляется на экспорт, конечно для военных объектов. Источник
Несмотря на то, что ряд абонентских устройств уже выпускается, в апреле 2008 года, замглавы "Роскосмос" Юрий Носенко заявил, что ведомство готово к сотрудничеству с частными компаниями в области разработки чипсетов для бытовых навигаторов на базе ГЛОНАСС. По оценкам участников рынка, стоимость разработки чипсета может составлять $4-$7 млн. Учитывая объемы рынка, стоимость чипсета окажется равна не менее $4 - $5. Источник
Glospace SGK-70
В декабре 2007 года российские GPS/ГЛОНАСС приемники "Навигатор" (Glospace SGK-70) начали продаваться по цене 11990 рублей в сети "Ион". При этом их себестоимость близка к 12000 рублей. Параметры устройства: 20 каналов GPS и 12 каналов ГЛОНАСС. Кроме навигации у прибора есть ряд дополнительных функций - голосовые подсказки поворотов, возможность плоскостной карты и карты 3D, возможность запоминания маршрутов, определение маршрута по номеру дома. Разработка ФГУП НИИ космического приборостроения. В комплект Glospace SGK-70 входят карты Москвы и Московской области, а за дополнительные $180 покупатель может приобрести карту России и городов-миллионников. Источник
Критики буквально "разнесли" данное устройство, в котором, если верить источнику: "российским жгутом был соединен типовой корейский автонавигатор с украинским ГЛОНАСС/GPS-приемником". Такие вот "два в одном". Что же касается потребляемой мощности, то «чудо-навигатор» опасно оставлять включенным в автомобиле (отпуск, командировка и др.), поскольку через 2–3 дня придется менять в машине аккумулятор" (потребляемая мощность ГЛОНАСС/GPS-приемника СН-4701 (NAVIOR24) составляет 1,5 Вт (!)).
M2M-Cyber GLX
M2M-Cyber GLX - серийно производимый абонентский телематический терминал (GSM/GPS/ГЛОНАСС) - бортовое навигационно-связное оборудование с функцией глобального местоопределения и сотовый абонентский терминал BN-City GXP, который работает в стандарте передачи данных GPRS и SMS и устанавливается на мобильных объектах. Источник
Основные функции M2M-Cyber GLX
Определение и передача на телематический сервер местоположения и параметров режима движения подвижного объекта - географических координат, скорости, курса. Определение состояния систем и компонентов подвижных и/или стационарных объектов с помощью обработки сигналов с цифровых и аналоговых датчиков. Запрограммированная реакция на ряд событий:
1. превышение заданной скорости;
2. пройденный километраж;
3. изменение курса;
4. реакция на сигналы различных датчиков, подключенных к входам терминала;
5. вхождение в заданную зону или выход за ее пределы. Передача телематических данных на сервер по каналу связи GPRS или с помощью SMS. Дистанционное управление системами объекта с помощью команд, подаваемых с телематического сервера. Обеспечение двухсторонней громкоговорящей связи между водителем и диспетчером. Реализация дополнительных функций (одометр, расчет статистических показателей). Обмен данными между подключенными к терминалу дополнительными устройствами с последовательным интерфейсом и телематическим сервером.Технические характеристики M2M-Cyber GLX
Габаритные размеры: 150х120х45 мм. Вес: не более 0,3 кг. Материал корпуса: пластик. Рабочие температуры: от –30оС до +55оС. Диапазон напряжений питания: от 9 В до 36 В. Мощность, потребляемая в режиме ожидания: не более 2 Вт. Мощность, потребляемая в режиме передачи данных и голосовой связи: не более 5 Вт. Количество дискретных входов: 8. Уровни срабатывания дискретных входов для логических датчиков: «1» - более 7 В, «0» - менее 3 В. Количество дискретных выходов типа «открытый коллектор»: 8. Нагрузочная способность выходов: 200 мА. Количество аналоговых входов: 4. Разрядность АЦП аналоговых входов: 16. Мощность звукового выхода громкой связи при R=4 Ом: не менее 1,5 Вт. Частотные диапазоны GPRS модема: 900, 1800, 1900 МГц. Средняя квадратическая погрешность навигационных параметров (координат): не более 10 м. Время холодного старта: не более 90 сек. Время горячего старта: не более 60 сек. Объем внутренней энергонезависимой памяти («черного ящика»): не менее 50000 событий Средний ток потребления в штатном режиме: не более 200мА.
ИсточникSPIRIT DuoStar-2000
Разработка SPIRIT Telecom. Малогабаритный 24-канальный встраиваемый двухсистемный приемник. Проведены испытания в 32-м институте МО РФ. Компактное решение 30x40x6 мм с малым энергопотреблением (<600 мВт), может использоваться в различных приложениях, в том числе в тех из них, которые отличаются повышенными требованиями к точности определения координат, скорости и времени. Источник
-> Спецификация SPIRIT DuoStar-2000
Сколько абонентских приемников ГЛОНАСС требуется рынку, сколько планируется выпустить. Кто их выпускает
По программе развития ГЛОНАСС к 2015 г. только для государственных нужд России должно быть выпущено 700 000 таких приемников. Источник
КБ "Навис" увеличило продажи приемников "ГЛОНАСС/GPS" с 1500 штук в 2006 году до 5000 в 2007 году. План на 2008 год - более 30.000 приемников.
Сообщается, что в 2008 году "ФГУП НИИ космического приборостроения" начало создание производственных мощностей на 450 тысяч приемников в год, но план на 2008 год - лишь 1000 штук. Источник
О планах выпуска навигаторов "ГЛОНАСС/GPS" заявил ростовский завод "Квант" (ОАО "Научно-производственное предприятие космического приборостроения "Квант"). В феврале получен сертификат "Южного центра сертификации и испытаний" на серийное производство навигаторов, запланированное на 2009 год. Опытный экземпляр имеет размеры 12x5 см. В 2008 году изготовят опытную партию из 100 штук. Первая серийная партия будет - 1000 штук. Вложения в производственную линию и НИОКР стоили предприятию 5 млн рублей. Срок окупаемости проекта оценивается в 3 года. 2008.03 Источник
Для производства приемников "GPS/ГЛОНАСС" в 2007 году было создано совместное предприятие ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИК), наполовину принадлажащее АФК "Система" через двух ее "дочек", вторая половина является собственностью РНИИ КП. УК - 10 млн рублей. Однако в связи с отсутствием госсзаказа, производство так и не было запущено в 2007 году.
Московское ФГУП "НИИ микроэлектронной аппаратуры "Прогресс", предлагает производителям навигационного оборудования OEM-платы GPS/ГЛОНАСС размером 715х51ч12 мм за $450. Источник: "Стандарт", 2007-06, с.10.
О планах выпуска приемников GPS/ГЛОНАСС заявлял ЗАО "КБ НАВИС", размеры 35х35 мм, ценой ~$150. Источник: "Стандарт", 2007-06, с.10.
2008.09 Ижевский завод выпускает 5-6 тысяч бескорпусных приемников ежегодно. Потребность в приемниках оценивается в 250 тысяч штук. Источник
Зачем нужна система ГЛОНАСС (кроме военных применений)
Базово - определение координат местоположения приемника, высоты и скорости на земной поверхности. Одно из популярных применений - на транспорте. Например, если установить приемник GPS в автобусе, то бортовой компьютер сможет сравнить текущее положение автобуса с заранее заложенными в память устройства данными и подсказать водителю, отстает он от графика или опережает его. Если добавить в систему канал связи (например, сотовой) с диспетчерской системой, то у диспетчера появится возможность наблюдать в реальном времени за местоположением всех транспортных объектов, входящих в парк предприятия на карте и, соответственно, при необходимости управлять их движением. Если транспорт выезжает за зону действия сети сотовой связи, например, трейлеры или железнодорожные вагоны, в систему можно дополнительно включать передатчик спутниковой связи для передачи данных с GPS-приемника. Разумеется, можно реализовать и более сложные системы управления транспортом на базе GPS.
Внедреж ГЛОНАСС (также смотрите в новостях, ниже)
2008.12.25 "Норильск-Телеком" и "М2М телематика" подписали соглашение, "Норильск-Телеком" получила эксклюзивные права на продвижение систем на основе ГЛОНАСС/GPS на территории Красноярского края, Новосибирской и Мурманской областей в течение года. Партнеры будут вести совместную работу по развитию и модернизации сети мониторинга подвижных объектов ГЛОНАСС/GPS «Норильск-Телеком» с использованием технических возможностей систем мониторинга и управления транспортом «BusinessNavigator», созданных компанией «М2М телематика». «Норильск-Телеком» закупит 1400 абонентских терминалов M2M-Cyber GLX, которые в течение года будут подключены к сети мониторинга подвижных объектов ГЛОНАСС/GPS на указанных территориях. Подробнее
2008.12.22 Российский телематический оператор и разработчик программного обеспечения «М2М телематика» заключил государственный контракт на поставку оборудования для автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками на территории Саратовской области. По словам PR-менеджера «М2М телематика» Анастасии Сманюк, в ПФО уже полтора года проект, аналогичный саратовскому, реализуется в Пензе. Подробнее
2008.10.24 Терминалами GPS оснащены 80 автомобилей полка ППС при УВД Уфы. Теперь планируется оснащение полка ДПС системами навигации планируется завершить в ближайшее время. Внедрением занимается инженерный центр "Системы информации и связи". Абонентские устройства выпуска ОПО "Ижевский радиозавод". Оценка потребности республики в абонентском оборудовании - 50 тысяч мобильных устройств, из них 4000 - в Уфе. В Уфе планируют, что ГЛОНАСС станет основной создания единой городской системы мониторинга транспортных средств, что позволит добиться экономии расходов на топливо, сотовую связь, снижает немотивированные простои, отклонения от маршрута и т.п. Подробнее
2008.05.06 "М2М телематика" оснастила системой M2M-CityBus (GSM/GPS/ГЛОНАСС) 250 автобусов. Подробнее
2008.03.21 Компания «М2М телематика» оснастила в Сочи автобусы городского общественного транспорта автоматизированной системой управления перевозочным процессом М2М-CityBus на базе технологии GPS/ГЛОНАСС. Автоматизированная система управления перевозочным процессом M2M-CityBus является законченным решением для автоматизации деятельности пассажирских автотранспортных предприятий. Решение M2M-CityBus разработано для государственных и коммерческих предприятий и предназначено для осуществления долгосрочного планирования перевозок и оперативного управления перевозочным процессом в режиме реального времени. Система M2M-CityBus – телематическая платформа, в состав которой входит пользовательское программное обеспечение (ПО), телематический сервер с установленным серверным ПО и навигационно-связное оборудование. На сегодняшний день в системе используется серийно производимый абонентский телематический терминал M2M-Cyber GLX (GSM/ГЛОНАСС/GPS), который представляет собой бортовое навигационно-связное оборудование с функцией глобального местоопределения и сотовый абонентский терминал BN-City GXP, который работает в стандарте передачи данных GPRS и SMS и устанавливается на мобильных объектах. Планируется, что до конца 2008 года системой М2М-CityBus будут оснащены 400 единиц автотранспорта в Сочи, а в дальнейшем, с учетом автомобилей коммунального хозяйства, более 3 тысяч. Ранее компания «М2М телематика» установила систему М2М-CityBus в различных автотранспортных компаниях Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Череповца и Костромы. Источник
2007.06 Институт точной механики и вычислительной техники им.С.А.Лебедева РАН (ИТМиВТ) выиграл право на заключение госконтракта на разработку "Системы мониторинга и информационно-навигационного обеспечения движения железнодорожного транспорта с использованием сигналов ГЛОНАСС, GPS, Galileo. Источник: "Стандарт", 2007-06, с.12.
Оценка объема рынка абонентских устройств ГЛОНАСС
2,0 миллиардов долларов может достичь объем продаж приемников «Глонасс»/GPS в России в течение двух лет за счет расширения отечественного производства, подсчитал руководитель группы продаж КБ «Навис» Сергей Тихомиров. 2008.03 Источник
350-400 тыс. изделий в год, оценка потребностей российского рынка навигаторов "Российского института радионавигации и времени и КБ "Навис". 2008.03 Источник
Общественные объединения ГЛОНАСС
Встречи, посвященные ГЛОНАСС
2009.05.12-15 Планируется провести в Москве 3-й международный форум по спутниковой навигации "Навигационные системы, технологи и услуги", а также международная выставка "Навитех-Экспо-2009". Подробнее
2008.03.27 В Москве состоялся совет главных конструкторов ГЛОНАСС. На обсуждение вынесены вопросы состава системы, принципы ее организации, предложения в план-проспект системного проекта ГЛОНАСС. Также намечено выработать предложения по корректировке федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" и определить основные направления развития международного сотрудничества в области спутниковой навигации. Подробнее см. пресс-релиз "РНИИ КП"
Новости по теме (еще на iBusiness хорошая подборка про ГЛОНАСС)
2011.08.18 Скандалы: Производители систем спутникового мониторинга выступили против монополизации рынка
2011.03.08 НИС ГЛОНАСС подписала соглашение с T-Systems (Германия) и двумя бразильскими компаниями
Составитель: Алексей Бойко
© Алексей Бойко, Сообщество 4G,
Публикации по теме:
22.12. [Новинки] Анонсы: Oukitel RT3 – компактный защищенный планшет на Helio P22с 8-дюймовым дисплеем / MForum.ru
01.07. [Новости компаний] VoLTE: МегаФон назвали лидером по использованию VoLTE / MForum.ru
16.05. [Новинки] Анонсы: Samsung Galaxy Tab S6 Lite (2022) представлен официально / MForum.ru
15.12. [Новости компаний] Фоторепортажи: Экскурсия по демо-зоне 5G конференции OpenRAN Russia 2021 - Часть 4. Видеостриминг в 5G, Seentest, Euler Project, стандарты и беспилотники / MForum.ru
14.12. [Новинки] Анонсы: Redmi Watch 2 Lite представлены в Европе / MForum.ru
ГЛОНАСС: Число спутников группировки ГЛОНАСС достигло 30.
4 ноября 2011 года ракета-носитель "Протон-М" и разгонный блок "Бриз-М" успешно стартовали с Байконура и доставили на орбиту около 19 тысяч км три космических аппарата "Глонасс-М". Это увеличивает орбитальный резерв группировки, который составлял 1 КА. До конца 2011 года планируется запустить еще один КА "Глонасс", 22 ноября - с космодрома Плесецк, Р-Н "Союз-2.1б"+РБ "Фрегат"
Спутниковый контроль автотранспорта и учёт топлива (СКАУТ) ГЛОНАСС/GPS – высокотехнологичный аппаратно-программный комплекс, включающий в себя навигационное оборудование, программное обеспечение и информационные сервисы. Задача Системы СКАУТ – обеспечивать контроль работы автотранспорта и спецтехники, помогая повысить эффективность корпоративных автопарков и автопредприятий любого масштаба: Предоставлять информацию о местонахождении и маршрутах транспорта; Контролировать выполнение графиков и расписаний; Отслеживать расход топлива, заправки и сливы; Вести мониторинг режимов движения, работы отдельных узлов спецтехники; Формировать отчеты для анализа работы автотранспорта, оценки эффективности и принятия мер по ее повышению. Внедрение Системы СКАУТ в автопарке позволяет постоянно контролировать транспорт и спецтехнику, значительно сократить несанкционированный расход топлива, уменьшить реальный и исключить «накрученный» пробег, повысить дисциплину водителей и других сотрудников. Основные показатели эффективности внедрения Системы СКАУТ Уменьшение пробега автотранспорта за счёт эффективного управления перевозками на 10-30%; Снижение расхода топлива благодаря снижению пробега и устранение «левых» рейсов на 6-23%; Уменьшение количества случаев воровства топлива за счёт контроля заправок и сливов топлива на 95%; Снижение количества нарушений трудовой дисциплины на 98%; Снижение риска хищения транспорта и груза за счет постоянного контроля местоположения, использования тревожных кнопок и удаленной блокировки двигателя; Повышение безопасности перевозок благодаря инструментам контроля стиля вождения и соблюдения ПДД.Повышение эффективности использования рабочего времени диспетчеров и логистов на 20-30%.
Автобусный парк города будет дооборудован на 100% к началу апреля.
В Перми запущено серийное производство навигационных терминалов для федеральной целевой программы «ЭРА-ГЛОНАСС»
3 июня 2013 года, Пермь, пресс-релиз, через MForum.ru — Компания «Форт-Телеком» - один из основных разработчиков оборудования для федерального проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», запустила в серийное производство новое поколение навигационных терминалов для контроля параметров работы транспортных средств серии FORT-112EG. В 2011-2012 годах телематическое оборудование прошло испытание в пилотных зонах ФЦП, развернутых в Москве, Санкт-Петербурге и Курске (
«ЭРА-ГЛОНАСС» (Экстренное Реагирование при Авариях) — система спутникового мониторинга транспорта, предназначенная для автоматического оповещения служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях. Система включает навигационно-телекоммуникационные терминалы, устанавливаемые на транспортные средства, и соответствующую инфраструктуру операторов мобильной связи и экстренных служб. Предполагается, что введение системы позволит снизить уровень смертности и травматизма на дорогах на 30%. «ЭРА-ГЛОНАСС» основана на европейском стандарте eCall/E112, разрабатывается по поручению Правительства РФ для совместного использования с отечественной системой спутникового позиционирования ГЛОНАСС.
Навигационные терминалы FORT-112EG — второе поколение терминалов, разрабатываемых компанией «Форт-Телеком» для «ЭРА-ГЛОНАСС». Новое поколение терминалов соответствует актуальным требованиям проекта и разработано с учетом результатов проведенных испытаний. Оборудование работает в сетях 3G, позволяет подключать внутрисалонные видеокамеры и другие периферийные устройства с целью передачи данных в диспетчерский центр «ЭРА-ГЛОНАСС».
Старт проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» запланирован на начало 2014 года.
Компания «Форт-Телеком» — разработчик и поставщик решений в области М2М-технологий: ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга транспорта, людей и стационарных объектов. Дополнительные и активно развивающиеся направления деятельности компании – разработка оборудования для построения необслуживаемых сетей IP-видеонаблюдения и разработка проектных решений в области телекоммуникаций. Головной офис «Форт-Телеком» располагается в Перми, компания представлена на рынке с 2007 года.
"Сумма телеком" в сотрудничестве с ОАО "Региональный информационный центр республики Татарстан" подключила к системе спутникового мониторинга GPS/ГЛОНАСС автобусы, которые перевозят участников Универсиады в Казани. Республиканское подразделение Ространснадзора РФ получило информацию о местоположении и маршрутах следования 230 автобусов в режиме реального времени.
В пресс-релизе компании говорится, что это позволяет контролировать своевременное прибытие автобусов к местам назначения и оперативно реагировать в случае возникновения нештатных ситуаций. Хотелось бы также, чтобы при запуске подобных систем вводилось бы также прогнозирование времени прибытия автобуса и соответствующие оповещения или возможность узнать результат прогноза для тех, кто ожидает подачи транспорта или в нем находится. Автобусы также оснащены системой голосовой связи водителя и диспетчерского центра.
Проблема ГЛОНАСС в том, что большинство спутников обладают слишком коротким временем функционирования. Проблема усугубляется тем, что и запуски, как мы знаем, не всегда бывают удачными. Глава Роскосмоса Олег Остапенко заявил, что элементы ГЛОНАСС постараются усовершенствовать с целью продления времени их нормативного функционирования до 10 лет. Одновременно планируется улучшить точностные характеристики системы.
Идеи хорошие, осталось дождаться их воплощения в жизнь.
25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru
25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru
24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru
23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru
20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru
19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru
18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru
17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru
16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru
16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru
13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru
13.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о китайской версии Vivo Y300 5G / MForum.ru