МТС vs «ВымпелКом» – кто будет лидером через год? Часть 2

MForum.ru

МТС vs «ВымпелКом» – кто будет лидером через год? Часть 2

17.12.2003, МФ

Вчера "Мобильный форум" начал публикацию сравнительного анализа результатов работы двух крупнейших российских операторов (МФ, 2003-12-16). Продолжаем тему рассмотрением ситуации в регионах.


Регионы

В течение практически всего 2003 года (за исключением периода февраль-апрель) МТС лидировал по показателю абсолютного ежемесячного прироста абонентов.

Рис.6. Абсолютный рост региональных абонентских баз
МТС и «ВымпелКома»

В итоге, к концу ноября прирост абонентской базы компании с начала года составил 4.425.000 пользователей, тогда как у «ВымпелКома» этот показатель достиг уровня 3.710.000. Средний ежемесячный прирост составил примерно 400.000 и 335.000 абонентов соответственно.

Рис.7. Относительный рост региональных абонентских баз
МТС и «ВымпелКома».

Однако, в относительных показателях «ВымпелКом» растет значительно быстрее. По сравнению с началом года региональная абонентская база оператора выросла на 270%. Для МТС этот показатель составил 130% – в 2 раза меньше. Естественно, во многом такая разница в абсолютной и относительной динамике обусловлена меньшим объемом базы «ВымпелКома». В начале года число региональных абонентов компании составляло всего 1.370.000 против 3.425.000 у МТС. Поэтому большая скорость набора абонентов «ВымпелКома» удивлять не должна. Заметим, что среднемесячные темпы прироста в течение 11 месяцев текущего года у «ВымпелКома» составили 12,7%, по сравнению с 7,9% у МТС.

Итак, в регионах наблюдается лидерство «ВимпелКома» по скорости набора абонентов, но в абсолютном выражении МТС подключает большее количество новых пользователей.

Регионы с учетом поглощений

Следует делать различия в способах увеличения числа абонентов, которые практикуют операторы. Речь идет о склонности компаний к поглощениям, или к строительству собственных сетей. В принципе, то, что крупная компания, работающая на федеральном уровне, поглощает меньшую региональную компанию, не характеризует поглощающую компанию отрицательно. Это обычная бизнес-практика, которая, кстати, имеет положительное значение и для абонентов регионального (поглощаемого) оператора.

Другое дело, что включение абонентов приобретенных компаний в общую базу оператора дает выброс в ряде значений, который несколько искажает реальную динамику абонентской базы и дает возможность манипулировать цифрами в «пропагандистских» целях. Для оценки реальной динамики количества абонентов операторов, разумным является исключение подобных выбросов из ряда данных. При этом появляется возможность оценить реальную динамику.

В течение 2003 года МТС и «ВымпелКом» осуществили ряд поглощений региональных операторов, абонентскую базу которых мы включали впоследствии в общую базу компаний.

 

Табл.1. Региональные приобретения МТС и «ВымпелКома»
 в течение 11 месяцев 2003 года.

Важно отметить, что в таблице в графе «месяц консолидации» указан месяц, с которого абоненты соответствующих компаний включены в общую абонентскую базу по статистике, ведущейся «Мобильным Форумом», но не оператором. В частности, «ВымпелКом» включил абонентов «Экстел» в консолидированную базу в декабре 2002. Кроме того, абонентов «Примтелефона», «Волгоград-Мобайл» и «Астрахань-Мобайл», в которых МТС владеет 50% долей, компания относит в отдельную графу «Неконсолидированные компании в России». Тем не менее, мы учитываем этих абонентов в суммарной абонентской базе оператора, поэтому соответствующие вычеты из ряда значений также производятся.

Ниже представлены графики прироста абонентских баз операторов за вычетом количества абонентов приобретенных компаний в соответствующие месяцы.

Рис.8. Абсолютный рост региональных абонентских баз
МТС и «ВымпелКома»
за вычетом поглощений региональных компаний

С учетом региональных поглощений ситуация несколько изменилась. По суммарному абсолютному приросту абонентской базы продолжает лидировать МТС. С начала 2003 прирост составил 3.735.000, тогда как у «ВымпелКома» – 3.385.000. По сравнению с цифрами, в которые были включены приросты за счет единовременного включения баз региональных операторов, отрыв между компаниями сократился с 715.000 до 350.000. Более корректным свидетельством относительного ослабления позиций МТС является снижение соотношения приростов региональных баз МТС и «ВымпелКома», которое без вычета поглощений составляло 4.425/3.710=1,2, а с вычетом 3.735/3.385=1,1.

Менее впечатляющим стало и лидерство в ежемесячном приросте, который для МТС, в среднем составил 340.000 против 310.000 у «ВымпелКома». Тем не менее, МТС, даже за вычетом региональных поглощений остается лидером по абсолютному приросту абонентской базы.

Рис.9. Относительный рост региональных абонентских баз
МТС и «ВымпелКома»
за вычетом поглощений региональных компаний

Соответственно, лидерство «ВымпелКома» по темпам роста региональной базы укрепилось. За 11 месяцев 2003 года число региональных абонентов за вычетом единовременных эффектов от поглощений возросло на 247% у «ВымпелКома» против 110% у МТС. Об этом же свидетельствует и смещение графика ежемесячных темпов прироста для «ВымпелКома» вверх по сравнению с графиком для МТС. Средний ежемесячный прирост составил 6,7% для МТС и 10,6% для «ВымпелКома».

Таким образом, по скорости прироста «ВымпелКом» лидирует как в случае учета единовременных эффектов от приобретений, так и без него. Причем если учитывать «чистый» прирост, то лидерство «ВымпелКома» по этому параметру выглядит более убедительно.

Итоги

Ниже представлена сводная таблица средних показателей прироста абонентских баз «ВымпелКома» и МТС.

 

Табл.2. Значения абсолютного и относительного среднего прироста
 абонентских баз МТС и «ВымпелКома»
за первые 11 месяцев 2003 года

Можно сделать вывод, что МТС по итогам 11 месяцев 2003 года лидирует по абсолютным показателям прироста абонентской базы во всех категориях. Однако в Москве это лидерство не столь убедительно, на наш взгляд, здесь корректнее говорить о равенстве по абсолютному приросту двух операторов. Таким образом, если предположить, что сохранится текущая тенденция абсолютного прироста, то «ВымпелКом» не сможет догнать МТС по суммарному числу абонентов и по числу региональных пользователей.

Строго говоря, при выполнении этого предположения отрыв МТС от конкурента в абсолютном значении количества абонентов будет постоянно расти. Однако выполнение этого предположения, маловероятно хотя бы по той причине, что МТС уже присутствует в большинстве наиболее привлекательных регионов, тогда как «ВымпелКому» еще предстоит в них выйти. Это позволяет рассчитывать отстающему пока оператору на увеличение абсолютных значений прироста. Нельзя исключать, что по этому показателю «ВымпелКом» обгонит конкурента, особенно учитывая, тот факт, что отрыв МТС по «чистому» приросту сейчас составляет всего около 30.000 в месяц.

Однако по скорости набора (или по темпам прироста) для региональной и общей абонентской базы лидирует «ВымпелКом». МТС по этому показателю лидирует лишь в Москве. В таком случае, если предположить, что текущие темпы роста сохранятся, то можно сделать вывод, что «ВымпелКом» имеет шанс обогнать конкурента. Если взять за грубую оценку скорости дальнейшего роста абонентских баз операторов средний «чистый» темп прироста в регионах и в Москве, то нетрудно подсчитать, что при сохранении текущих тенденций общие базы операторов сравняются в декабре 2004 года – январе 2005. То есть, «ВымпелКом» выйдет вперед не ранее конца следующего года.

Тем не менее, и это предположение вряд ли будет соответствовать действительности. Ведь в дальнейшем темпы роста «ВымпелКома» вполне могут сократиться хотя бы из-за увеличения абсолютного значения самой абонентской базы.

Отметим, что в целом МТС в течение 2003 года произвел больше поглощений региональных операторов, чем «ВымпелКом». Прирост за счет включения абонентских баз приобретенных операторов в общую базу составил около 690.000 для МТС и около 325.000 для конкурента. Доля поглощений в приросте за первые 11 месяцев 2003 года составила 16% для МТС и 9% для «ВымпелКома». Если же консолидировать абонентов «Экстела» в общую базу «ВымпелКома» в январе (как это и делает оператор), то значение 9% сократится до 6%, что почти в 2,7 раза меньше, чем у МТС. Тем не менее, говорить, что абонентская база МТС растет преимущественно за счет региональных приобретений неправильно. Даже по «чистому» приросту позиции лидера достаточно сильны.

Подводя итоги, можно сделать следующие предположения.

1. В наиболее оптимистическом для МТС варианте «ВымпелКом» не сможет догнать лидера, если не произойдет каких-то радикальных перемен на рынке.

2. В наиболее оптимистическом для «ВымпелКома» варианте компания догонит МТС к концу 2004 года.

3. По нашему мнению (наиболее вероятный вариант) в течение 2004 года МТС не уступит лидерские позиции на российском рынке сотовой связи. Тем не менее, динамика «ВымпелКома» весьма впечатляет, и это стоит отдельно отметить.

Оговоримся, что утверждать что-то наверняка в условиях столь быстро растущего рынка очень сложно. И любые, даже очень подробные исследования, не могут гарантировать получения абсолютно достоверных выводов. Как сказал представитель одного из операторов: «Если ничего не делать, то рынок можно потерять за пять минут». Остается только рассчитывать на то, что действия операторов в гонке за лидерство в 2004 году пойдут на пользу конечным пользователям (а ведь обычно так и бывает).

(с) Роман Мельников, аналитик "Мобильного форума"

 

Обсуждение (открыть в отдельном окне)

В форуме нет сообщений.

Новое сообщение:
Complete in 3 ms, lookup=0 ms, find=3 ms

Последние сообщения в форумах

Все форумы »



Поиск по сайту:

Подписка:

Подписаться
Отписаться


Новости

25.12. [Новинки] Слухи: Появились подробности о камерах Vivo X200 Ultra / MForum.ru

25.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Oppo A5 Pro с Dimensity 7300 SoC, рейтингом IP69 и аккумулятором емкостью 6000 мАч / MForum.ru

24.12. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29 5G – смартфон начального уровня для 5G-сетей / MForum.ru

24.12. [Новинки] Анонсы: Honor Magic7 RSR Porsche Design представлен официально / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Ulefone Armor X31 Pro с экраном 120 Гц, камерой ночного видения и аккумулятором емкостью 6050 мА•ч / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Honor GT со Snapdragon 8 Gen 3, IMX906 и зарядкой мощностью 100 Вт / MForum.ru

23.12. [Новинки] Анонсы: Honor Pad V9 с 11,5 дюймовым дисплеем представлен официально / MForum.ru

20.12. [Новинки] Слухи: HMD Global работает над смартфоном под кодовым названием «Orka» / MForum.ru

20.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты ключевые характеристики Vivo Pad 4 Pro / MForum.ru

19.12. [Новинки] Анонсы: Poco C75 5G доступный 5G-смартфон на Snapdragon 4s Gen 2 / MForum.ru

19.12. [Новинки] Анонсы: Poco M7 Pro 5G — 5G-смартфон за 15 000 рупий / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Moto G05 с чипсетом Helio G81 представлен официально / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Motorola представила смартфоны с емкими АКБ – Moto G15 и G15 Power / MForum.ru

18.12. [Новинки] Анонсы: Представлен Motorola Moto E15 с Android 14 Go / MForum.ru

17.12. [Новинки] Анонсы: Классические телефоны Nokia получают обновление 2025 года / MForum.ru

16.12. [Новинки] Слухи: Poco X7 и X7 Pro замечены на рендерах / MForum.ru

16.12. [Новинки] Анонсы: Lava O3 Pro появился на Amazon India / MForum.ru

13.12. [Новинки] Анонсы: Huawei FreeBuds Pro 4 стали первым устройством бренда Huawei Sound / MForum.ru

13.12. [Новинки] Анонсы: Серия Huawei Nova 13 выходит на мировой рынок / MForum.ru

13.12. [Новинки] Слухи: Раскрыты подробности о китайской версии Vivo Y300 5G / MForum.ru